Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Сборка схемы включения ламп накаливания с параллельным соединением
2014-11-03, 8:25 AM
Өндірістік оқыту сабағының жоспары
План открытого урока производственного обучения

Бағдарлама тақырыбы/Тема программы: Берілген нұсқа бойынша сызбаны орындап жарық бергіш сымдарды байланыстыру.Выполнение по заданным схемам проводок осветительных сетей 6 часов


Сабақтың такырыбы/Тема урока: Параллельді қосылған шырақтың сызбасын жинап байланыстыру. Сборка схемы включения ламп накливания с параллельным соединением.

Үш бірыңғай сабақтың мақсаты/Триединая цель урока:

Білімділік/Образовательная: Параллельді қосылған шырақтың сызбасын жинап байланыстыруды оқушыларға үйрету. Научить учащихся собирать схемы включения ламп накливания с параллельным соединением. Теория мен өндіріете оқытудың арасындағы бай ланысты тереңдету.
Углубить связь между теорией и производственным обучением

Дамытушы/Развивающая:
Формировать технические и технологические знания и умения учащихся, необходимые им для участия в созидательном труде; совершенствовать чтение электрических схем.

Тәрбиелік/Воспитательная:
Прививать учащимся чувство бережного отношения к инструменту и оборудованию; экономного использования материала; эстетичекого выполнения работы; формировать потребность в профессиональном труде; прививать навыки самоконтроля.

Сабақтың түрі/Тип урока: урок освоения новых практических приёмов

Оқыту әдістері/Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, личный показ мастера.

Оқудың пікірі/Принципы обучения: профессионально-политехническая направленность, связь теории с практикой, доступность и наглядность, прочность овладения компонентами профессиональной компетентности.


Пәнаралық және пән ішіндегі байланыс/Межпредметная и внутрипредметная связи: производственное обучение тема «Соединение и ответвление проводов в коробках»,«Монтаж проводок»; электротехника «Способы соединения приёмников электрической энергии»; устройство электровоза; материаловедение; черчение, математика, казахский язык; с производством; с жизнью.

Материалдық техникалық құрал жабдықтары/Материально-техническое оснащение: однополюсной выключатель -14 шт., электрический патрон – 28 шт., штепсельная розетка – 14шт., технологическая карта – 14шт., пассатижи – 14 шт., отвёртка – 14шт., нож монтёрский - 14шт., соединительные провода, инструкционнные карты по сборке электрических цепей с параллельным соединением потребителей – 14 шт., компьютер.

Өткізілген жер/Место проведения: учебная электромонтажная мастерская.

Сабақтың барысы
Ход урока

1. Ұйымдастыру бөлімі/Организационная часть(3-5 мин.)

1.1. Взаимное приветствие, проверка наличия учащихся:

1.2. Проверка внешнего вида учащихся (соответствие спецодежды требованиям производственной санитарии и безопасности труда):

1.3. Назначение дежурных:


2. Кіріспе нұскаулар/Вводный инструктаж(40-45 мин.)

1. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего занятия: «Сборка схемы включения ламп накливания с параллельным соединением».

Цель урока: Научиться собирать схемы включения ламп накливания с параллельным соединением.
2.Актуализация внимания учащихся на содержание темы урока:
В квалификационной характеристике Машиниста электровоза сказано, что он должен уметь выполнять элементарные электромонтажные работы.
В будущем, работая машинистами электровозов, вам необходимо знать и уметь как правильно и качественно выполнять соединение проводов и их присоединение к электрическим аппаратам. Для освещения кабины электровоза, помимо естественного освещения, применяется и освещение светильниками. Также светильники применяются и для освещения машинного отделения, входов и выходов, габаритов электровоза, а розетки для подключения переносных ламп и других электропотребителей (холодильник, плитка).
Цепи управления и освещения электровоза питаются постоянным током номинальным напряжением 50В.
В быту, знания и умения, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при ремонте квартирной электропроводки, в гаражах.

3. Актуализация опорных знаний:
Предлагается двум учащимся тестовые задания по теоретическому материалу.
Приглашается один учащийся для решения кроссворда по изучаемой теме.
Фронтальный опрос учащихся по материалу, полученному на уроках устройства электровоза, электротехники и производственного обучения
(вопрос и эталон ответа выводятся на экран) :
1.Что такое электрический ток?
Эталон ответа: Поток электронов называется электрическим током
2.Что такое фаза в электрике?
Эталон ответа: Фаза в электрике – это провод, который
подает ток от источника питания
3.Что такое ноль в электрике?
Эталон ответа: Ноль –это провод, который отводит
ток обратно,к источнику питания.
4.Дополните предложение ; Электрическая цепь состоит из ..........
Эталон ответа: Источника,потребителей,соединительных проводов и других элементов.
5.Что такое проводники?
Эталон ответа: Материалы с низким сопротивлением называется проводниками
6.Что такое изоляторы?
Эталон ответа: Материалы с очень высоким сопротивлением называется изоляторами
7.Какие виды соединений вы знаете?
Эталон ответа: Последовательное, параллельное, смешанное.
8.Где используется последовательное соединение?
Эталон ответа: В гирляндах
9.При попадании человека в эту зону, по телу человека потечет ток (по цепи земля-ступня- колено- пах- другое колено-другая ступня-Земля) так как напряжение возникает. По сути, между ног человека, оно получило название? Эталон ответа: Пошаговое напряжения
10.Это схема показывает принцип работы устройства. В ней задействованы элементы, используемые в данном устройстве (схеме) их задача показать, как должны монтироваться элементы электрической сети или устройства.
Как называется это схема?
Эталон ответа: Принципиальная схема

Проверка выполнения учащимися тестовых заданий и кроссворда.

4. Инструктирование учащихся по материалу урока:
Жана материадарды түсіндіру:
Переходим к объяснению нового материала:

Последовательное соединение нельзя использовать в тех случаях, когда в электрическую цепь необходимо включить (или выключить) несколько приборов независимо друг от друга, например для освещения комнат в квартире, так как часто нет необходимости, чтобы одновременно светили все лампы. При последовательном их соединении, отключая одну лампу, мы отключаем и все остальные.
Во всех случаях, когда нужно независимое включение и выключение электрическихприборов в цепь, используют параллельное соединениеэлектрических устройств.
На рисунке 1 показана цепь параллельного соединения двух лампочек,

Рис.1
а на рисунке 2— электрическая схема этой цепи. Очевидно, что при параллельном
соединении ток в цепи разветвляется.

Рис.2
Параллельное соединение - такое соединение, при котором проводники параллельны друг другу (начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы – к другой).
Вычерчивается схема параллельного соединения проводников на доске, а учащимся предлагается вычертить в рабочей тетради.
Применение параллельного соединения проводников.
В одну и ту же электрическую цепь параллельно могут быть включены самые различные потребители электрической энергии. Такая схема соединения потребителей тока используется, например, в жилых помещениях. Далее предлагается учащимся самим привести примеры применения параллельного соединения проводников.

Личный показ мастера производственного обучения приёмов сборки схемы включения ламп накливания с параллельным соединением на демонстрационном стенде с комментарием.
Правила техники безопасности при работе:
- правильная организация рабочего места;
- проверить состояние рабочего инструмента, при необходимости заменить у мастера производственного обучения;
- на электромонтажном столе можно размещать только предметы, необходимые для выполнения данной работы;
- при зачистке проводов нож необходимо держать под углом к жиле, движения выполнять от себя;
- подавать инструмент ручкой от себя, а класть на стол – ручкой к себе;
- использовать инструмент только по назначению;
- с инструментом и материалами необходимо обращаться бережно, не ронять их;
- не включайте источники электропитания без разрешения мастера;
- производите сборку электрических цепей, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике электропитания;
- проверяйте наличие напряжения на источнике электропитания с помощью контрольный лампы или указателя напряжения;
- следите, чтобы изоляция проводов и инструментов была исправна, а на концах проводов были наконечники; при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами;
- выполняйте электротехнические работы, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснутся к оголенным токоведущим частям, находящимся под напряжением;
- обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключайте источник электропитания и сообщите об этом мастеру;
- по окончанию работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

5. Закрепление материала инструктажа проводим следующим образом:
Приглашается учащийся для составления алгоритма сборки схемы.
Приглашается учащийся для закрепления приёмов удаления изоляции ножом, проведения скрутки двух проводов, формирования колечка, присоединения провода к электрическим аппаратам.
Приглашается учащийся для соединения проводов в распределительной коробке.
А теперь проверим знание казахского языка. На экран выводится подбор букв казахского алфавита. Учащимся предлагается в хаосе букв найти слова обозначающие приспособления и инструменты элекромонтера:



БҰЛБҰРАУЫШХОРОШОҚАШАУАТАУЫЗЮД
ИЩИБҮЙІРКЕСКІШЧЯ
ЬЯФПЫШАҚЭХКЕСКІР
ТЫӨТКІЗГІШСЫМ
ҮШКІРТІСТЕУІШПОВНИМАТЕЛЬНЕЙПРЕСКІЛТТЕР
ЦИФРЛЫҚМУЛЬТИМЕТРРЕЗЕҢКЕҚОЛҚАП
ЕЩЕИНДИКАТОРЛАР

Эталон ответа: 1.Бұрауыш
2.Қашау
3.Атауыз
4.Бүйір кескіш
5.Пышақ
6.Кескір
7.Өткізгіш сым
8.Үшкір тістеуіш
9.Пресс кілттер
10.Цифрлық мультиметр
11.Резеңке қолғап
12.Индикаторлар
На русском языке они звучат так:
1. Отвертка
2. Стамеска
3. Плоскогубцы
4. Бокорез
5. Нож
6. Зубило
7. Проводка
8. Круглогубцы
9. Пресключи
10. Цифровой мультиметр
11. Резиновые перчатки
12. Индикаторы

6.Ознакомление учащихся с практическим заданием, которое необходимо выполнить.
Озвучить проблему, решение которой учащиеся должны найти в процессе выполнения практического задания на уроке.
Проблема: Что произойдет если перепутали ноль с фазой при сборке схем?

Выдача задания:
Сегодня вам предстоит собрать схему параллельное соединение ламп накаливания.

Порядок выполнения задания:
1.Сборку схемы следует проводить в одном направлении. Например: собираем схему по часовой стрелке.
2.При работе со сложными, разветвленными схемами, удобно разбить ее на составные части.
3.Если в схеме много разъемов, контактов, соединений, удобно разбить схему на участки. Например: сначала собираем цепь от фазы до потребителя, потом собираем от потребителя к другой фазе, и т.д.
4. Сборку схемы следует начинать от фазы.
5.При подключении электроустановочных устройств, необходимо помнить. что ноль разрывать нельзя.
В любом случае, после сборки у нас должна получиться замкнутая цепь:
Например: фаза розетки-разъем контакта выключателя- потребитель- «ноль»-розетка.

7. Ознакомление учащихся с критерием оценок на данное задание.
Критерий оценок выводится на экран и комментируется мастером производственного обучения.

Оценка
Критерии

«5» Работа выполнена в соответствии с требованиями. Схема собрана правильно. Скрутка выполнена безупречно. Зачистка провода выполнена в соответствии с требованиями, эстетично. Отсутствие нарушений правил ТБ и электробезопасности . Правильная организация рабочего места на протяжении всего урока. Активное участие на вводном инструктаже.


«4» Работа выполнена в соответствии с требованиями . Скрутка выполнена безупречно . Зачистка провода выполнена, но имеются небольшие оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений правил ТБ электробезопасности. Порядок на рабочем месте на протяжении всего урока. Участие на вводном инструктаже.

«3» Имели место нарушения выполнения работы , но были самостоятельно учащимся устранены. Или имели место оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений ТБ и электробезопасности. В процессе урока на рабочем месте находились посторонние предметы. Слабые теоретические знания, пассивное участие на вводном инструктаже.


«2» Не выполнение работы в соответствии с требованиями. Не справился с заданием. Имели место нарушения ТБ. Беспорядок на рабочем месте, неумение организовать рабочее место.

8.Расстановка учащихся по рабочим местам.

3. Ағымдағы нұскаулық/ текущий инструктаж (4часа)
Деятельность учащихся:
- организация рабочего места;
- изучение технической документации;
- зачистка проводов, выполнение скрутки, формирование колечек, присоединение проводов к контактам приборов;
- сборка схемы;
- проверка работы собранной схемы (с мастером);
- соблюдение правил техники безопасности и электробезопасности.

Деятельность мастера производственного обучения:
Текущее инструктирование во время целевых обходов:
- проверить организацию и содержание рабочих мест;
- проверить правильность работы учащихся ножом при выполнении зачистки проводов;
- проверить правильность выполнения скрутки;
- проверить соблюдение технологии формирования колечек;
- проверить правильность сборки схемы;
- контролировать на протяжении всего урока правильность выполнения трудовых приемов и операций, соблюдение требований техники безопасности и электробезопасности. Контроль качества выполняемых работ.
В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких учащихся, которая может привести к браку, остановить работу учащихся и лично продемонстрировать выполнение соответствующих приемов и операций.

После выполнения задания учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями.

Приёмка и оценка выполненных работ.

Жұмыс орындарын жинау/Уборка рабочих мест.

4. Қорытынды нұсқаулар\Заключительный инструктаж(15-20 мин.)

4.1. Сабақты корытындылау және бағаларын хабарлау/Подведение итогов урока с анализом выполнения планового задания;
4.2. Обсуждение решения проблемной стуации;
4.3. Белгілі кемшіліктерді талдау және ең жақсы жұмыстарды атап өту/Разбор типичных ошибок и демонстрация лучших работ:

4.4.Анализ трудовой дисциплины и соблюдения безопасных условий труда:

4.5. Сообщение оценок:
4.6.Аргументирование оценки каждого учащегося:

4.7. Үйге тапсырма беру\Выдача домашнего задания: М.С.Живов «Монтаж осветительных электроустановок», стр.68-82, тема: Соединение проводов; дополнительно просмотреть материал на сайте WWW.chipdip.ru. Соберите схему цепь на батарейках с маленкими лампочками.

Рефлексия

Ө/о шебері\мастер п\о Кудияров Ж.К
Критерий оценок

Оценка
Критерии

«5» Работа выполнена в соответствии с требованиями. Схема собрана правильно. Скрутка выполнена безупречно. Зачистка провода выполнена в соответствии с требованиями, эстетично. Отсутствие нарушений правил ТБ и электробезопасности . Правильная организация рабочего места на протяжении всего урока. Активное участие на вводном инструктаже.


«4» Работа выполнена в соответствии с требованиями . Скрутка выполнена безупречно . Зачистка провода выполнена, но имеются небольшие оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений правил ТБ электробезопасности. Порядок на рабочем месте на протяжении всего урока. Участие на вводном инструктаже.

«3» Имели место нарушения выполнения работы , но были самостоятельно учащимся устранены. Или имели место оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений ТБ и электробезопасности. В процессе урока на робочем месте находились посторонние предметы. Слабые теоретические знания, пассивное участие на вводном инструктаже.


«2» Не выполнение работы в соответствии с требованиями. Не справился с заданием. Имели место нарушения ТБ. Беспорядок на рабочем месте, неумение организовать рабочее место.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Адия0998
Просмотров: 480 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru