Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Профессиональное мастерство педагога– залог качества образования»
[ Скачать с сервера (21.6Kb) ] 2015-09-25, 11:02 PM
Тема: Профессиональное мастерство педагога–
залог качества образования»

Ключевые слова - профессиональное мастерство, педагогическая компетентность, современная система образования, качество образования.

Актуальность - Модернизация образования обусловила появление принципиально новых представлений об учителе современной школы. Необходим «новый учитель» для «новой школы»: педагог, который не только даст школьникам новые знания, но и научит детей учиться, организует этот процесс, и, что очень важно, сделает само познание привлекательным и интересным, необходимым в течение всей жизни.

Цель - Обеспечение становления личности ре¬бенка, целостного развития его способнос¬тей. Переход к новой системе среднего обще¬го образования, ориентированного на ре¬зультат, со¬держания и технологий организации профессиональной подготовки психолого-педагоги¬ческих кадров.

Задачи - 1. Раскрыть важность получения нашими детьми качественного образования, как интеллектуальный потенциал нации.
2. Создание современной системы образования один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана.

Гипотеза - Повышение качества образования возможно только в случае профессионального мастерства педагога.
Наша страна делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. Поэтому очень важно, чтобы наши дети получали качественное образование. (Б.Т. Жумагулов министр образования и науки). В наши дни меняется траектория развития основной школы, которая должна отвечать актуальным вызовам времени. Критическое мышление, критериальное оценивание, использование IT-технологий, менеджмент в образовании – вот тот подход, по которому развивается система образования всего мира. Уходят те времена, когда ученик был пассивным участником образовательного процесса, теперь главная задача учителя научить ребенка проявлять самостоятельность в обучении и развивать свои творческие способности. В новых педагогических технологиях ак¬цент с информирующей функции педагога, переносится на функции координатора, кон-сультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.
Надо отметить, что об этом говорили многие великие люди ещё много лет назад:
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Адольф Дистервег.
«Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор». Брюс Ли.
«Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет». Тадеуш Котарбиньский.
Создание современной системы образования один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Наша страна делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. «Умную экономику» должны делать умные люди.
Главная цель 12-летнего общего средне¬го образования:
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспо-собной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуали¬зации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Основное назначение 1 ступени - рас¬крытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореа¬лизации, осмыслении знаний об окружаю¬щей действительности, формирование жела¬ния и умения учиться, т.е. создание подлин¬ной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, форми-рование у младших школьников целостной учебной деятельности.
Обеспечение становления личности ре¬бенка, целостного развития его способнос¬тей. Организация учебной деятельности в начальной школе, способствующей приоб¬ретению необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма, счета, овладение элементами творческого мышле¬ния, основами личной гигиены и здоровьесбережения. Переход к новой системе среднего обще¬го образования, ориентированного на ре¬зультат, актуализирует проблему целей, со¬держания и технологий организации профес-сиональной подготовки психолого-педагоги¬ческих кадров.
Педагог 12-летней школы обязан обла¬дать высоким уровнем сформированного ряда компетентностей:
Специальная компетентность - способ¬ность заниматься собственно профессио¬нальной деятельностью на достаточно вы¬соком уровне и проектировать свое дальней¬шее профессиональное развитие;
Социальная компетентность - способ¬ность заниматься совместной (коллектив¬ной, групповой) профессиональной деятель¬ностью, сотрудничать и использовать при¬нятые в профессии управленца приемы про¬фессионального общения;
Образовательная компетентность - ин¬терес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образо¬вательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образова¬тельной деятельности, способность приме¬нять основы педагогической и социальной психологии.
Понятие «компетентность» встречается во всех определениях концепции 12-летнего образования. Давайте рассмотрим, что же такое компетентность с разных сторон.
Педагогическая компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определённого рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Так в философии (Д. Дьюи, У. Уоллер, М. Мид, К. Юнг, П. Сорокин, Ф. Знанецкий), профессиональная компетентность рассматривается как средство приспособления к среде, так как профессия творит человека по своему образу и подобию, определяет его интересы, убеждения, вкусы, стремления, желания; формирует общие интересы, сходства у индивидов, занимающихся одной и той же профессией.
В социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) в рамках профессиональной стратификации общества профессиональная компетентность рассматривается как профессиональное призвание, профессиональный долг; социальный статус человека формируется в единстве образа жизни, профессии и образования.
В психологии (И.Н. Шпильриен, С.Г. Геллерштейн, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, К.К. Платонов, Н.В. Кузьмина) компетентность рассматривается как специфическая способность, позволяющая эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни; а профессиональная компетентность определяется, как «способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии».
Компетентность – от лат. competens – способный. Компетентность - это, по сути, умение делать хорошо, то, что делаешь.
Критерием истинной компетентности является конечный результат. Проведём опыт с воздушными шарами. Надуем воздушные шары разные по цвету и качеству. Если человек надувает шарики, то, очевидно, он хочет получить результат – надутый шарик. Не лопнувший по дороге и не наполовину надутый. Ясно одно, конечный результат будет у всех разный. Разный по цвету, по качеству, по размеру. Что ещё раз доказывает индивидуальность и шара и того, кто его надувает. В нашем случае, это ученик (ребёнок) и учитель (педагог). Конечно, в своей работе мы не имеем право на ошибки, мы должны знать как добиться отличного результата. Нужно помнить, что «Ребенок – Алмаз, из которого нужно сделать Бриллиант, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа.» (Ф. Вассерман, Ташкент).
Так какой же должна быть сегодня эта ключевая фигура - Учитель новой формации?
Какими умениями, должен владеть учитель новой формации:
1. Уметь любить детей – важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя, учителя; безусловно принимать мир и человека.
2. Уважать ребёнка, человека – видеть в каждом личность – необходимое качество учителя.
3. Верить в ребёнка, человека – залог успеха образовательного процесса, выражает оптимистическую линию гуманизма.
4. Знать ребёнка, человека – без знания души личности воспитание является слепым; быть гуманным - значит быть человековедом.
5. Понимать ребёнка – нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.
6. Бережно относиться к духовному миру и природе личнсоти – каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды.
7. Беречь и развивать чувство собственного достоинства – без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.
8. Стать другом ребёнка, человека как соучастника образовательного процесса, который должен видеть в нем друга, чувствовать поддержку и помощь.
9. Уметь целостно мыслить. Учитель новой формации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления в позитивные. Это учитель – практический психолог.
10. Ориентация на культуру педагогического труда – ориентация на формирование целостного мировоззрения учителя.
11. Не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству личности.
12. Мотивировать целостное восприятие мира личностью.
13. Мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределенности.
14. Работать в биоадекватных методиках и технологиях образования.
Чтобы обладать всем этими умениями и всегда быть востребованным учитель должен постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться.
Цель повышения профессиональной компетентности: Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций – способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.
Современный учитель должен обладать философско-методологической зрелостью, которая обеспечивает широкий кругозор; чувством межпредметных связей и перспектив социально-экономического развития общества; готовностью учителя к смене парадигм и принципов организации труда, развития науки и техники; установкой и готовностью учителя к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию себя как специалиста и как личности. В учебно-воспитательном процессе главной фигурой является педагог с его подготовкой и мастерством. Поэтому актуальной во все времена остаются проблемы развития профессиональных качеств учителя и повышения его педагогического мастерства.
Говоря о повышении профессиональной компетенции Учителя, думаю, важно сказать о поддержке и постоянном контроле со стороны государства, которое делает всё возможное для того, чтобы выйти на передовые позиции качества образования, соответствующего мировым стандартам. А именно о Курсах повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан по специальной 3-х месячной программе 3 базового уровня, разработанной совместно с Факультетом образования Университета Кембридж в рамках Соглашения между Международным экзаменационным советом Университета Кембридж и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Цель обучения: дать глубокие теоретические знания о процессе обучения и об учащихся; развить практические навыки преподавания, расширить диапазон методико-дидактических подходов в обучении, улучшить компетенции в области планирования урока.
«Образование — это сфера, которая закладывает основы будущего страны, высокой квалификации, патриотизма и духовности новых поколений казахстанцев.» (Н.А. Назарбаев, президент РК). В одной из работ Платона сказано: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой - новой формации.
Таким образом, учитель новой формации, его компетентность – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала очень сложно. Он должен обладать огромным чувством ответственности, обучая нынешнее поколение.
Учитель Новой Формации - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А. Назарбаев, президент РК).
Труд учителя велик как для отдельной личности, так и для общества, поэтому хочется закончить словами великого Абая «Самое лучшее в человеке - от Учителя».
Категория: Профессиональное образование | Добавил: samsungg
Просмотров: 420 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 6:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru