Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

культура деятельности дошкольника.
2014-05-11, 1:23 PM
Культура деятельности дошкольника.

Культура труда и поведения. Это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а за тем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т. е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, к вещам.
Необходимо прививать детям, умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу (школы, двору с сооружениями, зеленым насаждениям и пр.); формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду), т. е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть или заниматься; четко и последовательно организовывать саму деятельность; планировать время в процессе деятельности; доводить начатое до конца.
По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложив игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивались их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений. Многие дети нуждаются в том, чтобы их обучали простейшим действиям с предметами: зашнуровать ботинок, пользоваться расческой и носовым платком, держать карандаш.
Важно учить ребёнка относиться к общественному имуществу как к своей личной вещи.
Обучая детей действиям с предметами, объясняю, что игрушки, пособия, вещи тогда служат долго, выглядят как новые, если с ними обращаются аккуратно: «Кубики после игры складывают в коробочку, иначе, картинки на них затрутся, отклеятся, и в них нельзя будет играть». Показываю: «Вот как их укладывают – ровными рядами, плотно прикладывая друг к другу. Видишь, теперь крышка свободно закрывается и коробка остаётся целой, а кубики не затеряются». Если ребенок понимает цель своих действий, он быстрее усваивает требования, у него легче формируются навыки аккуратности.
Жизнь детей в школе предоставляет большие возможности для воспитания у них бережного отношения к имуществу школы. Объясняю детям: «Всё, что имеется в классе – игрушки, книги, посуда, мебель, - твоё, моё, наше, общее, принадлежит нам всем. Всё надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, а в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами.
Формирование бережного отношения к общественному имуществу связано с воспитанием в ребёнке коллективистических черт. Только тогда, когда в сознании ребёнка понятия «я», «моё» постепенно, в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим. Дети не замечают, что своими играми, небрежным отношением к собственному платью, к окружающим вещам могут доставлять дополнительные хлопоты старшим. Ребенок нуждается в том, чтобы ему растолковывали известные, на ваш взгляд истины: «При входе в квартиру тщательно вытирай ноги, чтобы маме не пришлось после тебя вытирать пол».
Необходимо приучать ребенка правильно обращаться с учебными пособиями.
В каждой семье в распоряжении детей имеются карандаши, бумага, клей, кисти, книги, наборы картинок и многое другое. Но родители не всегда знают, как они ими пользуются, где все это хранят. Случается, что пособия свалены вместе с игрушками. Когда у ребенка возникает желание позаниматься, то он долго не может отыскать то, что ему требуется. Если и находит, то в таком виде (карандаши поломаны, кисти засохшие, краски не промыты), что у ребенка пропадает желание заниматься. В таком случае не может идти речь о привитии ему необходимых навыков пользования учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией, изготовления игрушек – самоделок и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо своевременно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью, красками, пластилином, ножницами, счетным материалом и содержать все это в надлежащем порядке.
У детей, пришедших в предшколу, не сформирована элементарная культура деятельности. Это доказывает не только примитивное содержание рисунков, но и нерациональное использование материалов (за 5 минут ребенок успевает изрисовать половину альбома и на каждом листе неудачно нарисованный круг), неумение экономно расходовать бумагу, хранить пособия в положенном для них месте, употребление их не по назначению – в игре.
Особенное внимание следует уделять правильному обращению с книгой. По тому, как выглядят книги, принадлежащие ребенку, можно определить, достаточное ли внимание уделяется в семье воспитанию у него культуры обращения с ними.
«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они»,- это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой, вырезать из неё картинки, чертить «каракули» или складывать «голубей». После того как посмотрел или прочитал книгу, не забудь положить её на место. Если книга порвалась, почини её сам или с помощью взрослого.
Полезно разъяснять детям, что любая деятельность – игра, труд, занятие – требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Нужно подсказывать, где и как поудобнее сесть, не мешая другим, как лучше расположить на столе необходимый для занятий материал. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедиться, что все необходимое приготовлено. Проследить, как он выглядит, в порядке ли у него костюм, вымыты ли руки.
Детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Это нелегко ребенку дошкольного возраста, но с помощью взрослого вполне возможно. Можно спросить: что ты собираешься рисовать и чем? Цветными карандашами или красками? Что у тебя будет изображено? Как намереваешься расположить рисунок на листе? Что нарисуешь сначала, а что потом? Такое предварительное планирование содействует развитию замысла, позволяет увидеть, в какой последовательности действовать. Заранее зная, что и как делать, ребенок меньше отвлекается. Это уплотняет время, способствует стремлению заканчивать задуманное. Этому же будет способствовать и ваша заинтересованность к делу ребенка.
Умение планировать свою деятельность предполагает и умение рассчитывать время. Необходимо прививать детям чувство времени, иначе трудно выработать в них стремление завершить начатое.
Целесообразно подсказывать, чем заняться, чтобы уложиться во времени. Полезно разъяснять, почему неуместно начинать новое дело, например, перед уходом на прогулку: «Когда торопишься – не сделаешь хорошо». Это вырабатывает у ребенка чувство времени, организованность, умение считаться с распорядком дня, ответственность за завершение начатого.
Когда работа, занятие или игра завершены, от детей требуется умение убрать за собой все, с чем они занимались. Это самая трудная и не совсем приятная обязанность, которая не всегда совпадает с настроением ребенка. Такая привычка формируется быстро, если ребенок постоянно видит, что и взрослые убирают все на место. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение:
• Прежде чем начать игру, занятие, любое дело, подумай, что для этого потребуется;
• Определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим и тебя не отвлекали;
• Подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;
• Проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;
• Твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;
• Приступи к делу, подумай, что, после чего будешь делать и как;
• Не оставляй дело не законченным;
• Не берись за новое дело, не завершив старое;
• Убери за собой все, с чем ты играл и занимался: каждой вещи – свое место; все, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности: кисти – промытыми, карандаши – отточенными, рисунки, альбомы, книги – сложенными в определенном порядке, игрушки – ожидающими встречи со своим хозяином;
• Не забудь привести в порядок свое рабочее место и себя (если ты занимался с глиной и пластилином) – вымыть руки, снять фартук и аккуратно сложив его, положить на место.
Эти привычки являются основой для дальнейшего развития организованности будущего школьника – умения самостоятельно распределять время на учебный труд, отдых и обязанности по дому.
Педагог разъясняет родителям: каждый вид детской деятельности (игры, занятия, труд) создает наиболее благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников. В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистические навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, проявлять уважение к партнеру; на занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудия труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение е обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

Использованная литература

1.Виноградова А.М., Година Г.Н., Козлова С.А. и др.; под ред. Р.С. Буре.- М.: Просвещение 1987
2. Петерина С.В. воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1986.
Категория: Дошколенок | Добавил: предшкола
Просмотров: 457 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru