Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Туранская равнина.
2014-11-07, 10:38 PM
Тема: Туранская равнина
Цели и задачи:
Образовательные:
- создать образ территории района;
- установить взаимосвязь между компонентами природы и определить особенности природного района;
- сформировать представления об особенностях хозяйственной деятельности насе-ления в пустынных районах;
- определить проблемы и пути их решения.
Развивающие:
- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие умений анализировать материал, выделять главное, представлять полу-ченную информацию в картосхеме;
- развитие умения от частого идти к общему;
- развитие умения индивидуальной мыслительной деятельности.
Воспитательные:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Категориальный аппарат усвоения:
ГП, геологическое и тектоническое строение, рельеф, ПИ, климат, воды, растительный и животный мир пустынных ландшафтов Турана.
Способы действий учащихся:
характеристика отдельных природных комплексов района, выделение отличительных и общих черт территории;
анализ дополнительных материалов;
составление картосхемы;
установление причинно-следственных связей между компонентами природы в типовой схеме характеристики района;
восстановление деформированного текста;
самопроверка знаний по тесту.
Ценностный компонент урока:
Туран - обширная, опасная, загадочная и удивительная равнина, состоящая из уни-кальных природных комплексов.
ЭТАПЫ УРОКА
Организационный этап. Постановка учебной цели и задач:
- Какой блок по курсу географии Казахстана мы сейчас изучаем?
- С какими природными ландшафтами мы познакомились на предыдущих уроках?
- Какой природный комплекс мы должны изучить сегодня?
- Какие задачи мы можем поставить перед собой?
Обобщение ответов:
- Туранская равнина – уникальный природный комплекс.
«Туран – обширная, опасная, загадочная и удиви-тельная равнина, пересеченная кое-где низкими грядами и возвышенностями, но традиционно именуемая Туранской низменностью», - эти слова Ю.К. Ефремова станут эпиграфом нашего урока.
- В чем заключаются ее особенности? В чем причины этих особенностей? Это основные вопросы, на которые мы должны найти ответы. На уроке будем пользоваться алгоритмом выделения главного, от частного будем идти к общему, т. е. учиться обобщать.
Организация работы в группах и целевая установка на развитие коммуникативных умений. Определение темы и задач урока в ходе общего обсуждения.
Запись темы урока.
Реализация и осознание новых знаний. Организация изучения темы через «заочное путе-шествие» по отдельным объектам природного комплекса.
1.Мангистау.
2.Плато Устирт.
3.Аральское море.
4.Приаральские Каракумы.
5.Тургайская ложбина.
6.Тургайское плато.
7.Плато Бетпак – Дала.
8.Мойынкумы.
9.Прибалхашская равнина.
Выступление учащихся с характеристикой объектов равнины, сопровождающиеся пока-зом на карте, таблицах, фотографиях.
Знакомство с темой и составление схемы путешествия в тетради. Запись основных элементов знаний в схему (ИМД).
Обсуждение в группах с использованием полученной схемы, тематических карт для по-иска ответов на поставленные вопросы.
Общее обсуждение.

Организация обсуждения в группах ответа на вопросы:

- Мы увидели разные части единого природного комплекса. В чем заключается уникальность каждого? В чем причины установленных особенностей?
- Мы выделили особенности каждого объекта, установили их причины. Какие общие черты имеют все составные части равнины?

ИМД. Участие во фронтальной беседе, выделение главного, общего, запись:
1. Равнинный рельеф, т.к. лежит на тектонической плите.
2. Богатство ПИ и минераль-ными солями, т.к. накоплен мощный осадочный чехол.
3. Сухость климата, т.к. лежит в центре континента.
4. Преобладание пустынных и полупустынных ландшафтов.
5. Обострение экологических проблем. и т. д.

Обобщение знаний с помощью установления причинно – следственных связей по схеме.
Обсуждение в группах, установление связей по типовой схеме, их озвучивание
ГП ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ РЕЛЬЕФ
КЛИМАТ ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Подведение итога этапа урока.
Обращение к эпиграфу урока:
- Мы взяли слова К.Ю. Ефремова в качестве эпиграфа. Могут ли они быть выводом по теме? Почему?

Закрепление полученных знаний. Организация работы с деформированным текстом:
Мы отправились в путешествие по Туранской равнине. Оно начиналось с самого западного поднятия – плато Устюрт. Здесь нам удалось подстрелить муфлона и джейрана. Спустившись по чинку к подножию плато, мы продолжили путь на восток. Ноги верблюдов вязли в глинистой почве. Нещадно палило солнце. Наконец, показались заросли саксаулового ле-са, в тени которого мы отдохнули. Добравшись до
г. Аральска, мы сели на паром. Пересекли озеро и поднялись выше по течению реки Сырдарьи до Капшагайского водохранилища. Перед нами лежали поля риса, пшеницы и хлопка.

Поиск ошибок в тексте и доказательств, подтверждающих точку зрения группы.
Общее обсуждение. Первое слово - группе, нашедшей большее количество ошибок.

Рефлексия Проведение теста по теме.
ИМД: определение верности предложенных утверждений.
1. В основе равнины лежит Туранская плита.
2. В окрестностях Аральского моря расположена низменная часть равнины. Которая подверга-лась морским трансгрессиям.
3. Туран богат нефтью, газом, каменным углем, марганцем, фосфоритами, поваренной солью, ракушечником.
4. Климат сухой. Континентальный, с большим количеством солнечной энергии, К увлажне-ния, превышающем 1.
5. В Туранской низменности речная сеть развита слабо, реки неполноводны, их уровень падает с расширением посевных площадей.
6. Водная проблема может быть решена путем использования подземных вод, бассейн которых очень велик.
7. Такыры – самые плодородные участки пусты-ни, образующиеся в понижениях, куда стекают весенние воды.
8. В пустынях Мангистау, Присырдарье, на Тур-гайском плато развито орошаемое земледелие и животноводство.
9. С целью охраны природного комплекса здесь созданы заповедники.
10. Равнина является самым освоенным природным комплексом Казахстана.
Самопроверка по предложенному ключу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- + + - + + - - + -
Самооценка.
Определение уровня усвоения материала классом.
Рекомендации по домашнему заданию: более глубоко изучить тему, особенно тем, кто выполнил тест на «3» и «2»;
подготовить сообщения (по желанию) на темы: «Приспособленность растений и животных к жизни в пу-тыне», «Экологические проблемы Арала», «Мангистау – полуостров сокровищ» для обобщающего урока.
Подведение итога работы групп.
Категория: География | Добавил: Svetlana61
Просмотров: 443 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru