Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
2014-08-15, 11:21 AM
Тулеубекова. Нургуль Канагатовна
воспитатель
ГККП «Ясли – сад №93», г.Павлодар

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

Автор раскрывает особенности и описывает приемы технологии критического мышления, адаптированные для работы со старшими дошкольниками. Предлагаемая система работы, направленна на развитие критического мышления детей через занятия по ознакомлению с окружающим миром. Спектр, предлагаемых методических приемов позволяет наполнить содержание занятий разнообразными видами детской деятельности
Автор мектепке дейінгі балалардың жоғары топтармен жұмыс істеу барысындағы бейімделуіне, сыни тұрғысынан ойлау технологиясының ерекшеліктері мен әдіс-тәсілдерінің түрлерін ашып көрсетеді. Бұл берілген жұмыс жүйесі, айналамен қоршау сабағы арқылы балалардың сыни тұрғысынан ойлауларын дамытуға бағытталған. Берілген әдістемелік тәжірибелер сабақтың мазмұнын алуан түрлі тәсілдермен толтыруға мүмкіндік береді.
The author opens features and describes receptions of technology of the critical thinking, adapted for work with the senior preschool children. The offered system of work aimed at the development of critical thinking of children through classes in acquaintance with world around. The range, offered methodical receptions allows to fill the content of occupations with various types of children's activity.

Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Это совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ребенка (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.
Основа технологии построение занятия по определенному алгоритму последовательности трех фаз - вызов, осмысление и рефлексия. Технология построена на рефлексии одновременно обеспечивает ее развитие.
Первая стадия (фаза) занятия - стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать ребенка, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла).
На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ребенка, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия. (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает детям навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.
Эта стадия размышления /рефлексии характеризуется следующими основными задачами:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов);
- анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе занятия;
- анализ образовательного процесса в целом.
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков детей, необходимых не только в обучении, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).[1, с.16-18]
Работая в режиме технологии критического мышления, педагог перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение, продвижение от незнания к знанию в совместный и интересный поиск.[1, с.24]

Планирование занятия по методике критического мышления.
До занятия
Мотивация. Нужно подумать над следующими вопросами:
«В чем смысл занятия?»;
«Как оно связано с тем, чему я уже учила, чему еще научу?»;
«Как это занятие способствует развитию критического мышления?»;
«Как это занятие связано с другими предметами?»;
«Как соотносится с теми навыками, которые дети приобрели?»;
«Как занятие связано с личным опытом детей, их интересами?»;
«Какую информацию содержит материал занятия?»;
«Как построить занятие, чтобы оно вызвало живой интерес?»

Задачи (Какие знания и навыки будут приобретены на занятии? Как дети смогут этими знаниями распорядиться?)
Для того чтобы дети извлекли более глубокий смысл из содержания данного им материала, необходимо, чтобы диапазон мыслительных процессов включал в себя (согласно таксономии Б. Блума):
- знание (Knowledge)
- постижение (comprehension)
- применение (application)
- анализ (analysis)
- синтез (synthesis)
- оценка (evaluation)
Для совершенствования мыслительного процесса, можно предложить задания такого рода:
- Найти близкую тему в материале занятия;
- Припомнить примеры из жизни, созвучные материалу занятия;
- Сравнить и противопоставить две или более идей, понятий и т.п.
- Обосновать точку зрения;
- Отстоять точку зрения в споре;
- Представить себе, как можно выразить одну и туже идею иным образом или переформулировать ее;
- Решить, что еще необходимо знать по данной теме.
Предпосылки (Что должен ребенок знать и уметь, чтобы занятие пошло ему на пользу?)
Распределение времени [2]

Занятие.
Стадия вызова.
Деятельность педагога.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация детей, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность ребенка
Ребенок «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Методические приемы, использованные на стадии вызова:
- составление списка «известной информации»;
- рассказ - «Вопросительные слова»;
- «Мозговой штурм»;
- «Выглядит, как…звучит, как…»;
- «Плюс –минус -интересно; плюс-минус-вопрос».

2. Стадия осмысления
Деятельность педагога.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Деятельность ребенка
Ребенок слушает текст, делает выводы по мере осмысления новой информации. Происходит реализация имеющихся знаний в определенной учебно-познавательной деятельности
Методические приемы, использованные на стадии осмысления:
- «Пирамида предсказаний» (аналог «Дерево предсказаний»);
- «Елка» (аналог «Фишбон»).

3. Стадия рефлексии
Деятельность педагога.
Вернуть детей к первоначальным предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, практические задания на основе изученной информации
Деятельность ребенка
Дети соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления.
Методических приемов на стадии рефлексии
- установление причинно–следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верными или неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
- «Толстые и тонкие вопросы»;
- «Ромашка вопросов»;
-«6 шляп»;
- «ЗУХ»;
- «Кластер».[3]

Использование приемов Технологии Критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста. [4]
Занятие «Ознакомление с окружающим миром», тема «Птицы».

Прием «Мозговой штурм»
- Каких птиц вы знаете?
- Назовите виды птиц?
- Чем питаются птицы?
- Какие части тела помогают птицам в полете? и т.д.
- Чего больше боятся зимующие птицы: холода или голода?

Прием «Пирамида предсказаний»:
- Что будет, если исчезнут птицы?
- Что будет, если экзотических птиц поселить в наших условиях?

Прием «Толстые и тонкие вопросы»- обеспечение дифференцированного подхода в обучении

Тонкие вопросы:
- Защищают ли птицы свое гнездо от врагов?
- Какую пользу приносят птицы?
- Все ли птицы умею летать?
Толстые вопросы:
- Почему дятел долбит дупло насквозь?
- Почему поют птицы?

Прием «Кубик вопросов» – тема «Птицы»
 Дай описание.
 Сравни с чем-нибудь.
 Проассоциируй (на что похоже).
 Проанализируй
 Придумай другое название
 Приведи примеры (поделись аналогичной историей из личной жизни).

Тема «Космос»
I этап «вызов» аналог Мотивационно-побудительного этапа.
1. Игра «Галактика идей, понятий…» аналог игры «Корзина идей, понятий…» - дети рассказывают, что они знают о космосе, при этом за каждый ответ ребенок может закрепить свою звезду или другой космический объект на небосводе; тем самым получается Галактика.
2.Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» - дети сравнивают, проводят аналогии и ассоциации с понятием «Космос». Н-р ответы детей, Космос выгладит как что-то необъятное, яркое; он похож на темный котлован, Космос выглядит, как яркая новогодняя елка. Звучит, как тонкий протяжный звук ….Звучит, как вечная тишина…
II. этап. «осмысление»
Прием Чтение с остановками «Пирамида предсказаний».
Воспитатель предлагает послушать албанскую народную сказку « Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»
Вопросы по содержанию сказки:
- Как вы думаете, что может произойти в сказке с таким названием?
- Как вы думаете, что подарит Луна Солнцу?
- А что подарит царь света Луне?
- Что будет дальше?
- Как вы думаете, что ответил портной Солнцу?
- Чем закончится сказка?
III.этап «размышление» аналог«рефлексивно-корригирующего» этапа.

Прием «Вопросительные слова». Тема: «Магнит»

Примеры вопросов:
Где на производстве применяют свойства магнита?
Что притягивает магнит?
Зачем человеку нужен магнит?
Как можно необычным способом применять магнит?

Прием «Ромашка вопросов». Тема: «Красная книга».

• Простые вопросы.«Красная книга», что это за книга?, Почему человеку пришлось создать «Красную книгу»?, Как вы думаете, почему она «Красная книга»?
• Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?», «Ты действительно думаешь, что...?».
• Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему в «Красной книге» страницы разного цвета? С чем это связано? Если ребенок знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
• Творческие вопросы. «Как изменился бы окружающий мир, если бы динозавры дожили до настоящего времени?», «Как вы думаете, на странице кого цвета были бы помещены динозавры?»
• Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» и т.д.Флора и Фауна Казахстана богата и разнообразна жаль, что некоторые люди не ценят бесценный дар природы.
• Практические вопросы. «Как мы можем помочь животным и растениям, чтобы они не оказались в Красной книге?».

Тема «Вода»
Прием «Синквейн»

1-я строка – название синквейна – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (вода);
2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль(прозрачная, родниковая);
3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы (плещется, бежит, льется)
4-я строка – фраза на тему синквейна (без воды нет жизни на земле);
5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы (жидкость)

Список литературы

1. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. ­ СПб.: СПБГУПМ, 2002. _ 48 с.
2. Калистратова М.В. «Критическое мышление»
3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология. СПб.: Скифия, Альянс «Дельта», 2008.
4.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Категория: Дошколенок | Добавил: Nurgul_77
Просмотров: 2259 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 3:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru