Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Проект по этнокультурному воспитанию детей «Секреты бабушкиного сундука»
[ · Скриншот ] 2016-10-19, 7:55 PM
ПРОЕКТ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»

Воспитание, полученное под родным шаныраком –
это залог здорового и успешного будущего всего нашего народа.
Н.А. Назарбаев

В современном мире остро стоит проблема толерантного отношения друг к другу: толерантность к людям другой расы, национальности, вероисповедания, физических и психических возможностей, социально-экономического статуса.
Сегодня толерантность предполагает взаимодействие социальных партнеров на основе равенства, диалога и ненасилия, открытости, без ущемления интересов, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Человечеству нужно выбрать диалогические связи человека с человеком, нации с нациями, поколения с поколениями, современности с прошлым. Необходим диалог культур прошлого и настоящего, охватывающий способы существования культуры и человека в культуре, осознание человека в его толерантности, в единстве социального и исторического.
Уважение, принятие и понимание культуры народов должно прививаться уже в раннем возрасте, поэтому в формировании духовно-нравственных ценностей особая роль отведена семье и дошкольной организации.
В образовательном пространстве яслей-сада возникают противоречия между:
– ориентацией государства на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и пассивно-потребительской позицией некоторой части родителей;
– внутренним желанием родителей создать воспитывающую среду для ребенка и их внешней деятельностью, обусловленной недостаточной информацией о средствах привития духовно-нравственных ценностей в условиях семьи;
– приоритетом материальных благ у некоторой категории семей и их недостаточным вниманием к духовно-нравственным ценностям;
– декларированием духовно-нравственных ценностей и проблемой соблюдения их в повседневной жизни личным примером.
Для решения данных противоречий необходимо тесное сотрудничество с родителями, так как основная роль в воспитании ребенка принадлежит семье.
Посредством народных игр и сказок, легенд и былин, ремесел, обычаев, традиций, особенностей национальной кухни дети приобщаются к культуре других народов. Для детей Родина начинается с родного дома, улицы, города, близких людей, дружбы со сверстниками.
Ребенок не просто копирует поведение родителей, он видит, слышит, и делает свои выводы. Поэтому родителям необходимо не только овладеть соответствующими знаниями, но и демонстрировать личный пример толерантного взаимодействия, в основе которого лежат такие понятия, как уважение, понимание, сопереживание, сочувствие, согласие, компромисс.
Для того чтобы сотрудничество было плодотворным, взаимообогащающим, необходимо задействовать широкий спектр разных видов и форм взаимодействия детского сада и семьи. Одной из эффективных технологий работы с детьми и родителями, способствующей формированию и приобщению к культурно-историческим ценностям, народным традициям, является проектная деятельность.
Проект предусматривает участие всех субъектов образовательного процесса: педагогов, детей и родителей, которые получают возможность принять активное участие в нем. В проектной деятельности происходит формирование субъектно-субъективной позиции у ребенка, родителя и педагога, раскрываются их индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует взаимодействию, гармонизации отношений всех участников проекта. Педагог выступает как организатор проектной деятельности, источник информации, равноправный партнер, эксперт и консультант, координирующий деятельность детей и родителей в ходе реализации проекта.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения, поскольку воспитательно-образовательные задачи решаются не только во время организованной учебной деятельности, но и в совместной деятельности детей и взрослых.
Именно эти особенности взаимодействия послужили стимулом для разработки и реализации проекта «Секреты бабушкиного сундука».
Цель проекта: приобщение детей к истокам культуры народов, проживающих в Казахстане.
Задачи проекта:
1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к традициям и обычаям разных народов.
2. Укрепить семейные отношения через приобщение к традициям, заложенным старшим поколением.
3. Развивать творческую активность в процессе совместной декоративно-прикладной деятельности.
Целевая аудитория проекта: воспитанники средней группы, их родители.
Тип проекта: информационно-творческий
По длительности: долгосрочный
В итоге реализации проекта предполагаются следующие результаты.
Результаты-эффекты (социальные, культурные, психологические изменения вследствие реализации проекта):
– проявление интереса у детей и родителей к традициям и обычаям разных народов;
– гармонизация детско-родительских отношений в процессе совместной практической деятельности;
– активная позиция родителей и готовность к сотрудничеству с детским садом.
Результаты-продукты (материальные объекты): тематические выставки, презентации, фотоальбомы, разработки мастер-классов, сценариев развлечений.
Показатели результативности проекта:
– благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективе;
– положительные отзывы о результатах работы и позитивных переменах в детско-родительских и семейных отношениях;
– позитивный психо-эмоциональный настрой на контакт с педагогами;
– готовность и активная позиция родителей для продолжения проекта.
Проект «Секреты бабушкиного сундука» был реализован в естественных условиях дошкольного образовательного учреждения ГККП «Ясли-сад № 2 отдела образования акимата г. Костаная». В проекте приняли участие 23 воспитанника ДОУ в возрасте 4-6 лет и их родители. Руководитель проекта – Журман Наталья Михайловна, воспитатель первой категории, высшей квалификации.
Проект состоит из трёх этапов: информационно-аналитического, практического, заключительного.
На информационно-аналитическом этапе с целью выявления особенностей семейного воспитания, позиции родителей по отношению к своей социальной ролибыло проведено анкетирование, в результате которого выявлено проблемное поле:
На практическом этапе для создания развивающей среды осуществлялись различные виды деятельности.
На заключительном этапе состоитсяобобщение и оформление результатов проектной деятельности.
Результаты проекта «Секреты бабушкиного сундука» оформляются в виде презентаций, фотографий, альбомов по декоративно-прикладному творчеству, мастер-классов.

Перспективно-тематический план проектной деятельности на 2014-2016 гг. (см. в прикрепленном файле)
Категория: Дошколенок | Добавил: Sabrina0450
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru