Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » НВП и ОБЖ

г. Риддер, КГУ "СШ №17", преподаватель НВП Жгун С.В. "Ядерное оружие"
[ Скачать с сервера (119.0 Kb) ] 2015-03-17, 4:19 AM
Ядерное оружие
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с понятием «ядерное оружие», его поражающих факторах, познакомить с историческими фактами использования ядерного оружия.
2. Познакомить с мерами защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.
3. Воспитывать в детях человеколюбие, стремление к миру и добрые отношениям между людьми.
Оборудование:
1. Интерактивная доска
Этапы урока:
.
1. Мотивация и объявление новой темы.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление материала, тест по теме урока.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.

Вопросы урока:

1. Исторический экскурс.
2. Определение и характеристика ядерного оружия.
3. Виды ядерных взрывов.
4. Поражающие факторы ядерного взрыва.
5. Защита от поражающих факторов ядерного взрыва.

Содержание урока
1. Построение, приветствие (2-3 мин)
2. Мотивация и объявление новой темы (1-2 мин)
XX век ушел в историю. Но нам всем нельзя забывать уроки истории, потому что не выученные, неусвоенные уроки всегда могут обернуться трагедией в будущем. Давно окончилась Вторая мировая война. Мы знаем о ней по фильмам и рассказам. Но до сих пор в различных уголках нашей планеты по-прежнему гремят взрывы, льется кровь, происходят вооруженные столкновения. И тем более опасно это тем, что многие страны мира обладают самым разрушительным, самым смертоносным оружием. Оружием, которое использовалось в истории мировой цивилизации только дважды. Но и этих двух раз хватило для того, чтобы понять, какую смертельную угрозу всему человечеству оно несет.
Наш урок посвящен ядерному оружию. Мы с вами постараемся понять сегодня, что такое ядерное оружие? Чем оно так опасно? Какие страны мира обладают этим оружием и, самое главное, постараемся вспомнить, восстановить в памяти события тех лет, которые происходили в 1945 году и последующие годы.
Итак, я предлагаю совершить краткий экскурс в историю, в 1945 год.
3. Исторический экскурс (5 мин)
После разгрома фашистской Германии, Советский союз объявил войну милитаристской Японии. Как сейчас утверждают историки, участь японского государства была предрешена – Япония везде терпела поражение. Но в это время остро стоял вопрос о послевоенном устройстве мира, о распределении сфер влияния. Под предлогом скорейшего форсирования капитуляции Японии, предложенной участниками Потсдамской конференции, США решили испытать новый вид оружия и показать всему миру свое военное превосходство. Но какие бы благие цели не преследовали США, никто не давал им права распоряжаться судьбами тысяч ни в чем не повинных людей. Подавляющее большинство погибших – это было мирное население. И до сих пор никто не принес официальных извинений перед народом Японии за эту страшную трагедию.
Давайте посмотрим видеофрагменты атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Видеофрагмент - 3мин. 10 сек.
В течение нескольких часов после катастрофы в Хиросиме никто в Токио толком не знал, что там произошло. Самое первое официальное сообщение содержалось в телеграмме старшего гражданского чиновника округа Чугоку. В ней говорилось, что Хиросима была атакована «небольшим количеством самолетов», которые применили «совершенно новый тип бомбы». Рядом с эпицентром взрыва температура была такой силы, что большая часть живых существ была моментально превращена в пар. Тени на парапетах от людей, отпечатались даже в полумиле к юго-востоку от эпицентра на мосту Ярозуйо. Все что осталось от людей в Хиросиме, сидящих на камнях, которые не оплавились – это горстки черных теней. Даже не в центре взрыва температура была настолько высока, что позволяла моментально плавить камни и сталь. В течение секунды, 75000 человек получили ранения и ожоги несовместимые с жизнью. Более чем 65% смертей приходилось на детей от девяти лет и младше.
Утром 7 августа заместитель начальника Генерального штаба Шавабе получил донесение, одна фраза которого казалась совершенно непостижимой: «Город Хиросима в одно мгновенье был уничтожен полностью одной бомбой».
Одной этой фразы достаточно, чтобы понять насколько опасно это оружие для всего человечества. По прошествии достаточно большего времени, потомки выживших в той трагедии до сих пор ощущают на себе последствия ядерных взрывов.
Мы посмотрели с вами видеофрагменты. Какие чувства возникли у вас во время просмотра видеофрагментов, что вы можете сказать по этому поводу.
А сейчас подробно остановимся на теме нашего урока. Что такое ядерное оружие?
4. Изучение нового материала (15-20 мин)
Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия. В его основе лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях.
Средствами доставки ядерного оружия являются: ракеты, авиация, артиллерия и ядерные фугасы.
Виды ядерных взрывов: высотные, воздушные, наземные (наводные), подземные (подводные).
ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
При ядерном взрыве действуют пять поражающих факторов: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, проникающая радиация и электромагнитный импульс. Энергия ядерного взрыва распределяется примерно так: 50 % расходуется на ударную волну, 35 % – на световое излучение, 10 % – на радиоактивное заражение, 4 % – на проникающую радиацию и 1 % – на электромагнитный импульс.
Ударная волна
Это основной поражающий фактор ядерного взрыва, который производит разрушение, повреждение зданий и сооружений, а также поражает людей и животных. Достаточно привести пример, что расстояние в 3 км ударная волна проходит за 8 секунд, разрушая все на своем пути. Область резкого сжатия воздуха, которая распространяется во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Защита от ударной волны: складки местности, убежища, противорадиационные укрытия, подвальные сооружения.
Световое излучение
Видимое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, действующее в течение нескольких секунд. Вызывает ожоги, пожары, ослепление. Защитой от ультрафиолетового излучения может служить любая преграда, способная создать тень, запыленный или задымленный воздух, туман, дождь, снегопад.
Проникающая радиация
Это поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых в момент ядерного взрыва. Самым страшным последствием проникающей радиации служит лучевая болезнь, поражение костного мозга, нарушение жизненных функций отдельных органов. Защитой от проникающей радиации служат убежища и противорадиационные укрытия.
Радиоактивное заражение
Это заражение приземного слоя атмосферы и местности за счет выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва во время его движения. Опасность заражения может сохраняться неделями и месяцами. По степени опасности радиоактивный след условно делится на четыре зоны, которые вы можете увидеть на слайде. Очень важно первое время пересидеть в укрытиях или в подвалах.
Электромагнитный импульс
Электромагнитный импульс – это возникновение кратковременного мощного электромагнитного поля, которое выводит из строя электронную и электротехническую аппаратуру.
Итак, мы познакомились с поражающими факторами ядерного взрыва, поняли, что такое очаг ядерного поражения и эпицентр ядерного взрыва.
Что вы сейчас можете сказать о ядерном оружии – нужно ли оно в мире?
Высказывания учеников.
5. Закрепление (10 мин)
Вопрос 1: Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?
Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
Вопрос 2: Дать характеристику надводного ядерного взрыва.
Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.
Вопрос 3: Дайте характеристику поражающего фактора-световое излучение.
Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
Вопрос 4: Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.
Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутренней энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.
Вопрос 5: Что называется эпицентром ядерного взрыва?
Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекцию на поверхности земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.
Вопрос 6: Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.
Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Вопрос 7: Дать характеристику подземного ядерного взрыва.
Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен сильнным заражением.
Вопрос 8: Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.
Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Вопрос 9: Что может служить защитой от светового излучения?
От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
Вопрос 10: В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющихся при цепных реакциях?
В основе ядерного взрыва.
Вопрос 11: Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.
Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.
Вопрос 12: Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.
Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.
Вопрос 13: Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?
От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.
Вопрос 14: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?
Запрещается принимать пищу, употреблять овощи, фрукты, пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.
ТЕСТ
1.Ядерное оружие-это:
а) вид высокоточного наступательного оружия, основанного на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле или под землей;
б) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;
в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии.
2.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха.
б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение и электромагнитный импульс.
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение содержания кислорода в воздухе.
3.Световое излучение - это:
а) поток невидимых нейтронов;
б) поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в)скоростной поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.
4. Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:
а) световое излучение;
б) проникающая радиация;
в) электромагнитный импульс.
5. Проникающая радиация - это
а) поток радиоактивных протонов;
б) поток невидимых протонов;
в) поток гамма-лучей и нейтронов.
Номер теста О Т В Е Т Ы Оценка за тест
а б в
1. *
2. *
3. *
4. *
5 *
Итог:
Подведение итогов (5 мин)
Домашнее задание: (2 мин)
Я хотел бы затронуть еще одну немаловажную тему.
В этот день обыкновенная американская школьница из штата Мэн по имени Саманта наткнулась на журнал «Time Magazine». На его обложке был напечатан портрет только что ставшего генеральным секретарем ЦК КПСС Юрия Андропова, а в передовой статье говорилось о том, что этот человек наверняка очень опасен, что он явно ужесточит отношения между Россией и Штатами и что от него можно ожидать чего угодно.
- Если все его так боятся, почему кто-нибудь не напишет ему письмо и не спросит прямо, хочет он войны или нет? – спросила Саманта у мамы.
- А почему бы тебе самой не написать? – ответила женщина шутя…
Уже через короткое время строчки из этого письма мир знал наизусть.
«Уважаемый господин Андропов!
Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашим новым назначением. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь не допустить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела бы знать, почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы вместе могли жить в мире и не воевать.
Искренне Ваша,
Саманта Смит»
Девочка не могла знать, как сделать так, чтобы письмо точно попало адресату, поэтому на конверте она просто написала: «Москва, Кремль, Андропову».
Через месяц Саманту неожиданно вызвали в кабинет директора школы.
- Иди домой. Тебе пришло письмо. От мистера Андропова, - испуганно произнес директор.
«Я приглашаю тебя, если твои родители разрешат, приехать в нашу страну, лучше всего было бы летом. Ты познакомишься с нашей страной, встретишься со своими сверстниками, посетишь международный детский лагерь - Артек - на берегу моря. И убедишься сама: в Советском Союзе - все за мир и дружбу между народами…
Спасибо за письмо. Желаю тебе всего самого лучшего.
Ю. Андропов», – гласили последние строчки письма от Юрия Владимировича.
В июне 1983 года американская школьница в компании родителей – Джейн и Артура Смит – вылетели в СССР. Здесь популярность Саманты была необычайной. Ее фотографии были во всех изданиях, она стала символом дружбы двух сверхдержав. Через два года Саманта погибнет. Но ее имя останется надолго в памяти многих людей символом дружбы.
На фоне фото памятника в Хиросиме идут слова:
Земля, как сердце, у нас в груди,
Здесь наше небо и наши гнезда...
Н.Добронравов
Согласно японской легенде, человек, изготовивший тысячу журавликов обретет удачу и счастье. Японская девочка Садако Сасаки, родившейся в 1943 г., осталась сиротой после бомбардировки и заболела лучевой болезнью Он лежала в госпитале и перед смертью начала складывать фигурки журавликов из бумаги в надежде выздороветь. Она умерла в 1955 году, успев сделать лишь 644 журавлика.
В Парке мира в Хиросиме ей посвящен монумент, который стал местом поклонения душам умерших в результате атомной трагедии. В память о погибших японцы приносят к этому месту бумажных журавликов.
Что такое счастье? Мы, живущие на нашей планете, все очень разные: по характеру, по складу ума, по цвету кожи. И все мы хотим, чтобы на нашей планете было мирно и спокойно, чтобы рождались и росли дети, чтобы жизнь у нас была счастливая. А счастье – это сама жизнь. Это то, что должно быть у каждого человека - родители, доброта, ласка, когда тебя любят. Это возможность дать еду, дом, одежду, хорошее образование, достижение своих целей в жизни. Счастье – это когда все живут мирно, когда нет ничего плохого, и так будет до тех пор, пока будет существовать Земля.

Преподаватель-организатор НВП Жгун С.В.

Вопрос 1:
Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?

Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

Вопрос 2:
Дать характеристику надводного ядерного взрыва.

Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.

Вопрос 3:
Дайте характеристику поражающего фактора-световое излучение.

Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.

Вопрос 4:
Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.

Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутренней энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.

Вопрос 5:
Что называется эпицентром ядерного взрыва?

Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекцию на поверхности земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Вопрос 6:
Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.

Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.

Вопрос 7:
Дать характеристику подземного ядерного взрыва.

Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен сильнным заражением.

Вопрос 8:
Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.

Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.

Вопрос 9:
Что может служить защитой от светового излучения?

От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

Вопрос 10:
В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющихся при цепных реакциях?
В основе ядерного взрыва.

Вопрос 11:
Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.

Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.

Вопрос 12:
Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.

Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.

Вопрос 13:
Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?

От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.

Вопрос 14:
Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?

Запрещается принимать пищу, употреблять овощи, фрукты, пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.

ТЕСТ
1. Ядерное оружие-это:

а) вид высокоточного наступательного оружия, основанного на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле или под землей;

б) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;

в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии.
2. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха.

б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение и электромагнитный импульс.

в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение содержания кислорода в воздухе.
3. Световое излучение - это:
а) поток невидимых нейтронов;

б) поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в)скоростной поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.
4. Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:
а) световое излучение

б) проникающая радиация;

в) электромагнитный импульс.
5. Проникающая радиация - это
а) поток радиоактивных протонов;

б) поток невидимых протонов;

в) поток гамма-лучей и нейтронов

Номер теста О Т В Е Т Ы Оценка за тест
а б в
1. *
2. *
3. *
4. *
5 *
Итог:
Категория: НВП и ОБЖ | Добавил: одуванчик
Просмотров: 857 | Загрузок: 19 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 2:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru