Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги
2014-03-23, 11:57 PM
Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги
Калигулова Гульнара Анатольевнаучитель истории
Карасайский район Алматинская область , КГУ "Средняя школа- гимназия с. Алмалыбак с ДМЦ"
Сейчас в наш обиход прочно вошли понятия «тьютор», «коучер», «ментор», а ведь, по сути, они означают давно известное понятие «наставник». Наставничество практикуется с незапамятных времён, а истоки его нетрудно найти в системе взаимоотношений родителей с детьми, а именно – в опеке и контроле младшего поколения со стороны старшего.
Девиз хорошего ученика: «Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому, я хочу делать это сам». Девиз хорошего наставника: « Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе, делай это лучше меня». (Дмитрий Лео). Думаю, что именно эти высказывания отражают ту деятельность, которую я должна буду осуществить на практике.
В индивидуальной беседе я как ментор предложила свое сотрудничество учителю математики нашей школы - гимназии Екатерине Юрьевне. Так как ей предстоит в ближайшее время пройти такие же курсы, на мое предложение о совместном процессе менторинга Катя сразу дала согласие. В качестве учителя математики она работает уже 17 лет. С Катей мы знаем друг друга уже давно. Отношения у нас доброжелательные, дружеские. Мы много лет работаем вместе, и хорошо знаем наши слабые и сильные стороны.
После окончания первого этапа курсов «Лицом к Лицу» я провела с нею несколько индивидуальных бесед, где рассказала о Программе 2-го уровня и ее 7 модулях, а также предложила ей ответить на вопросы анкеты, с целью определения проблем учителя и какой конкретно помощи от меня она нуждается. Оказалось, что Екатерина Юрьевна желала бы познакомиться со всеми модулями и попробовать их внедрить в свою практику. Так, при подготовке к урокам, я дала рекомендации по подбору ресурсов, правильности определения целей урока, отбирать согласно им виды деятельности учащихся, какие стратегии будут более эффективными при выполнении определенных заданий, какие задания нужно подготовить для одаренных и медленных учеников, а также уделили внимание использованию ИКТ на уроке и сделали акцент на групповую работу, где через диалог можно добиться вовлечения в процесс обучения всех категорий учащихся и сделать их сотрудничество взаимоуспешным. Также я делала акцент на то, что в групповой работе правильно подобранные задания способствуют эффективной работе группы, где учащиеся свободно общаются, делятся мыслями, рассуждают, выполняют посильные задания. Конечно же, при планировании уроков надо учитывать и возрастные особенности детей. Одной из задач мы также определили развитие критического мышления учащихся. Немаловажным также было, и научить учителя правильно формулировать вопросы учащимся. Значимость вопросов в процессе диалогового обучения проявляется в содействии их процессам: стимулирования учеников к конструктивному и предметному выражению; развития любознательности, креативного и критического мышления, умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников. ( Руководство для учителя с. 254- 255)
В ходе менторской деятельности я наблюдала за двумя уроками моей подопечной. Эти уроки были проведены по предмету геометрия в 8»В» классе. Уроки фиксировались на фото и видеокамеру. Обратная связь предоставлялась как устно в форме беседы, интервью, так и письменно при просмотре поурочного плана, самоанализе учителем урока.
В фокусе моего наблюдения за первым уроком была работа с одаренными и талантливыми детьми, а также как осуществляются развитие диалогового обучения через групповую работу, критическое мышления через постановку вопросов учителем. Накануне первого урока мы обговорили с моей подопечной ракурс интересующих меня вопросов. План урока учитель разрабатывала сама, без моего вмешательства. Данный урок был повторительно - обобщающий. Учитель запланировала индивидуальную, фронтальную и групповую работу. На этапе актуализации знаний учитель обратилась к учащимся с вопросами. Анализ первого урока, проведенный в форме беседы, показал, что он был проведен традиционно учителем по старинке. Вопросы учителя были низкого и среднего порядка, а поэтому не развивали мышление учеников. Одаренным ребятам Артему, Дауту, Денису было скучно на уроке, так как предложенные задания они выполняли быстро и без особого интереса. В плане учителя была заявлена групповая работа, но ее не было. Анализируя урок вместе с учителем, Катя сама отметила его малоэффективность, выявила проблемы и не соответствие целям и задачам урока, а также идеям Программы 2-го уровня.
Затем мы с Екатериной Юрьевной обсудили, как можно улучшить урок и спланировали следующий. На данном уроке фокус моих наблюдений изменился. Я наблюдала за работой одаренных учеников, развитием критического мышления, диалогового обучения через групповую работу, а также постановкой вопросов учителем и ответами учеников и оцениванием. В наблюдении мне оказала помощь моя коллега Айсулу. Мы с Катей решили попробовать интегрировать элементы 7 модулей Программы 2-го уровня. При планировании второго урока были определены следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. При повторении материала Екатерина Юрьевна задала следующие вопросы:
Вопросы учителя Ответы учащихся
1.Если два треугольника равны между собой, то, что можно сказать о площади этих треугольников?
2.На основании, какого свойства они равны?
3.Вы можете назвать формулу для определения площади данного многоугольника?
4. Для того, чтобы найти площадь шестиугольника на какие части мы можем его разделить?
5. А вы, могли бы вычислить площадь этой фигуры?
6. Какое свойство вы использовали при нахождении площади этого многоугольника? 1.Они равны.

2.У них равные стороны, а значит и площади
3.Да (назвали)
4.На несколько треугольников

5.Да (объяснили как)

6.Свойства площадей треугольников
Как мы видим из таблицы вопросы, заданные учителем были на уровень знания, понимания и применения, а ответы учащихся односложные.
Далее учитель предложила ребятам решить задачу в группах, которая была нестандартной и требовала ассоциативного, критического мышления, умение анализировать, выбирать наиболее вероятные ответы, а также взаимного сотрудничества в группах. Идея включения такой задачи в план урока было инициативой Екатерины Юрьевны. Этот факт меня радовал, так как я видела, как она начинала вникать в идеи Программы 2-го уровня. Для решения задачи требовалось ее разбить и решать каждую часть отдельно, затем сложив ответы, получить площадь, требуемого участка. Это задание было рассчитано на сильного одаренного ученика, но при его делении на части, задачу мог решить как средний, так и слабый ученик. Сильные ученики Даут, Денис, Артем взяли руководство в группах на себя. Дав каждому участнику группы свою часть решения задачи. В целом атмосфера сотрудничества в группах была благоприятной. Дети свободно высказывались, обменивались мнениями, чувствовали ответственность за часть выполняемой работы. Этот наглядный пример, показал, что правильно подобранное задание заставляет мыслить, анализировать, выбирать эффективные способы решения и совместно выполнять его.

Даут руководит работой группы
При анализе решения этой задачи Катя задала ребятам вопросы:
Вопросы учителя Ответы учащихся
1.Как можно определить площадь многоугольника?

2.С помощью, каких формул это можно сделать?
3.Как вы получили общую площадь?

4.Можно ли по-другому разбить фигуру?
5.Изменилась ли от этого ее площадь? 1.Разбив его на его на несколько фигур, посчитав площади этих фигур, затем суммировать их и получить площадь многоугольника.
2.С помощью формул площади треугольников (указали их)
3.Мы нашли сначала площади треугольников, затем их сложили и нашли общую площадь.
4. Да, можно, поделив его на другие треугольники или четырехугольники.
5.Нет, общая площадь не изменилась.
Как видим, заданные вопросы предусматривали развитие мышления уже на всех уровнях по таксономии Блума, как простых закрытых, так и открытых сложных. Учитель училась правильно формулировать вопросы и тем самым развивала критическое мышление у детей и побуждала их в свою очередь давать уже не односложные ответы, а на уровень анализа, синтеза, оценки, что говорило о развитии высокого уровня мышления, что меня радовало, как ментора.
Для развития у учащихся навыка оценивания я предложила использовать оценочные листы и предложить ребятам самим оценить деятельность каждого ученика. Группам был предложен рабочий лист, где ребята взаимооценивали вклад каждого участника группы в решении задачи. Для чего мы это делали? Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. Данная рекомендация была полезной, дети прекрасно справились с оцениванием.
Следующее задание предлагало учащимся индивидуальную работу в онлайн режиме. Затем учитель предложила им провести самопроверку на листах ответов и подсчитав процент правильных ответов, выставить себе оценку: 0-30%-«2», 30-60%-«3», 60-80%-«4», 80-100%-«5». Данная работа хороша тем, что позволяет учителю проводить самопроверку знаний учеников в режиме онлайн и одновременно учит работать в новой для них информационной среде. Надо отметить, что работа с модулем ИКТ у Кати поставлена хорошо. Этот прием меня заинтересовал. После урока я спросила у Екатерины Юрьевны, а имеются ли подобные тесты по истории. Катя открыла ноутбук, вошла в интернет, открыла мне электронную библиотеку, где я воочию увидела наличие там мультимедиа, тестов по предмету история. Данный пример доказывает тот момент, что обучая свою подопечную, я сама училась у нее. Наше сотрудничество было взаимообучаемым процессом.

работа с тестом в онлайн режиме
Обобщая, изученный материал, учитель предложила задание, которое проверяло уровень усвоения знаниями учащимися. Дети карточками красного, желтого и зеленого цветов, отмечали верно, или нет утверждение. В случае затруднений проводилась коррекция в знаниях учащихся, Екатерина Юрьевна делала акцент на правильном ответе.
В конце урока была проведена рефлексия учащимися на стикерах, где ученики оставили свои отзывы об уроке.

рефлексия ребят об уроке
Думаю, что данный урок удался. Когда после урока я спросила ребят об их впечатлениях, об уроке, то учащиеся ответили: урок нам понравился, сегодня мы чувствовали себя более уверенными, урок оправдал наши ожидания, спасибо Екатерине Юрьевне за урок. Я рада, что мои рекомендации в свете новых подходов помогли учителю разработать урок, на котором детям было очень интересно, комфортно. После урока его видеозапись я оставила учителю для самостоятельного просмотра, назначив встречу для анализа урока на следующий день.
Готовясь к менторской беседе, я разработала 12 вопросов. На следующий день мы совместно с Катей просмотрели фото и видео с урока и проанализировали его. Анализ урока при помощи видео давал нам полную картину об уроке. Учитель воочию со стороны могла наблюдать за своей деятельностью и деятельностью учащихся, и данная практика была очень полезной. Просматривая видео ,мы наблюдали за работой детей в группах. Надо отметить, что мое предложение о реализации модуля «Диалоговое обучение» через групповую работу было удачным. Дети сотрудничали, взаимообучали друг друга и, что немаловажно атмосфера в группах была хорошей. Рассматривая виды оценивания, проводимые учителем на уроке, мы увидели, что с самооценкой и взаимооценкой дети справились хорошо. Помимо суммативного оценивания, учитель сама формативно оценивала деятельность ребят похвалой: «молодец», «хорошо», но надо отметить, что учитель была скупа на похвалу и редко называла детей по именам. Катя поняла, что в дальнейшем нужно больше учеников поощрять, тем самым стимулировать их на решение задач более сложного, уровня и повышая их самооценку и комфортность. Просматривая видео учитель увидела, что по –прежнему испытывает трудности при формулировании вопросов более высокого порядка. Во время интервью разговор состоялся глубокий, продуктивный, но с точки зрения личностного общения были проблемы, несмотря на мои старания создать позитивное настроение, учитель смущалась, но затем успокоилась и взяла себя в руки. Мне удалось подвести нашу беседу так, что она сама выделила проблемы, которые я хотела от неё услышать. Это дальнейшее усовершенствование работы ребят в группах. Екатерина Юрьевна в интервью отметила положительные стороны групповой работы: «выбор групповой работы оправдан, тем, что дети могли встретить поддержку, опереться на плечо, подсказать, выполняли часть работы, тем самым сокращали время, а при выполнении объемной задачи важно меньше тратить время. Работа в группе сплачивает детей».Она также заметила, что в будущем будет стараться применять групповую работу.

профессиональная беседа
Анализируя работу с одаренными детьми, мы пришли к мысли, что эту работу необходимо продолжить и в дальнейшем, так как она была наиболее успешной. Катя, наблюдая за работой детей над дифференцированными заданиями, поняла, что можно больше задействовать ребят, раскрыть их потенциал, а в дальнейшем подготовить этих ребят к олимпиадам, творческим проектам .Я и моя подопечная были довольны уроком.
Атмосфера доброжелательности, сотрудничества, постоянного диалога на всем протяжении менторской работы, дали нам возможность для успешного продвижения к цели. Но были и трудности и проблемы, такие как неустойчивость интереса подопечной, боязнь экспериментировать, неуверенность в себе, отсутствие опыта организации и проведения групповой работы. Размышляя над нашей совместной работой, мы приняли решение продолжить ее в дальнейшем. При этом усовершенствовать следующие моменты: непрерывно учиться обоим, прежде всего, конечно мне, как ментору; совместно планировать уроки, при групповой работе более тщательно подбирать задания для одаренных и слабых ребят; углубить знания по постановке вопросов. А эти вопросы в свою очередь повысят мыслительную деятельность ребят, развивая у них критичность мышления, умение анализировать, давать оценку. Также немаловажным считаем, что надо поработать над разработкой форм и критерий оценивания и взаимооценивания. Также считаем, что нужно все время рефлексировать о своем преподавании, делиться опытом с коллегами, тем самым расширять педагогическое сообщество, продолжить практику видеосъмки уроков и их совместного анализа, привлекая к этому коллег по МО.
О пользе моей менторской работы и о том, чему научилась моя подопечная, Катя в отчете написала: «Наиболее полезным для себя считаю проведение урока по одному из модулей - «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Так как такой урок я планировала и проводила впервые, то конечно было немного страшновато: как сработают ребята, смогут ли потом выполнить самостоятельную работу. Хочется отметить, что результаты были хорошими, а главное дети не боясь, не стесняясь друг друга, открыто объясняли и доказывали свою точку зрения. Никто не боялся ошибиться». Учитель также отметила: « Еще одним из полезных и интересных заданий было критериальное оценивание учащимися своей работы и работы группы. Отзывы очень добрые, позитивные. А что может быть лучше, чем хорошее настроение и удовольствие от проделанной работы?» Катя также отметила: «составляя планы-конспекты своих уроков, я старалась выбирать такие формы и методы обучения, которые бы заставляли ребенка учиться самостоятельно, а не надеяться на кого-то. Улучшились также и взаимоотношения между участниками групп, учащиеся быстро включались в учебный процесс и выдавали хорошие результаты». Далее Катя записала: «О технологии “Критическое мышление” я впервые услышала несколько лет назад, но как – то не вникала. Теперь эта технология меня заинтересовала, и я начала работать над ней, на практике применила её на своих уроках …Технология критического мышления, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Ее можно использовать как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся. Конечно, у меня не все сразу получилось, но теперь я знаю, что мне это интересно, и мне есть над чем работать – изучить данную технологию и применять ее на своих уроках. Вообще, после проделанной работы, я по-новому посмотрела на своих учеников – поняла, что можно общаться с ними на равных, что они ответственно подходят к выполнению всех заданий, что они способны обучаться сами, без моей подсказки, а мне остается их только немного направлять. И на свои уроки я теперь тоже смотрю по – другому, я многое умела, но и многому научилась, благодаря менторингу. Огромное спасибо за практику».
Используемая литература
1.Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2.http://www.menobr.ru/materials/370/5174/
3.http://www.inpearls.ru/.
4.http://arunet.kg/stati/32-vzaimoocenivanie.html
Категория: Профессиональное образование | Добавил: GulaKl
Просмотров: 4583 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru