Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Разработка урока "Производная"
[ Скачать с сервера (137.8 Kb) ] 2016-03-06, 7:42 AM
Тема урока: Производная.
Тип урока: Урок открытия нового знания, обобщения материала.

Деятельность – единственный путь к знаниям.
Б. Шоу

Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий и
путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций

Основные цели и задачи:
Образовательный аспект: К концу урока учащиеся:
• знают определение производной; правила, формулы нахождения производной; определение непрерывной функции;
• понимают физический и геометрический смысл производной;
• применяют определение производной, формулы и правила вычисления производной; соотносят функции и соответствующие производные;
• анализируют, оценивают выполненную работу;
• планируют решение задачи, обобщают применение производной;
• делают выводы, оценивают.
Развивающий аспект:
• развивать умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза;
• развивать навыки работы с математическим текстом;
• развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывающий аспект:
• формирование активности, взаимопомощи, коллективизма, умение работать в паре;
• формирование творческого отношения к делу, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Используемые образовательные технологии – Технология дифференцированного обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), ИКТ, технология сотрудничества и партнерства.

Информационно – обучающее обеспечение урока: презентация, раздаточный материал (разноуровневые задания), лист оценивания.

Ход урока:
1. Организационный момент
Позитивный настрой

(вступительное слово учителя)
Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание
Деятельность – единственный путь к знаниям.
Б. Шоу

И высказывание Конфуция:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий и
путь опыта – это путь самый горький.

То есть на уроке мы будем размышлять, подражать и набираться опыта.

2. Актуализация ЗУН

№1. Игра «Верю – не верю» (индивидуально)
Верите ли вы, что:

№ Задание-вопрос Ответ учащегося Коррекция
1 Если функция f(x) непрерывна в каждой точке множества, то она называется прерывной функцией на данном множестве. (Неверно).
2 Производной функции ¦(х) в точке х0 называется предел отношения приращения функции D¦ = ¦(х + Dх) – ¦( х0) к приращению аргумента Dх, при Dх ®0, если этот предел существует

(верно)
3 Производная в точке х0 равна угловому коэффициенту касательной к графику функции у = ¦(х) в этой точке ¦¢(х) = k = tg a (верно)
4 Производная произведения равна произведению производных (Неверно).
5 Производная от координаты по времени равна скорости. (верно)
6 Уравнение касательной функции f(x) в точке х0 (верно)
7 Производная суммы равна сумме производных (верно)
8 Разность значений аргумента х1 – х называют приращением функции в точке х. (Неверно).
9 Производная от скорости по времени равна ускорению. (верно)
10 Формула производной степенной функции
(хn)’ = nxn-1 (верно)

(Взаимопроверка в парах, проверка с помощью компьютера).
Запишите в рефлексивный лист отметку 5, если все выполнено без ошибок, 4 - если допущена одна-две ошибки, 3- если ошибок больше двух, но выполнена половина заданий.

№2. На основе имеющихся у вас знаний поставьте соответствие между левой и правой частями (работа в парах)

v мгн =
v ср =
0














А сейчас желающие по очереди прокомментируют выбранные соответствия у доски с их формулировкой. В это время на месте каждый выполняет проверку своих соответствий и слушает правильность ответа одноклассника.

Запишите в рефлексивный лист отметку 5, если все выполнено без ошибок, 4- если допущена одна ошибка, 3- если ошибок больше двух, но выполнена половина задания.

Мы повторили весь теоретический материал по теме.
Для дальнейшей работы каждый из вас проверит себя в выполнении устных упражнений по нахождению производной.

№3. Проверка практических компетенций. (фронтальная устная работа)
Выбрать номера правильных ответов. За каждый правильный ответ + в рефлексивный лист.
, , , , ,
1) 0 2)5 3) 2,5x 4)
1) 7x 2) 3)14x 4) 7



Подсчитать количество + и выставить отметку за устную работу в рефлексивный лист. ( критерии помещены выше)

3. Изучение нового материала.
Учитель:
Историческая справка:
«Из всех теоретических успехов знания вряд ли какой-нибудь считается столь высоким триумфом человеческого духа, как изобретение исчисления бесконечно малых во второй половине XVII века»
Ф. Энгельс
1 учащийся:
Ряд задач дифференциального исчисления был решен еще в древности. Такие задачи встречались у Евклида. Ряд задач был решен Архимедом, разработавшим способ проведения касательной, примененный им к спирали, но применимый для других кривых. Основное понятие дифференциального исчисления - понятие производной – возникло в XVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики, и математики, в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного неравномерного движения и построение касательной к произвольной плоской кривой.
2 учащийся:
Первой проблемой занимался великий Исаак Ньютон, второй проблемой занимался не менее великий Го́тфрид Лейбниц. Они работали независимо друг от друга, но пришли к выводам, сводящимся к одному понятию – производной, однако в разных областях знаний. Ученые опубликовали свои исследования в печатных работах. Если в «Методе флюксий (производной)» Ньютона в качестве первоначального понятия фигурирует скорость, то в «Новом методе» Лейбница таким понятием является касательная.

Учитель:

Мы сегодня будем последователями Ньютона и разовьем его исследования и на другие разделы физики.

Мы с вами точно знаем, что мгновенная скорость есть производная от пройденного пути. А я вам хочу предложить сложить некоторую мозаику из физических величин:

cкорость v,
масса радиоактивного распада вещества, m,
Количество теплоты, Q,
Скорость радиоактивного распада, v,
Масса неоднородного стержня, m,
Угловая скорость, ,
Угол поворота при круговом движении,
Линейная плотность,
Ускорение,a
Теплоемкость, L
Масса радиоактивного вещества, m,
Время,t,
Длина, l,
Температура, t.

Задание в парах: Выбрать из набора таких величин парами те, одни из которых могут быть функциями, а другие их производными. Укажите также их возможный аргумент. (Если есть затруднения, воспользуйтесь справочниками по физике, которые есть в кабинете).

Почему вы выбрали именно их? Отвечает представитель от пары.

Объединим вашу мозаику в таблицу.
Связь физических величин с их производными.
«Функции и их производные в физике»
Функция Аргумент Производная
Путь, S Время ,t Скорость,v
Скорость , v Время , t Ускорение,a
Количество теплоты, Q Температура, t Теплоемкость, L
Масса радиоактивного распада вещества, m время, t Скорость радиоактивного распада, v
Угол поворота при круговом движении,
время, t Угловая скорость,

Масса неоднородного стержня, m(l) длина, l Линейная плотность,

Замечание: Зная такую таблицу производных, можно решать разные задачи физики с использованием производной.
Предлагается разноуровневая тестовая работа в группах в двух вариантах. Каждый выбирает уровень к которому, на ваш взгляд вы готовы сегодня

4. Закрепление. Развитие компетенций при решении задач.
№4. (Работа в группах)

Карточка 1
1 уровень (Репродуктивный)
1. Материальная точка движется прямолинейно по закону Найдите скорость и ускорение в момент времени t=3с.
v : 1) 6 2) 8 3) 7 4) 5
a : 1) -2 2) 0 3) 2 4)1
2. При торможении маховик за время t поворачивается на угол Найдите угловую скорость вращения маховика в момент времени t = 2
1) 4 2) 3 3) 2 4)5

2 уровень (Конструктивный)

1. Точка движется по координатной прямой согласно закону , где x(t) – координата точки. В какой момент времени скорость точки будет равна 6? Найти ускорение точки в этот
момент времени.
t: 1) 1 2) 2 3) 62 4) 4
a: 1) 2 2)3 3) 4 4) 5
2. Найдите силу F (F=ma), действующую на материальную точку с массой m, движущуюся прямолинейно по закону
а: 1)20 2)22 3)18 4) 16
F: 1) 20m 2)22m 3)18m 4)16m

3 уровень(Творческий)

1. Тело движется прямолинейно в вертикальном направлении (t -время движения, h- расстояние от поверхности земли до тела). Определить начальную скорость движения
1) 9 2) 8 3) 10 4) 0
2. Тело массой 2кг движется прямолинейно по закону .
Координата х измеряется в сантиметрах, время t – в секундах. Найдите кинетическую энергию Е тела через 2с после начала движения.
1) 23 2) 25 3) 20 4)0

Карточка 2

1 уровень (Репродуктивный)
1.Материальная точка движется прямолинейно по закону Найдите скорость и ускорение в момент времени t=5с.
v: 1)30 2) 35 3) 33 4) 37
а: 1 )22 2) 20 3)25 4) 27
2. При торможении маховик за время t поворачивается на угол
Через какое время после начала движения угловая скорость вращения маховика будет равна 3.
1) 1 2)5 3 )2 4)3

2 уровень. (Конструктивный)
1. Точка движется по координатной прямой согласно закону , где x(t) – координата точки. В какой момент времени скорость точки будет равна 12? Найти ускорение точки в этот момент времени.
t: 1) 1 2) 2 3) 3 4) 22
a: 1) 3 2)2 3) 4 4) 5
2. Найдите силу F (F=ma), действующую на материальную точку массой m, движущуюся прямолинейно по закону
а: 1)42 2) 40 3)45 4)30
F: 1) 42m 2) 40 m 3) 45m 4) 30m

3 уровень (Творческий)

1. Тело движется прямолинейно по закону (t- время движения, s – расстояние). Определите время, через которое произойдет полная его остановка.
1) 1 2) 2 3)3 4)4
2. Известно, что для любой точки С стержня АВ длиной 20 см, отстоящей от точки А на расстоянии , масса куска стержня АС в граммах определяется по формуле . Найти линейную плотность стержня в середине отрезка АВ.
1) 63 2)65 3)64 4) 67.

Сверь свои результаты с ключами к тестам, которые есть в ваших картах. Обменяйся опытом решения с учащимися другой группы.
Задай вопросы, которые у вас, возможно, появились.

Ключи
Карточка1
Величина Правильный ответ
1 уровень 1. v:
a:
2. :
2
1
3
2 уровень 1. t:
a:
2. a:
F: 1
3
2
2
3 уровень 1. v: 1
2. E: 2
Карточка2
1 уровень 1. v:
a:
2. :
2
1
4
2 уровень 1. t:
a:
2. a:
F: 3
2
4
4
3 уровень 1. t:
2. :
2
2

№5. Закрепление и проверка уровня усвоения (по вариантам).
Тестирование: (индивидуальная работа)
Вариант 1
1. В чем сущность физического смысла у/?
А. Скорость.
Б. Ускорение.
В. Угловой коэффициент.
Г. Не знаю.
2. Точка движется по закону S(t)=2t3-3t. Чему равна скорость в момент t 0 =1с?
А. 15.
Б. 12.
В. 9.
Г. 3.
3. Зависимость пути S от времени движения выражается формулой S=gt2/2. Назовите формулу ускорения.
А. 2gt/4.
Б. 2gt.
В. gt.
Г. g.
4. Точка движется прямолинейно по закону S(t)=t3/3-2t2+3t+1. В какие моменты времени ее скорость будет равно 0?
А. 1 и 3.
Б. 1 и 4.
В. 2.
Г. 2 и 0.
5. Скорость тела определяется по формуле V(t)=5t3+t2. Чему равно ускорение тела в момент времени t 0=1с?
А. 17.
Б. 32.
В. 30.
Г. 16.
Вариант 2
1. В чем сущность физического смысла у//?
А. Скорость.
Б. Ускорение.
В. Угловой коэффициент.
Г. Не знаю.
2.Точка движется по закону S(t)=5t3-3t2. Чему равно ускорение в момент t 0 =1с?
А. 15.
Б. 12.
В. 9.
Г. 3.
3. Зависимость пути S от времени движения выражается формулой S=gt2/2. Назовите формулу скорости.
А. 2gt/2.
Б. 2gt.
В. gt.
Г. g.
4. Точка движется прямолинейно по закону S(t)=t3/3-2t2+3t+1. В какие моменты времени ее ускорение будет равно 0?
А. 1 и 5.
Б. 1 и 8.
В. 2.
Г. 2 и 0.
5. Скорость тела определяется по формуле V(t)=15t2+ 2t. Чему равно ускорение тела в момент времени t0 =1с?
А. 17.
Б. 32.
В. 30.
Г. 16.
Таблица ответов:

№ задания №1 №2 №3 №4 №5
Вариант 1 1А 2Г 3Г 4А 5А
Вариант 2 1Б 2В 3В 4В 5В

Самопроверка: оценить по пятибалльной системе.

5. Рефлексия: Учащиеся заполняют карточку-опросник:

УВАЖАЕМЫЕ УЧАЩИЕСЯ!
Просим Вас ответить на данные вопро¬сы.
 Ваше отношение к уроку:
1) Мне понравилось заниматься;
2) Мне было трудно;
3) Математика точно не для меня;
4) Другое ________________________________________________
 С каким настроением Вы шли на данный урок? (поставьте «галочку» около соответствующего знака)
 _______
 _______


 _______

 Считаете ли Вы, что цели данного урока достигнуты?
1) да;
2) нет.
 Усвоили ли Вы главное в изученной теме?
1) да;
2) нет.
 Научились ли Вы решать задачи по теме урока?
1) да;
2) нет.
 Поставьте «галочку» около соответствующего знака, который отвечает Вашему настроению по окончании урока:
 _______
 _______
 _______

6. Подведение итогов урока
Выставление оценок
Подведение итогов и благодарность учащимся за хорошую работу.
Категория: Математика | Добавил: lenchuke
Просмотров: 705 | Загрузок: 14 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru