Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Статья "Формирование экологической культуры на уроках географии с помощью поэтических образов&
[ Скачать с сервера (33.0Kb) ] 2015-11-12, 8:21 PM
Н.Ю.Камкина, учитель географии
первой категории
Пресновской средней школы-гимназии
Жамбылского района
Северо-Казахстанской области

Формирование экологической культуры на уроках географии с помощью поэтических образов
«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков»
(древняя индийская сентенция).
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного, использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. И начинать экологическое воспитание нужно со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Одним из приоритетов долгосрочной стратегии РК в области гармонизации взаимодействия общества с окружающей средой является создание системы экологического образования. Эти проблемы занимают главное место в долгосрочной Программе развития Республики Казахстан объявленной президентом Назарбаевым Н.А. «Стратегия – 2030 г». В
Одним из таких приемов формирования экологической культуры на уроках географии является использование поэтических образов. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма. Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Каждый отрывок или стихотворение обсуждаются рядом вопросов и в процессе беседы выявляются знания учащихся. Дети различного уровня подготовленности с большим интересом анализируют литературные произведения с точки зрения естественно-географической направленности. Задания к стихотворениям помогают учащимся на уроке самостоятельно рассмотреть антропогенное влияние и его плоследствие на окружающую среду. А так же помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.

У всех людей – одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет страниц потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой азона,
А он – щит жизни на Земле,
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть тамтся в дымной мгле
Текут отравленные воды
По руслам рек и под земдей…
И.И. Ландо
o Какие глобальные, экологический проблемы описывает автор?
o К чему приводит неразумное вмешательство человека в природу?
o Чем тебя особенно взволновало стихотворение?

Три клада у природы есть
Вода, земля и воздух-
И три ее основы
Какая бы не грянула беда-
Вся возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем.
Что «если» значит?
О, Человек!
Природа-мать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых озер…
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды
С.Викулов
o Поясните, что тревожит автора стихотворения?
o Какие компоненты природы автор называет «кладом» основой природы? Почему?

Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю.
Летеь в одном полете.
Довайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как, природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях - тигра
Участь не постигла
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!
Н. Старшинов
o Объясните, почемунеобходимо охранять все природные компоненты?
o Приведите примеры, того что люди множеством нитей связаны с окружающей средой. Почему автор призывает всех людей объединиться для охраны природы?

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистотой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Э.Огнецвет
o Предложите основные направления по охране вод реки. Составьте правила поведения у реки.

Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы любили, дети,
Её – она ведь первою была
Для нас и значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам.
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
С.Викулов
o Перечислите основные виды хозяйственной деятельности человека по загрязнению рек. Какую помощь могуть оказать школьники по охране рек?

И спешите, спешите, спешите
Лесом, ландышами подышать.
Вот он – чистый как совесть младенца,
Образец простоты, красоты.
Не сорву и не стану владельцем
Этой ландышевой красоты.
Даже прутика не сломаю,
Пусть красуется каждая ветвь.
Я не маленький, понимаю:
«Лес губить - и себя не жалеть»
В.Боков
o Почему автор утверждает, что лес губить - и себя нежалеть?
o Объясните данное утверждение.
o Какова роль леса в биосфере Земли?

Леса уходят.
Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные гроздья
Осинников смокают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы.
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.
С. Орлов
o Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на природный комплекс лесов?

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит лес,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем – а вдруг
Услышим – я и ты.
Е.Серова
o Почему ландыш стал редким растением?
o Назовите редкие растения нашего леса, нашей местности.
o Как надо относиться к редким растениям

Цветы полевые просты.
Но мёд в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвём золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени чащи густой
Найдём колокольчик лиловый.
В просторных лугах наберём
Охапки росистых ромашек.
С цветами домой мы пойдём.
Поставим их в комнате нашей.
В. Донникова
o Есть ли ошибки в поведении детей в приведённом стихотворении?
o Какие меры следует предпринимать для сохранения красиво цветущих растений?
o Составьте правила охраны редких растений

В глуши лесной, в глуши зеленой.
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
И.А. Бунин
o Какие условия необходимы для образования родников?

Река, из чаши вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла.
Едва текла.
Пора разливов миновала.
Река ничем не выдавала, что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса.
Она бежала и алела,
И отражала небеса.
В.Павлинов
o Что называют рекой?
o Определите, какую реку описал автор горную или равнинную в данном отрывке?

Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится,
То туча воды затемнит,
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
С. Есенин
o Как образуется роса?
o В какое время суток чаще бывает роса?
o Объясните, в чем сходство и различия росы и инея?

Падал снег, сыпал снег.
А потом – устал…
-Чем же снег, снег-снежок.
На земле ты стал?
-Для озимых
Стал теплою периною…
Для осинок-
Кружевною пелериною,
Для зайчишек стал подушкой пуховою…
И.Мазин
o Какое значение снега описал автор?

Едешь, едешь - степь да небо.
Точно нет им края
И стоит вверху над степью.
Тишина немая
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет.
Как шумит трава густая.
Только ухо слышит.
Едешь, едешь - как шальные кони мчатся степью
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью…
И.З. Суриков
o Какой вы представили степь, сделайте словесное описание. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?

Змеи без воды прожить сумеют,
Их соседки ящерицы – тоже.
Суслик терпит без воды и ежик.
Черепаху жажда не тревожит.
Лишь джейран, красавец длинноногий.
Он да серна – без питья ни шагу.
Под песком горячим землю роют –
Ищут притаившуюся влагу.
Воду за десятки верст учуют.
Ночью к ней поскачут, как на крыльях
Снова в поисках воды кочуют.
Но изнемогают от бессилья.
К. Тангрыкулиев
o Как приспособились животные, долго обходится без воды ?

Степь – это безбрежное море трав. Из трав в степи чаще встречается пырей, полынь, типец, ковыль, каждая из этих трав стремится вытеснить другие, чтобы самой занять побольше места. Эту борьбу между степными травами очень хорошо показал в своем стихотворении наш казахстанский поэт Илья Сельвинский.

Степь – это битва сорняков друг с другом.
Сначала появляется пырей.
Он мелковат, но прочих побыстрей
И занимает оборону кругом.
Но вот полыни серебристой звон.
Ордою сизой хлынув на свободу,
Из-под пырея, выпивая воду,
Полынь его вытаскивает вон.
А там типец, трава эркер, грудница.
И, наконец, за этими тремя
Летит, ковыль султанами гремя,
Когтями вцепится и воцарится.

В степях развито земледелие и животноводство. Это к ним относятся поэтические слова Джамбула:
Урожай у казахов богат,
Молодые заводы дитят.
А в степях, где душисты цветы,
Вольно бродят овечьи гурты
С белой шерстью нежней облаков.
Табуны вороных скакунов
Под железное пенье подков-
Скачут степью быстрее ветров
На закате, что тих и багров,
Над стадами молочных коров
Пыль клубится. И пахнет кругом
Теплым, сладким парным молоком.
А когда отпылает закат
И начнется во тьме звездопад,
Чабаны, как детишки, хранят
Теплых, мягких, безрогих телят,
Тонкорунных, кудрявых ягнят,
Тонконогих степных жеребят,
Неуклюжих смешных верблюжат,
Черноглазых мохнатых козлят.
Край народной заветной мечты,
Край обилия и красоты!

Ты дитя двух матерей великих,
Двух божественных священных рек.
Из каких же побуждений диких
Губит тебя алчный человек?
Ты спасеньем был для всех веками,
Окружал тебя цветущий сад.
Только кто-то "зверскими" руками
Превратил тебя в пустынный ад.
Медленно от жажды умираешь.
О пощаде умолять устал,
Как свеча, ты на глазах сгораешь,
Сердце Средней Азии - Арал.
Как ребенок плачешь и рыдаешь,
С каждым днем сильнее твоя боль.
Под лучами солнца высыхаешь,
Оставляя за собой лишь соль.
Ту, что ветер в небо поднимает,
И бросает наземь, словно град,
Все живое под собой сжигает
Этот белый смертоносный яд.
Исчезают рыбы, звери, птицы,
Над водою чайки не кричат,
Только соли белые крупицы
В.Козулин
o Какие экологические проблемы существуюту у Арала?

«Чем Север Казахстана знаменит?»-
Спрошу я память, и, как в чистом поле,
Бубенчиком проезжим зазвенит,
Степным, конечно,золотым раздольем.
Еще он знаменит березняком.
Расспаным на колки-акварели,
Где хорами грачей под ветерком
Шальные дирижируют апрели.
Ну и, конечно, небом молодым.
Что разметнулось над полем покоем.
Оно ультрамаринное такое,
Что голубыми сделались сады.
Ну а еще он тихо знаменит
Своих озер невыцветшим разливом,
Где камыши, качаясь говорливо,
Метелки тянут по ночам в зенит.
Ю.Поляков
o Какие особенности природы описал поэт в стихотворении?

Родина моя - Казахстан!
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры…
В. Запуниди
Через свои произведения поэты пробуждают в людях любовь и бережное отношение к природе.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется - природа,
Давайте же всегда беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это.
Давайте же с природою дружить.
Кого оставят равнодушными эти строки. Язык поэзии удивительный, он имеет свойства проникать в самую глубину души. Благодаря поэтам человек иначе, пристальней вглядывается в окружающую его жизнь.
«Друзья!
Будьте щедры и великодушны,
Оставляйте земле ее цветы!
Они будут радовать многих людей.
Которые придут сюда после вас.»
Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» - скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун

Кружись, айналайын, Земля моя!
Как никто,
Я сегодня тебя понимаю,
Все болезни твои на себя принимаю.
О. Сулейменов

Поэтические произведения, возможно, применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Поэтическое слово на уроке выполняет познавательную, развивающую и особенно воспитательную функции.
Стихотворения на уроках создают единство эмоционального и интеллектуального обучения, придают творческий характер процессу обучения. Помагает раскрыть причинно-следственные связи, способствует глубокому осознанию природных явлений, воспитывает экологическую культуру.
Категория: География | Добавил: Наталья7489
Просмотров: 181 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 2:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru