Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Воспитание толерантности на уроках биологии и географии
2015-11-13, 5:30 PM
Искарина Жанат Искаковна
Учитель биологии и географии
Школы-гимназии №22
Воспитание толерантности на уроках биологии и географии
Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной, нужно знать, что такое толерантность. «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира» (Статья 1 Декларации принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
А чтобы узнать, как понимают это слово учащиеся, мною на уроках биологии и географии был задан этот вопрос. Ответы учеников были различными, но многие из них, так или иначе, соответствовали понятию толерантности, это например: «чуткость и снисходительность», «терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению», «отказ от причинения вреда и насилия», «небезразличие к окружающим людям». А на вопрос, на каких предметах можно изучать толерантность, учащиеся в основном отмечали такие предметы как: самопознание, история, общество и только несколько учеников сказали о биологии и географии.
Изучение биологии – науки о жизни дает педагогу возможность научить ребенка наслаждаться красотой природы, чувствовать боль при виде её гибели, ощущать себя частью единого целого, быть толерантными ко всему живому на Земле. Анализ содержания школьного курса биологии и географии показывает, что он содержит обширный и разнообразный материал, позволяющий продемонстрировать примеры и дающий возможность сформировать навыки толерантного поведения школьников.
На первом уроке биологии при знакомстве с классом я начинаю разговор о свойствах всего живого. Мы говорим о единстве всех живых существ, необходимости каждого, и малого и большого, звена в цепи жизни. Большое место отводится способам коммуникации, или языкам общения, живых существ. Какие виды общения есть у всех живых существ, в том числе и у человека? Это, конечно, звуковая коммуникация, которая у человека имеет две ступени: эмоциональную, общую у человека и животных, и абстрактную, присущую только человеку. Общаться можно и с помощью запахов, жестов и особенностей внешнего вида (окраски и формы). Так, во время урока принято общение на нескольких «языках». Если ученик поднимает руку во время ответа другого, можно легко понять, что он хочет что-то сказать, и отношение к этому сообщению может быть разным. Если ученику надо выйти, учитель может знаком разрешить ему это, а вот если ученик сигналит: «Я знаю предмет лучше выступающего», сигнал можно не воспринимать – ведь он перебивает товарища. На уроках географии неизбежно возникает разговор о различии языков у разных народов, в том числе и не только звуковых. Дети задумываются о различии жестов и мимики у разных людей и необходимости с осторожностью относиться к оценке поведения незнакомцев. Обязательно подчеркиваю, что ни одно живое существо не нападает без причины. В этом смысле человек должен учиться у животных. Главное – понять, что хочет сообщить «собеседник».
В современных условиях у детей часто рано формируются агрессивное отношение ко всему незнакомому, родители даже радуются этому («сможет за себя постоять»). Однако многие психологи считают, что высокая агрессивность оказывает вредное влияние на психику ребенка и лишает его ощущения счастья, необходимого для гармоничного развития. Воспитание толерантности к окружающему миру позволяет снизить агрессивность и обеспечить нормальное развитие личности. Дети с повышенной агрессией иногда с бравадой рассказывают о виденных случаях жестокости по отношению к животным или о своих «опытах». Очень важно в таком случае избежать прямого осуждения самого ребенка. Следует разобраться, почему ребенок заговорил об этом. Обычно ребенок подсознательно ждет от учителя либо анализа ситуации и совета, как надо было поступить, либо просто прямого подтверждения того, что человек, мучивший животных, поступил неправильно. Часто после такого разговора ребенок становится менее агрессивным по отношению к одноклассникам, в том числе и к слабым учащимся. При изучении высших животных (пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) необходимо больше внимания уделять этологии – науке поведения животных. Эта тема настолько интересует детей, что можно организовать дополнительные занятия, например, факультативные занятия «Биологические основы поведения». На таких занятиях есть возможность более подробного разговора о толерантности и агрессии. Агрессия в жизни высших животных имеет большое значение. Именно агрессия помогает регулировать размеры обитания, защищает от хищников и т.д. Важно отметить целесообразность проявлений агрессии среди животных и подчеркнуть, что она всегда ограничена целью приспособления вида к среде, при неконтролируемой агрессии вид вымирает.
Во многих современных учебниках биологии антибиотическим отношениям (хищничество, паразитизм и т. д), уделяется больше внимания, чем позитивным (симбиоз, нейтрализм), что, конечно, неверно. Для биоценоза характерно, прежде всего, сосуществование и разных, и одинаковых особей. Поэтому на уроке лучше расширить круг изучаемых позитивных отношений между животными, показывать на примерах животного мира о возможностях взаимоотношениях в человеческом обществе, защите слабых и других примерах, которые учат нас толерантности. Также, очень важно затрагивать вопросы толерантности на курсах изучения анатомии.
В начале изучения этого раздела представляется необходимым коснуться темы происхождения человека. По данным современной науки, человечество является единым биологическим видом, а различия между отдельными популяциями носят приспособительный характер, до сих пор не до конца изученный. Например, цвет кожи у коренных народов разных стран определяется количеством меланина, необходимым для защиты от солнечного излучения в конкретной географической зоне. Поэтому неверно считать всех негроидов «черными», а монголоидов – «желтыми», так как во всех расах есть народности, отличающиеся цветом кожи. Длина кишечника у народов, употребляющих разные количества животной и растительной пищи, также разная. Распространенность заболевания серповидноклеточной анемией в местностях, где часты вспышки малярии, тоже имеет приспособительный характер. Количество подобных примеров велико. При их упоминании важно уважительно говорить об особенностях жизни различных народов.
Изучение генетики человека всегда вызывает большой интерес у старшеклассников. Решение генетических задач часто приводит к обсуждению наследственной передачи расовых признаков при смешанных браках. Дискретность наследования черт лица, особенностей строения волос и цвета кожи показывает, что эти признаки не присущи какой-то одной расе. Желательно иметь больше данных и иллюстраций по антропологии, чтобы показать детям единство облика людей, живущих в разных районах планеты. Хорошо бы ввести в перечень тем для обязательного изучения генеалогию как науку, объединяющую поколения. При внимательном изучении собственной родословной многие дети, обнаруживают свои многонациональные корни. Это способствует развитию более терпимого отношения к переселенцам и людям других национальностей. Эти темы, рассматриваемые на уроках биологии приемлемы и при изучении тем населения на уроках географии.
Важно не пропустить разговор о нежелательности родственных браков, хотя, конечно, при изучении такой деликатной темы, как семья и брак, необходима осторожность. Информация о наличии в округе генетической консультации, круг вопросов, которые встречались в роду молодых супругов, - все это совершенно не лишние темы для обсуждения на уроке.
Возникновение и развитие человека – самый объемный материал в курсе биологии в школе, тесно связанный с вопросами толерантности к людям другой расы, национальности. Тут очень важно помочь детям сделать вывод: каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу. Бессмысленно говорить о чистых» расах, таковых уже нет. Однако это не значит, что национальных особенностей не существует. Именно в самобытности каждого народа состоит богатство человеческой культуры. Поэтому так важно сохранять исторические и культурные ценности, не потерять связи поколений, уважать культуру и искусство своего народа и других народов. Это можно увидеть у нас в Республике Казахстан, где проживает более 130 народностей и ежегодно 1 Мая в Казахстане празднуется День Единства Народов Казахстана.
Нельзя затронуть вопросов воспитания толерантности и в разделах изучаемых экологию. Путь решения современных экологических проблем – это достижение сбалансированного развития человечества. Международная комиссия ООН по охране окружающей среды и развитию характеризует его как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий удовлетворять нужды настоящего поколения, не в ущерб будущим. И очень важно не отказываться от опыта всех предыдущих поколений, собирать, анализировать и обобщать местный опыт, с уважением относиться к традициям и обычаям.
Изучение биологического разнообразия, раскрытие взаимоотношений между различными видами дает возможность показать школьникам, что все живые организмы существуют между двумя крайностями (оптимум – минимум) и вынуждены приспосабливаться к совместному существованию. Только это позволяет им выжить. Мы тоже живые существа и если не научимся искать компромисс, то в итоге это может привести нас к катастрофе.
В заключении мне хотелось бы отметить, что данные вопросы, освещенные мною в этой статье, являются только остовом для разработки серьезной программы воспитания социальной толерантности на уроках биологии и географии. Этот предмет имеет большое значение для формирования мировоззрения нового поколения. Тем более огорчает тенденция сокращения объема и тем изучения биологии и географии в школе. Человек, не имеющий естественно-научного взгляда на устройство современного мира, легче поддается влиянию различных тоталитарных, расистских и фундаменталистских течений. Тем более, что это является актуальной темой в мире и как это не прискорбно, часто встречается и среди учащихся. Хотелось бы надеяться на то, что будущее программы по биологии и географии будут включать материалы, способствующие развитию социальной толерантности у школьников.
Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Категория: География | Добавил: iskarina76
Просмотров: 258 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 10:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru