Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

статья РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬН
2016-02-17, 8:22 PM
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.[2,с.3]
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраста нужно стараться сохранить индивидуальность в ребенке.
В.А. Крутецкий говорил о развитии способностей как об индивидуально – психологических особенностях человека, помогающих ему при прочих равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками в разных областях.
Важное место в обучении дошкольников должно отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для него - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойство предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи. В них совершенствуется понимание отношений и причинно – следственных взаимодействий между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствуясь правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.[3,с.15]
Следующая ветвь для развития интеллектуально – творческих способностей через познавательно – математическую деятельность – это развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании в процессе поиска решений.
Интеллектуально – творческие способности дошкольников развиваются результативно через познавательно – математическую деятельность только при максимальном участии каждого ребенка в игровой деятельности и при учете следующих путей:
Обязательное использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает играющего к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируется вариативность в решении познавательных задач, показываются особенности общего и частного подходов в их реализации.
Введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчество.
Работа детей с индивидуальными карточками. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, а на самостоятельное творческое выполнение задания и получение ответа.
Организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются местами. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить игровое задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.
Организация игрового общения детей в малых группах по три – четыре человека. Объединять детей в одну команду может сам результат выполнения задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, найти «домик» с заданными свойствами (четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнерами и продолжают дальше совместные игровые действия.
Малая группа может образоваться так же и по выбранному символу. Например, до начала непосредственно-образовательной деятельности каждый ребенок получает конверт и, вскрыв его, обнаруживает определенную фигуру, цветную фишку. Дети, получившие одинаковые символы, собираются в игровую команду. Ведущий в такой малой группе определяется с помощью считалки.
Организация игры всей группой одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный ведущим, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, а все дети в порядке очередности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнеся ответ хором.
Поддержание оживленного (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Во время игры бывают неуместные развернутые ответы, долгие раздумья или обстоятельные объяснения, необоснованные паузы.
Если игра проводится в парах или в малой группе, сами играющие задают темп, педагог похвалой или доброжелательными комментариями одобряет процесс и темп игры отдельной команды.
Когда игра проводится со всем коллективом, целесообразно организовать ее сидя или стоя в кругу, разместившись полукругом перед ведущим. В этом случае возможно использовать темпообразующий атрибут, которым может стать небольшая мягкая игрушка, передаваемая от одного ребенка к другому.
Создание у детей радостного настроения во время игры. Улыбки, жесты, аплодисменты, совместные переживания создают эмоциональную атмосферу, поддерживающую интерес детей к обучению.
Работу с детьми нужно проводить с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Когда он стремится высказывать свои суждения, идеи, обязательно надо одобрить его стремления понять что–то и поддерживать, не надо стремиться немедленно дать ребенку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создавать условия для разворачивания его собственных размышлений.[ 5,с.4]
Для этого:
-Как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;
-Внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, не критикуя;
-Ставить развивающие вопросы;
Вот, например, типовая структура работы с каждым числом:
1. Рассказывание педагогом сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.
2. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе, окружающей жизни.
3. Рисование на тему числа.
4 Лепка соответствующей цифры.
При таком подходе каждое число первого десятка обретет для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире, Это повышает интерес детей к данной реальности. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр. У них развивается вариативное мышление, интеллектуально – творческие способности.[4,с.11]
Таким образом, познавательно – математическая деятельность входит в жизнь детей как «открытие» закономерностей связей и отношений окружающего мира. Через познавательно – математическую деятельность у детей при творческом подходе педагога развиваются интеллектуально – творческие способности, умение обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение волнующих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношение явлений действительности, пространство и время, количество и качество, логическое и вариативное мышление, увеличивается объем памяти и внимания, развивается речь умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания.

Список литературы:
1.А.М.Матюшкин . Математическая познавательная деятельность в мышлении и обучении, 1972 г.С.7.
2.М.И.Махмутов. Проблемное обучение ,1975 г.С.3.
3.А.А.Смоленцева. Игры с математическим содержанием, 1998 г.С.15.
4.А.А. Смоленцева. , О.В. Суворова Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, 2004 г.С.11.
5. Ю.К.Бабанский. Интенсификация процесса обучения, М., 1987. С. 4.
Категория: Дошколенок | Добавил: tatyanakiryash
Просмотров: 139 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru