Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Общая характеристика строения Земли, литосфера.
[ Скачать с сервера (32.6 Kb) ] 2016-01-04, 9:12 PM
Урок № 10 класс: 5

Тема: Общая характеристика строения Земли, литосфера.

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Развивающие: способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Методы: беседа, работа с текстом учебника и схемами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: глобус, таблица «Внутреннее строение земли», схемы, раскрывающие строение Земли, вареное яйцо.

Ход урока.

• I. Орг. момент. приветствие; наличие учащихся.

II. Проверка знаний учащихся.
Метод: фронтальный опрос учащихся, самостоятельная индивидуальная работа по карточке.

Географический диктант:
1. Экватор это...? условная линия, которая делит землю на два полюса
2. Экватор делит Землю на два полушария, назовите их Северное и южное.
3. Карта это...? уменьшенное изображение Земли на плоскости.
4. Назови виды карт Физическая, политическая
5. Уменьшенная модель земли это ...глобус
6. Время полного оборота Земли вокруг своей оси с запада на восток составляет ? 24 часа.
Этот отрезок времени называют..... ? сутками
7. Назовите спутник Земли ? Луна.
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия.
IV. Подготовка учащихся к усвоению новой темы.
(проводится в форме беседы)

-Ребята, а вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в сказку. Согласны?

В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван – царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван – царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван Закиров сын в путь – дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства – государства. Видит: перед ним 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись- «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Литосфера». Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.
(ответы детей)
По ходу беседы составляется на доске схема «Оболочки Земли».

V. Изучение нового материала.
(Продолжение сказки).
- А теперь, давайте вновь вернемся в сказку.

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил? »
«Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да только не могу определить куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек.
Старец объяснил, что нужно идти Ивану во дворец под названием «Литосфера».
« Есть ли в этой стране ключ Земли?»- спрашивает царевич. «Есть- то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна».
«А как же мне туда попасть?»- спрашивает Иван.
«Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик».
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Попадаются ему железняки- бурый, магнитный, руды полезных металлов.
Увлекся работой Иван – царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: « Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке добыть его!»
«Ну что ж, отгадаешь мои задания, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна и протянула Ивану конверт с заданиями.
«Загадывай, - сказал Иван – царевич, - попробую отгадать!».

Учитель открывает конверт:
- Каково внутренне строение Земли?
Учитель: Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом. (Демонстрация яйца в разрезе).
Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро.
В виде схемы это можно изобразить так:

Внутренне строение Земли = ядро + мантия + земная кора.
(Учитель изображает схему записи на доске, а уч-ся в тетрадях)

Следующий вопрос задала царевна (вскрытие конверта):
-Что представляет собой ядро?

Учитель: Ответ на этот вопрос мы сможем найти в учебнике на с. 64.
( чтение текста учебника одним из учащихся с последующим обсуждением)

Учитель: Попробуйте изобразить схему строение ядра самостоятельно в тетради.
(Один из учеников составляет схему на доске.)

Ядро Земли = внутренне + внешнее
твердое жидкое
Состав ядра = железо + никель

Учитель читает из конверта следующий вопрос:
- Какими свойствами обладает вещество мантии?

Учитель: Найдите в тексте учебника место, где описывается состав мантии.
(Чтение текста учебника одним из учащихся с последующим обсуждением).
-Что означает в переводе с латинского слово «мантия»?
-На какие слои делится мантия, в каком состоянии они находятся?
-Какой температуры достигает вещество мантии?

Дополнение учителя:
Мантия в переводе с лат. языка означает «покрывало».По предположению ученных мантия состоит из магния, кремния и железа, имеет высокую температуру от 3000 до 4500 С. Она занимает до 83% объема планеты и подразделяется на верхнюю, среднюю и нижнюю мантию. Верхний слой мантии с пониженной твердостью, прочностью и вязкостью называется астеносфера (от греч. «астенес» слабый). Астеносфера более пластичная, чем остальная мантия, служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты. Ее толщина на суше составляет 100 км, а на дне океана до 50 км глубины.
Учитель читает следующий вопрос из конверта:
Что такое земная кора?
Дополнение учителя:
Земная кора- это твердая верхняя оболочка Земли. Земная кора постоянно находится в движении (примерно 2-5 см. в год), поэтому заметить это движение невозможно. Кора состоит из земных плит, между которыми находится подвижные участки - складчатые пояса. В этих поясах происходят землетрясения и извержения вулканов. Принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную (материковую).

Земная кора

океаническая материковая
5-10км. 30-80 км.

Учитель: А теперь вернемся снова к сказке. «Молодец, Иван – царевич, правильно отгадал мои задания с ребятами, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

VI. Закрепление знаний.
Учитель: работа в рабочих тетрадях.
(учитель определяет время для выполнения заданий с последующей проверкой).
«Строение Земли»

1.Тестовые задания. Выберите правильный ответ.
1.Земля состоит из:
• .Ядра и мантии
• Мантии и земной коры
• Ядра, мантии и земной коры
• Ядра и земной коры.
2. Ядро Земли состоит из:
• Одного слоя
• Двух слоев
• Трех слоев
2.Подберите пару.
1. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
1.Каменная оболочка Земли. 1-в, 2-а, 3-б, 4-г
2.Воздушная оболочка Земли.
3. Водная оболочка Земли.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
а) Атмосфера в) Литосфера
б) Гидросфера г) Биосфера

VII. Итог урока.
1. Оценить степень реализации поставленных на занятии задач.
1) Что нового узнали?
2) Что означает в переводе с латинского слово «мантия»?
3) Сегодня на уроке мне…
4) Мне не понравилось…

VIII. Домашнее задание: параграф 10 пер., выполнить рисунок в тетради на с.64 «Строение Земли».

Проверено на наличие и соответствие календарному планированию
Зам.дир по НМР _______________Шепелева Л.В

1.Тестовые задания. Выберите правильный ответ.
1.Земля состоит из:
• .Ядра и мантии
• Мантии и земной коры
• Ядра, мантии и земной коры
• Ядра и земной коры.
2. Ядро Земли состоит из:
• Одного слоя
• Двух слоев
• Трех слоев
2.Подберите пару.
2. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
1.Каменная оболочка Земли.
2.Воздушная оболочка Земли.
3. Водная оболочка Земли.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
а) Атмосфера в) Литосфера
б) Гидросфера г) Биосфера

1.Тестовые задания. Выберите правильный ответ.
1.Земля состоит из:
• .Ядра и мантии
• Мантии и земной коры
• Ядра, мантии и земной коры
• Ядра и земной коры.
2. Ядро Земли состоит из:
• Одного слоя
• Двух слоев
• Трех слоев
2.Подберите пару.
3. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
1.Каменная оболочка Земли.
2.Воздушная оболочка Земли.
3. Водная оболочка Земли.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
а) Атмосфера в) Литосфера
б) Гидросфера г) Биосфера

1.Тестовые задания. Выберите правильный ответ.
1.Земля состоит из:
• .Ядра и мантии
• Мантии и земной коры
• Ядра, мантии и земной коры
• Ядра и земной коры.
2. Ядро Земли состоит из:
• Одного слоя
• Двух слоев
• Трех слоев
2.Подберите пару.
4. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
1.Каменная оболочка Земли.
2.Воздушная оболочка Земли.
3. Водная оболочка Земли.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
а) Атмосфера в) Литосфера
б) Гидросфера г) Биосфера
Категория: География | Добавил: Val75 | Теги: поурочный, литосфера, география, 5 класс
Просмотров: 1340 | Загрузок: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 8:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru