Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Внедрение регионального компонента на уроках химии в условиях колледжа
[ Скачать с сервера (26.5Kb) ] 2015-02-06, 6:49 PM
Байтулесова Айнура Айтугановна
Гуманитарно-технический колледж, г. Шемонаиха, ВКО

Внедрение регионального компонента на уроках химии в условиях колледжа
Основная цель изучения курса химии (78 ч) в колледже - продолжение и расширение знаний о химических элементах, полученных учащимися в 8- 9 классах, сведений о простых и сложных веществах, образованных ими. Большое внимание при изучении уделяется практической значимости учебных материалов.
Кроме основных задач изучения химии учащимися в колледже мною ставятся следующие:
• раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами;
• защита окружающей среды от загрязнений бытовыми и промышленными отходами;
• развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у учащихся знаний о богатстве своей республики, о состоянии экологии в сельской местности;
• формирование активной гражданской позиции у учащихся, воспитание патриота своей Родины, знающего особенности своей малой Родины;
• формирование развитой культурной личности и др.

Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учётом природных и культурно - исторических особенностей регионов Республики Казахстан, в связи с чем, одной из задач проектирования профессионального образования признаётся задача разработки содержания его национально - регионального компонента.
Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания учащихся, влюблённых в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение студентов к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом, позволяет установить связь между известными фактами из окружающей действительности и исследованным местным региональным материалом.
Природное, культурно-историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
На уроках химии я определяю общие направления взаимодействия с учащимися по формированию на уроках активной краеведческой и природосберегающей позиции учащихся:
• Формирование активной краеведческой и природосберегающей позиции учащихся через систему знаний о промышленности региона.
• Гармонизация содержания экологического образования на основе регионального компонента и воспитание природосберегающей позиции учащихся
• Обучение приёмам и методам природосберегающих технологий и методов применения их в повседневной жизни.
Такой подход позволяет получать не только фундаментальные химические знания, но и воспитывать активную гражданскую позицию у учащихся через предметное обучение, проводить параллель с местными экологическими проблемами.
Здесь особое место должно уделяться информированию учащихся о роли химии в их будущей профессиональной деятельности, например для учащихся специальности 0709000 «Обогащение полезных ископаемых», специальности 1226000 «Технология предприятий пищевой промышленности». Любой учащийся, заканчивающий первый год обучения в колледже должен четко представлять промышленную инфраструктуру своего района и области, являясь потенциальным работником получаемой им профессии. Каждому студенту необходимо четко знать какие предприятия в регионе действуют и где он в дальнейшем может быть трудоустроен.
На уроках химии при внедрении регионального компонента я работаю на формирований следующих компетенций у учащихся:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

В данной таблице наглядно показано внедрение регионального компонента на уроках химии у учащихся первого курса колледжа.

Тема Вопросы рабочей программы Региональный
компонент
Открытие периодического закона и системы Д.И. Менделеева. Установление сложного строения атома. Состав атома

Строение атома. Ядро атома. Ядерные взрывы, произведенные на территории Семипалатинского полигона. Последствия ядерных испытаний на территории Шемонаихинского района
Вода. Основания. Растворы. Охрана водоемов
Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Вода в природе и хозяйственная деятельность человека.
Очистка питьевой воды.
Экологические проблемы р.Уба и р.Иртыш.
Химический состав природных вод Шемонаихинского района. Работа Шемонаихинской СЭС в области контроля качества питьевой воды.
Диссоциация воды. Водородный показатель. Гидролиз солей
Водородный показатель. Влияние рН-растворов на процесс флотации при обогащении полезных ископаемых на НОФ.
Деятельность химических лабораторий в корпорации «Казахмыс» в области контроля за производством.
Общая характеристика металлов Свойства металлов Металлы Восточно-Казахстанской области, их значение в развитии Республики Казахстан. Место Казахстана в мировом производстве цветных металлов.
Металлургия Способы получения металлов, распространение металлов в природе Знакомство с горно-добывающей промышленностью ВКО и Шемонаихинского района. Корпорация "Казахмыс" «Казцинк» «Казниобий», СЦК, ТМК и др.
Металлы главных подгрупп I – III групп периодической системы Кальций, его свойства
Жесткость воды и способы ее устранения
Кальций, его свойства. Магний, его свойства. Соединения кальция и магния. Их роль в природе и технике. Соединения кальция (известняк). Алюминий, его свойства. Соединения алюминия. с. Белый Камень, добыча известняка для НОФ,
Принцип работы катионитов в котельных промышленных предприятий Шемонаихинского района
Состав минеральных вод ВКО.
Строительные материалы Восточно-Казахстанской области: глина, песок, гипс, цемент. Работа цементных заводов области.
Элементы побочных подгрупп периодической системы Медь, цинк, титан, ванадий, хром, кобальт, никель, ниобий, серебро, золото и др. Полиметаллические руды Восточного Казахстана, история добычи полезных ископаемых региона
Общая характеристика неметаллов. Неметаллы IV группы периодической системы.
Кремний и его свойства, соединения кремния. Пос. Первомайский. Добыча кремния. Силикатная промышленность ВКО. Производство строительных материалов (кирпич, шлакоблоки, пеноблоки и др.)

Металлы главной подгруппы IV группы периодической системы Свинец, его свойства, получение и применение Добыча свинцовых руд , производство свинцового концентрата на НОФ
Природные источники углеводородов
Природные источники топлива Виды топлива в Восточно-Казахстанской области: уголь, древесина. Перспективы развития лесоперерабатывающей промышленности
Эфиры. Простые и сложные эфиры. Жиры.
Жиры. Состав жиров. Свойства и применение.
Экстракция. Масложировая промышленность региона. Деятельность СПК «Триумф Агро» - работа маслоэкстракционного завода в г. Шемонаиха.
Деятельность ТОО «Исток» в переработке молока.
Углеводы
Крахмал, целлюлоза, глюкоза, фруктоза Развитие сельского хозяйства в Шемонаихинском районе и ВКО. Производство пищевого сырья. Фермерские хозяйства и другие аграрные предприятия. СПК «Триумф Агро». Выращивание картофеля, зерновых в регионе. Производство меда и сопутствующих продуктов в Шемонаихинском районе.
Азотсодержащие органические соединения. Общие понятия о ВМС. Белки как ВМС.
Белки как высокомолекулярные соединения. Аминокислотный состав белков. Роль белков в организме человека. Животноводство в регионе. Производство в регионе белковой продукции – мяса и молока
Обобщение курса химии Развитие химической промышленности Основные направления развития химической промышленности в Восточно-Казахстанской области: производство цемента и других силикатных материалов, горнодобывающая промышленность региона, масложировая отрасль пищевой промышленности, вещества (БАВ); экология ВКО и Шемонаиинского района. Рациональное природопользование.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: ainurik | Теги: Шемонаиха, Восточный Казахстан, региональный компонент, Казахмыс
Просмотров: 318 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru