Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Доклад об актуальности целеполагания на современном уроке.
[ Скачать с сервера (39.9Kb) ] 2015-10-09, 10:22 PM
Байдашева Гульмира Муратовна
Учитель русского языка и литературы
средняя школа № 7
Акмолинская область, г.Атбасар

АКТУАЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ УРОКА

Учебный процесс на современном этапе в условиях обновления содержания образования предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
-учителя как организатора и консультанта, выражаясь современным языком-быть в роли фасилитатора - учителя, работающего в соответствии с идеями личностно-ориентированной педагогики и помогающего ученику в процессе его развития; [2.стр.93.]
- ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
В современной школе определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называется компетенция целеполагания.
Для формирования общеучебных компетентностей учащихся как основной цели обучения необходимо пересмотреть традиционные взгляды на существующую систему оценивания, которая «выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы и не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании» [1. стр.4].
Целеполагание является неотъемлемой частью оценивания и помогает определять приоритеты, принимать решения и реализовать то, что планировалось.
Чем четче сформулированы цели, тем эффективнее будет оценивание [1 . Стр.8].
Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога при подготовке к уроку, потому что готовясь к нему, затрудняются в формулировке цели и обращаются к ресурсам Интернет. Но не всегда задумываются над тем, что цели в данном случае вряд ли подойдут. Поэтому на современном этапе целеполагание- одна из таких проблем, которую нужно научиться решать на уроке.
2. Подходы к постановке целей урока.
Целеполагание- это непрерывный процесс, который реализуется в течение определенного времени. Поставленные цели нужно постоянно анализировать и пересматривать. Непрерывный анализ целей заставляет учителей выбирать главное и принимать важные решения.
В процессе целеполагания каждый ученик – это участник, активный деятель, каждый из которых должен быть созидателем общего творения.
Использование целей обучения помогает учащимся понять, чего они должны достичь в результате обучения. «Многие учащиеся не понимают этого и привыкают к преподаванию, представляющему собой непроизвольную последовательность упражнений, не имеющих между собой никакой обоснованной связи…. Когда же учащиеся приобретают понимание целей обучения, они начинают учиться более осмысленно, а их обучение становится более эффективным: они обсуждают процесс оценивания с учителем и друг с другом…».[стр.10.Блэк и Уиллиам].
Исследования ученых показывают, что, если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.
Как уже говорилось выше: целеполагание является проблемой современного урока. Так в чем же суть проблемы?.
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались дети на уроке. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей и учителем, и учениками. Можно показать целый фейерверк педагогических приемов и вовлечь всех детей в работу, оснастить наглядностью, но не прийти к определенному выводу и участники образовательного процесса не поймут, что же нового они узнали на уроке.
По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе « Об образовании» и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности, например, « интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями необходимыми для практической деятельности». Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. А если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель.
3. Типичные ошибки учителей при постановке цели урока.
Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовывать. Как показывает традиционная практика, ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со своими. Поэтому для личностно-ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого материала, на постановку собственной деятельности. Часто урок или этап изучения нового материала педагоги, обращаясь к ученикам. Начинают словами « Цель нашего урока…» и проговаривают дальше. Совершенно ясно, что это цель учителя, лишь формальная, ничего не значащая фраза. И совершенно не обязательно, что такая же цель возникнет и у учеников. Так же малополезна запись учителем своей цели на доске. А между тем известно, что деятельность без принятия цели не является полноценной и достаточно эффективной. Итак, приходим к выводу, что :
- типичной ошибкой № 1 является то, что цель ставится не на деятельность ученика, а на деятельность учителя, например, « Ознакомить учащихся…»,» систематизировать знания…», « ввести и закрепить…»;
-ошибка № 2: цели « размытые», допустим, такая формулировка « Ученики получат представление об имени существительном, как части речи» или « Ученики изучат раздел « Имя прилагательное»». Такие формальные цели – это уход учителей от ответственности за их достижение;
- ошибка № 3: учителя не уточняют понимание целей урока учениками. Учитель и ученик по- разному могут понять обозначенную учителем цель. А для уточнения понимания учениками, какой результат от них ожидается, необходима обратная связь;
- ошибка № 4: учителя путают цели и задачи, а потому и цели « многоэтажные». Необходимо уяснить разницу между целью и задачей : цель – это то, что мы хотим достичь, а задача - это процесс - как мы этого достигнем.
- ошибка № 5 : не подводятся итоги выполнения целей урока и поэтому сложно определить результат деятельности учащегося и, соответственно , осуществляя обратную связь, мы тем самым обеспечиваем возможность осмысленного контроля и самоконтроля за результатом деятельности.
4. Приемы целеполагания.
4.1 Учащихся нужно ставить в активную позицию, просить их самих формулировать цели. При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах:
- актуализация знаний;
- учитель обозначает тему урока;
- на более высоком уровне тему урока формулируют дети.
4.2 Нужно использовать глаголы, действия которых мы можем увидеть, прочитать или услышать, например,
• Ученики смогут написать…
• Ученики смогут классифицировать…
• Ученики смогут сравнить...
4.3 Избегать таких слов, как практиковать, знать, помнить. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения. Это описание действий или задач и не подходят для определения цели.
4.4 Необходимо работать над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Затем нужно объяснить значение каждого слова или отыскать в
« Толковом словаре ». Далее, от значения определить цель урока.
4.5 Нужно создавать проблемную ситуацию. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружил дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая будучи реально объективной, для него выступит как субъективная

5. Актуальность SMART- целеполагания.
В современной школе цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи.
Цели должны быть SMART.
Критерии SMART:

S – Specific.
Конкретные цели. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
М – Measurable.
Измеримые цели. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
А – Achievable.
Достижимые цели. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы .
R – Relevant.
Ориентированные на результат. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
Т – Time-limited.
Цели, соотносимые с конкретным сроком. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий.
Дадим примерные смарт-цели на урок:
Цель: конкретна, детальна,
достижима, измеряема,
ориентирована на результат
ориентирована по времени.
К концу урока :
- каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной войны;
- каждый ученик сможет классифицировать понятия….
-ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора.
Приведу формулировку цели и задач урока из своей практики, например,
Тема урока: Три способа подчинительной связи в словосочетаниях.
Цели урока:.1. К концу урока ученики будут знать три способа связи слов в словосочетании по морфологическим свойствам главного слова.
2. Смогут определять способы связи слов в словосочетании и презентовать в виде постера.
Задачи урока: Учащиеся
1. будут выделять словосочетания в составе предложения;
2. будут определять морфологические свойства главного слова;
3. будут охарактеризовывать три способа подчинительной связи слов в словосочетании и презентуют постер.
Таким образом, подводя итог, приходим к выводу :
Цель обучения и его результаты:
«Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:
- Какие знания необходимы ученикам?
- Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?
- Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?
Результаты обучения продемонстрируют учителю степень успешности его деятельности по достижению запланированных целей обучения на уроке.
Результаты должны быть:
- ориентированы на личность ученика:
- выражены в форме глагола, характеризующего приобретенный навык;
- согласованы с общей целью подготовки учеников». (Руководство для учителя, 2012. с. 273)
6. Алгоритм анализа цели урока:
1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;
3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.
4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;
5. Определить степень осознанности учителем цели;
6. Выяснить реальность достижения цели;
7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Использованная литература
1.Методическое руководство « Оценивание учебных достижений учащихся»
2 .Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень . Второе издание.
http: //www.qimnazy161.ru. Формирование навыка целеполагания
3. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
4. http //menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
5. http://www.school2100.ru/Формирование умения целеполагания у младших школьников
6. nsportal.ru/.../osobennosti-tselepolaganiya-na-uroke-russogo-yazyka.
Особенности целеполагания на уроке русского языка
Категория: Профессиональное образование | Добавил: мика9774
Просмотров: 570 | Загрузок: 18 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru