Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Бюджет семьи и его потребности
2014-04-16, 1:09 PM
БЮДЖЕТ СЕМЬИ И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
Байсалбаева Тажигуль Камиддуловна
КГУ «Отрадненская средняя школа»
Акмолинская область
Буландынский район
село Отрадное
На уроке рассматриваются понятия семейного бюджета и его потребности, учащиеся знакомятся с основными статьями доходов и расходов семьи, овладевают первоначальными навыками планирования семейного бюджета. На уроке используется мультимедийная презентация и групповая практическая работа, в которой дети распределяют работу, договариваются и получают общий результат.
Цель: Учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для ориентации и социальной адаптации учащихся.
Задачи:
Обучающая – ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов;
Обеспечить усвоение основных понятий и знаний входящих в содержание темы урока.
Развивающая. Развивать у школьников познавательные способности, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение.
Воспитательная. Воспитывать нравственность, бережливость, экономное отношение к ведению домашнего хозяйства.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Межпредметные связи: психология, математика, информатика, бухгалтерский учет
Наглядности: слайд-презентация, инструкция, карточки
Экономические термины: потребности, бюджет, расходы, доходы, дефицит бюджета, избыточный бюджет, сбалансированный бюджет.
Ход урока:
I. Организационный момент.
• Отметить отсутствующих.
II.Подготовить и раздать раздаточный материал: (инструкции по определению целей урока)
Сегодня на уроке я хочу:
Узнать…
Уточнить…
Понять…
Выяснить…
Раскрыть понятия…
Ставить вопросы…
Изображать…
Составлять…
Производить расчет…
Находить …
Объяснять…
Изготавливать…
• Создание положительного эмоционального настроя:
Учитель: Посмотрите вокруг себя на учащихся класса, а теперь посмотрите на свою соседку по парте и попытайтесь ответить на вопрос «Почему я с ней сижу?».
Ответы учащихся:
- мне с ней интересно общаться;
- она очень умная, добрая и отзывчивая;
- мы дружим с ней еще с первого класса и т. д.
Учитель подводит итог: И так, с вами рядом, оказывается, сидит близкий вам человек. Вы провожаете и встречаете, друг друга, вы проводите время вместе не только в школе: помогаете, друг другу с уроками при выполнении домашних заданий, вместе посещаете спортивные секции, кружки по интересам. С ней вы делитесь своими радостями и неудачами, ей вы доверяете порой самое сокровенное. Значит рядом с вами сидит подруга? Как здорово, что у вас есть подруга! Вы вместе! Улыбнитесь друг другу!
Вы вместе пришли поучаствовать в учебном процессе, вместе хотите подчеркнуть определенные знания, ну а я буду направлять вас и оказывать вам помощь, если у вас возникнут какие либо затруднения.
Сообщение учителем темы урока: «Бюджет семьи и ее потребности»
Учитель побуждает учащихся к формулированию задач урока, задавая наводящие вопросы:
- Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия темы урока?
- Какие умения вы можете, приобрети?
- Чему хотели бы научиться?
Учитель подводит итог и формулирует учащимися учебные задачи урока:
- ознакомиться с понятиями доходов и расходов, бюджет семьи;
- ознакомиться с возможными доходами и расходами семьи;
- научиться, правильно планировать доход семьи;
- научиться правильно, составлять семейный бюджет;
III. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся .
1. Что такое потребности?
2. А какие потребности у вас?
3. Желания и потребность это одно и тоже?
4. А у семьи есть потребности?
Подведение итога учителем:
Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.
При составлении списка потребностей семьи и установления очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. Каждый человек для удовлетворения своей потребности должен хорошо работать и хорошо зарабатывать. У каждого должна быть потребность самоограничения, соотношения своего личного с общественным.
Существуют ложные (неразумные) и рациональные (разумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей не приносит пользы, а чаще дает вред. Это потребление в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д. Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относят: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве.
IV. Изучение новой темы. (слайд 1)
Учитель:
У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам.
(Учитель побуждает учащихся к диалогу)
Учитель - Для чего работают ваши родители?
Ученица - Для того, чтобы содержать семью
Учитель - А кто в этом им помогает?
Ученица – Им в этом помогают старшие братья и сестры.
Учитель - А как ты думаешь, много ли денежных средств расходуется лично на тебя?
Ученица – Расходы на меня занимают значительное место в семейном бюджете.
Учитель - На что конкретно расходуются деньги?
Ученица – Это расходы на питание, одежду, обувь, учебу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции) и различные увлечения.
Учитель - Конечно затраты на твое содержание - это обязанность родителей, а твоя обязанность помогать им в этом всеми возможными силами, знаниями и умениями.
Еще недавно единственным источником доходов в семье были доходы родителей. Сейчас многие школьники в состоянии иметь свой личный заработок не в ущерб учебе.
Доходы школьников могут складываться из разных источников. Давайте выясним, что же это за источники?
Например: (Отвечают разные учащиеся, сами ученики проводят коррекцию ответов других учащихся. Ответы записываются на доске в форме: , списка или кластера (по выбору учащихся).
• родителей (деньги на карманные расходы;
• индивидуальной трудовой деятельности (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт видео-радиоаппаратуры ит.д.);
• коммерческой деятельности (продажа пирожков, газет и журналов, мороженого);
• работа по найму (на государственном – курьером или семейном предприятии – торговым агентом);
• оказание услуг (присмотр за ребенком, покупка продуктов пенсионерам и инвалидам уборка их квартир);
• другие источники.
Диалог ведут сами учащиеся:
На уроках технологии мы можем приготовить различные полезные вещи для семьи, что сэкономило бы расходы семейного бюджета и было бы полезно для домашнего хозяйства (игольница, прихватки, кухонный фартук, вязаные вещи и т.д.).
Объяснение учителя.
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год). (слайд 2)
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупность доходов. (слайд 3)
Расход – затраты, издержки, потребление чего либо для определения целей. (слайд 4)
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещают доходы семьи, на другую расходы. (слайд 5)
Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – тогда говорят, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит.
Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.
А теперь мы с вами проведём игру:
Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:
Папа, мама, дочь, сын, бабушка, дедушка, прабабушка (приложение 1)
Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений (приложение 2)
Теперь приступаем к практической части нашего урока.
Составьте структуру вашего семейного бюджета. Определите доходы и расходы вашей семьи.
1. Каждая семья заполняет таблицу "Состав семьи" (приложение 2)
2. Составление "Кассовой книги" (приложение 3)
3. Защита бюджета каждой семьей, обсуждение.
Учитель: Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. По сути дела каждый из ваших родителей (чаще мама) является домашним бухгалтером.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.
(В ходе практической работы учитель осуществляет контроль, делая целевые обходы: проверка правильности выполнения трудовых приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся. )
V.Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного
Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.
1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.
2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.
V.Закрепление материала
Составить кластер в виде цветка с центральным словом «Бюджет» и напиши в каждом лепестке, с какими новыми словами или терминами мы сегодня познакомились. Дай им определение. Оцени себя. (слайд 6)
VI.Рефлексия:
• Что понравилось, а что не понравилось тебе в уроке?
• Какие знания ты отметил для себя как важные.
• Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее?
• Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему?
• Какую оценку в плане активности на уроке ты бы себе поставил?
VII. Заключительный инструктаж.
- оценка работы и деятельности учащихся. (приложение 4)
Домашнее задание:
Разработайте проект на выбор: (слайд 7)
А) Как увеличить доход вашей семьи.
Б) Как снизить расходы вашей семьи.

Литература:
1. Методическое пособие для учителя «Основы экономики и финансовой грамотности»
5 класс. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы 2010 год
2. Программа и методические рекомендации по курсу «Введение в экономику: Наша страна»
5 класс. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы
3. Учебный экономический словарь Б.Райсбер, Л.Лозовой, Москва «РОЛЬФ» 2000 год.
4. «Я познаю мир» - детская энциклопедическая экономика. Москва «Астрель» 2003 год.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: тажиг
Просмотров: 454 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru