Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
[ Скачать с сервера (1.46 Mb) ] 2015-02-17, 2:01 PM
Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников – одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги и слова в порядке их сравнительной силы: сначала передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные. Сравнительную силу слогов А.Н.Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других».
Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности.
В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.
1 год 3 мес. -1 год 8 мес.:
- ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.:
- ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. :
- в трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.:
- в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.
2 года 3 мес. – 3 года:
- слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.
При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.
Классификация слов аномальной детской речи.
1. Правильно произносимые слова.
2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).
3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».
4. Абрисы слов: «попата» (лопата).
5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

Особенности искажения слоговой структуры

Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).
– опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б)Итерации
– увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).
2. Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).
Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
– вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности.

Методика коррекционной работы

В логопедической работе с детьми на первый план выступает задача по преодолению недостатков звукопроизношения, а развитие слоговой структуры слова часто недооценивается.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:
1. Подготовительный этап – работа проводится на вербальном и невербальном материале.
Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.
2. Коррекционный этап – работа ведется на вербальном материале.
Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова.

Подготовительный этап.
Работа на невербальном материале:
- развивать концентрацию слухового внимания, слуховых гнозиса и памяти на материале неречевых звуков;
- работать над ритмом;
- формировать общую координацию движений под ритмическую музыку;
- развивать динамический праксис рук;
- развивать реципрокную координацию рук.
Работа на вербальном материале:
- формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;
- учить различать одинаковые звукоподражания по силе, высоте, тембру;
- развивать подражательность и формировать координированность речи с движениями;
- развивать подражательность посредством пальчиковой гимнастики;
- формировать динамический праксис.
Коррекционный этап.
Уровень гласных звуков.
Уровень слогов.
Уровень слова.
При отработке слов различной слоговой структуры необходимо учитывать следующее:
- расширение и усложнение структуры усваиваемых слов за счет уже имеющихся у ребенка конструкций;
- формирование слоговой структуры на основе определенных схем слов, закрепление изолированно и во фразовой речи.
Далее работа проводится с учетом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой, допускающей искаженное звукопроизношение в словах.
Уровень фразы.
-усложнять в произношении фразы типа: «Мама сиди», сопровождая картинным материалом или действиями с предметами и игрушками.
Далее работа планируется таким образом, чтобы в словосочетаниях или предложениях присутствовали слова, слоговая структура которых усложняется от класса к классу.
Начинать работу надо с нераспространенных предложений, сопровождая их картинным материалом или действиями самого ребенка. Затем предложения распространять, постепенно увеличивая по количеству слов. Ребенок обязательно должен воспроизводить ритмический рисунок слова с помощью хлопков, шагов, постукиваний по столу.

Классификация слоговой структуры (по А.К. Марковой)

1 класс – двусложные слова из двух открытых слогов
лыжи – ваза – бусы –
2 класс – трехсложные слова из открытых слогов
собака – береза –
3 класс – односложные слова
сыр – лук –
4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом
петух – пенал –
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова
кукла – туфли –
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных
арбуз – чайник –
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом
барабан – колобок –

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных
яблоко – конфеты –
колбаса – бутылка –
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
карандаш – виноград –
цыпленок – автобус –
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных
матрешка – пустышка –
избушка – морковка –
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова
флаг – слон –
хлеб – тигр –
12 класс – двхсложные слова с двумя стечениями согласных
звезда – спички –
гнезда – блюдце –
13 класс – четырехсложные слова из открытых слогов
кукуруза – пуговица –
черепаха – Буратино –
Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и т.п.

Данные изучения слоговой структуры детей с нарушениями речи показали, что им наиболее доступны слова 1–4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Изолированное произношение слов 5–8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во фразу ухудшает показатели звуко-слоговой структуры. Ошибочное воспроизведение слов 9–13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом.
Так, практически все дети не справляются с заданием повторить предложение:

– На сковороде жарятся котлеты.

– Весело журчат весенние ручьи.

– Учительница учит учеников.
Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей , коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Особенность некоторых детей – правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звуконаполняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом трех сложные слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов. При правильном воспроизведении контура этих слов отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10–13 классов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую структуру редко употребляемых, но знакомых слов, даже состоящих из правильно произносимых звуков.
Категория: Дошколенок | Добавил: tanjager1
Просмотров: 1552 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 3:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru