Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Сенсорное воспитание младших дошкольников
[ Скачать с сервера (109.4 Kb) ] 2012-08-16, 2:23 PM
Сенсорное воспитание младших дошкольников
/из опыта работы/.
Методист д/с Носова В.Н.
Воспитатель д/с Чурсина Н.П.
ШСР «Альтер» г. Караганда.

Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развития его восприятия, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л.Н.Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
Представляем систему сенсорного воспитания детей самого младшего дошкольного возраста. Она включает в себя следующие формы работы:
-оформление предметно-пространственной среды группы;
-пальчиковые игры;
-ориентировочно-познавательная деятельность;
-организованная учебная деятельность;
-сотрудничество с семьёй.
Предметно-пространственная среда является условием приобретения ребёнком опыта взаимодействия со сверстниками, вещными объектами и опыта моделирования различных социальных ситуаций и отношений. Именно она обеспечивает свободное манипулирование предметами и игрушками и представляет возможность для речевого, сенсорного, познавательного и эстетического развития. Поэтому в группах для малышей в обязательном порядке необходимо иметь «центр активности», в котором размещаются игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:
-игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Веселый паровоз», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»), форме («Украсим ковёр», «Подберём окошко к домику цыплёнка», «Спрячь мышку», «Рамки-вкладыши», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики», «Формы»), величине предметов («Помоги рыбкам», «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»);
-игры на развитие слухового восприятия ( «Курочка и цыплята», «Угадай, на чем играю», «Чудесный ларец»);
-строительные игры («Лего», крупный строительный и мелкий строительный материал) и игры-конструкторы («Сложи узор», «Уникуб»);
-игры с природным материалом на развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений и восприятий /шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох, гречка, рис/;
-игры с различными видами застежек и шнуровок;
-игры-эксперименты с песком, водой, снегом, бумагой, звуками.
Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с речью, отражающей приобретённый сенсорный опыт. Кроме того, они положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Хорошо использовать пальчиковые игры на основе народного фольклора – казахского и русского: «Қуыр, қуыр, қуырмаш», «Балапан», «Отбасы», «Біздерде бар қуыршақ», «Сидит ворон на дубу», «Тук, тук, паучок» и др.
Следующей формой сенсорного воспитания является ориентировочно-познавательная деятельность с детьми на участке детского сада. Она включает в себя организацию наблюдений и двигательную деятельность.
Наблюдение – важное средство сенсорного развития детей, т.к. в его процессе они улавливают свойства предметов и явлений, сопоставляют их, устанавливают между ними связи. Если взрослый принимает активное участие в наблюдениях ребёнка, то, как правило, малыш задаёт много вопросов, которые свидетельствуют о познании им окружающего мира. Сенсорные «маршруты» для наблюдений следует разрабатывать заранее с учётом местных условий. Ценность таких «маршрутов» не только в том, что ребёнок накапливает сенсорный опыт, но и в том, что развитие мыслительных процессов идёт одновременно с развитием речи.
Сенсорное развитие в двигательной деятельности происходит через:
-проведение дидактических игр с движением по ознакомлению с природным окружением;
-проведение подвижных игр;
-самостоятельную двигательную деятельность детей.
Перечисленные виды ориентировочно-познавательной деятельности
-способствуют развитию движений, обеспечивающих перемещение ребёнка в пространстве, умение сохранять устойчивое положение при ходьбе, проявлять определённую ловкость;
-приучают придерживаться заданного направления передвижения, согласовывать свои действия с действиями других детей;
-учат находить, узнавать и воспроизводить образы и действия знакомых объектов природы, знакомых персонажей, действовать целесообразно в зависимости от задания и условий деятельности;
-создают условия, способствующие регуляции двигательной активности в самостоятельных играх детей.
Но всё же основной формой работы является организованная учебная деятельность на занятиях по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и экологией, рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Чтобы организованная учебная деятельность имела поисковый, интегрированно-дифференцированный и опережающий характер, способствовала диалогическому типу общения между субъектами образовательного процесса и создавала условия для сотрудничества, следует широко использовать современные развивающие педтехнологии и программы:
-проектный метод обучения;
-элементы ТРИЗ-технологии;
-технологии Монтессори и «Тай-тай» /Step by step»/;
-нетрадиционные технологии изобразительной деятельности;
-развивающие программы «Школа семи гномов» /Д.Денисова, издательство «Мозаика-Синтез/, «Музыка с мамой» Железновых, обучающие программы «Уроки тётушки Совы. Арифметика-малышка» /Творческое объединение «Маски» www.usovi.com.ua./
Приводим пример использования метода проектов по теме «Весёлые следопыты», проблемой которого является определение признаков осени.
I этап. Введение в проблему занятия.
Дети рассматривают иллюстрацию и отгадывают загадку об осени. Педагог приглашает на прогулку в осенний лес.
II этап. Подготовка к презентации проекта занятия.

1.Определение первого признака осени –листопад.
а/ Дидактическая игра «Подбери дереву наряд»/аппликация/.
Воспитатель выставляет на магнитной доске иллюстрацию с изображением листопада.
б/ Д/и «Подберём ёжикам иголки».

2. Определение второго признака осени – дождь.
а/ Пальчиковая гимнастика «Есть в лесу из брёвен дом».
б/ Д/и «Найди свой домик».
Воспитатель выставляет на магнитной доске картинку с изображением дождя.

3.Определение третьего признака осени.

а/ Дидактическое упражнение «Прятки».
Педагог выставляет на магнитной доске картинку с изображением медведя, спящего в берлоге.

б/ Работа по схеме «Угадай, кто спрятался.»












III этап. Презентация проекта занятия.
а/ Вместе с детьми подходим к доске, где изображены признаки осени.
-Так какие признаки осени мы с вами нашли?
«Осенняя песенка» слова . Н. Балащева.
IV этап. Рефлексия занятия и постановка новой цели.
Решать задачи сенсорного воспитания помогает сотрудничество с родителями. Кроме всех известных традиционных форм работы рекомендуем использовать инновационную программу «Тай-тай». Данная программа даёт прекрасную возможность раскрытия способностей ребёнка и участия семьи в деятельности детского сада, а также помогает обеспечить единое образовательное пространство с едиными требованиями к ребёнку в семье и дошкольном образовательном учреждении. Этому способствуют выпуски «Счастьяграмм» и «Семейных газет», фиксирующих успехи каждого ребёнка в той или иной области развития.
Предложенная нами система работы способствует накоплению и обогащению сенсорного опыта ребёнка - основы развития всех его способностей.

Литература.
ГОСО РК 1.001-2009, Астана: Министерство образования и науки РК.
Программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет «Алғышқы қадам», Астана, 2010 год.
Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Москва, «Просвещение», 1978 г.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Москва, «Просвещение», 1988г.
Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.—Москва, «Просвещение», 1989 г.
Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет». Москва, «Просвещение», 1987 г.
Л.Н.Толстой, Собрание художественных произведений, т. 10, М. 1948, стр. 247.
Категория: Дошколенок | Добавил: Аппетитная
Просмотров: 5956 | Загрузок: 347 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 4.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 0:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru