Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Школьная библиотека

наурыз - праздник весны
2013-12-13, 7:39 PM
«Наурыз – праздник весны»
Фольклорный праздник
Жантугулова Гульнар Абсалыковна
библиотекарь, коррекционная школа-интернат
г.Лисаковск, Костанайская область
Цель:
- развивать у учащихся интерес к национальным традициям и обычаям народов Казахстана, прививать любовь к Родине.
Ход мероприятия
Звучит песня «Наурыз» в исполнении группы «Уркер».
ВЕД 1: Күн мен түн теңеледі,
Жер шуаққа кенелді,
Соны тойлар ел енді.
Наурыз тойы салтымыз:
«Көгерсін!» - деп, халқымыз
Көшеге тал егеді.
Наурыз тойы ұлыстың,
Нағыз күні ұлы істің
Салтанаты дәстүрдің.
Ел тұр жайып құшағын:
Күйге қосып құс әнін,
Кел жырлайық жас құрбым!
ВЕД 2: Приходит юная весна –
Да будет изобильною она
За праздничным и щедрым дастарханом,
Надежды и доверия полна.
Быть может, будет очень скромен он,
Зато ко всем приветлив,окрылен.
Душою чистой моего народа,-
Гостеприимно бескорыстен он.
Я счастлива, что, обновляя жизнь,
Вернулся в край родной мой Наурыз.
Добро пожаловать!
Весенним Новогодьем,
Добром в сердцах и в душах отзовись. /А.Бахтыгереева
ВЕД 1: Қайырлы күн, кұрметті достар, қонақтар! Наурыз кұтты болсын! Ұлыстын ұлы күнгі киелісі - әр үйдің дастарханындағы Наурыз көже дәмді болсын, орта толып, от басының ықтымағы үзілмесін.
ВЕД 2: Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости! С праздником Наурыз мейрамы! Пусть этот священный праздник принесет в каждый дом мир и достаток, счастья и здоровья.
ВЕД 1: Наурыз – это особенный день.В этот день и приветствовали друг друга по особому. Люди здороваются друг с другом непременно обеими руками.
«Ұлыс құтты болсын! Төрт түлік ақты болсын!», что означает: «Пусть величественный день Науруза принесет удачу! Пусть домашние животные будут молочными!».
ВЕД 2: «Ұлыс бақытты болсын! Ұлыс береке берсін!». Что означает «Пусть год будет счастливым! Пусть принесет удачу!»
Дорогие ребята я хочу вас познакомить с очень красивым обрядом казахского народа, который называется «Шашу», что в переводе означает «Осыпание». Заключается он в том, что во время большого события, свадьбы, сватовства на виновников торжества бросают сладости или монетки. Обряд очень любят все, особенно дети. С радостью кидаются они собирать разбросанные конфеты и денежки. Взрослые тоже не прочь подобрать конфетку во время этого обряда, т.к. верят, что она принесет удачу. В день празднования Наурыза мы не будем отходить от этой хорошей традиции и поэтому начнем наш праздник с шашу.
/Ведущие со словами «Шашу! Шашу!» раскидывают конфеты/

ВЕД 1: Той всегда начинается с заглавной песни, называемой «той бастар», которую исполняет акын, открывая свадьбу или любой той (рождение ребенка, Наурыз и т.д.). Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына за первую песню, преподнести ему подарок. Мы не будем уходить от этой традиции, а тоже начнем наш праздник с песни.
(МУЗ.НОМЕР)
ВЕД 2: Из седой старины дошло до нас такое удивительное предание. Жил был один отважный батыр. Его народ занимал столь обширные земли, что один край упирался в горы с ледяными вершинами, с другой – в море широкое, третий – в пустыню безжизненную, а четвертый – в леса дремучие. Батыр тот был мужественным воином. Всю жизнь он воевал и раздвигал границы своей страны. Войска его были постоянно в бою. То отражали нашествие, то сами смерчем проходили по чужим землям.
И вот отправился батыр в очередной поход. Он длился долго. Соскучились по воинам родные и близкие, истосковалась по плугу земля.
Вернулись наконец. Батыр соскочил с коня, воткнул копье в землю, прилег и заснул крепким сном. Семь дней он спал. А пробудился – увидел, что только недавно пролился благодатный дождь. Вокруг буйно залегла степь, беззаботно пели птицы.
Батыр решил снова отправиться в поход. Вскочил на коня, но только было потянулся за копьем, как застыл, пораженный. Древко грозного оружия приросло и пустило зеленные побеги. Вот так чудо!
Увидев это, батыр задумался, а затем приказал войску расседлать коней. Поход был отменен. По преданию, именно с этого дня берет свое начало обычай празднования Наурыза.
ВЕД 1: Суть этого праздника – единство человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи. Равноденствие происходит в ночь с 21-го на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. На Востоке Наурыз – начало года. В пререводе с фарси «ноу» означает «новый», «руз» -«день». По поводу названия этого праздника тоже есть очень интересная легенда. Вот послушайте ее.
ВЕД 2: Много-много лет тому назад жил в казахской степи батыр по имени Нурлан. А жену его звали Айна. Пока Нурлан ходил на охоту, Айна занималась рукоделием. Через некоторое время у них родился сын. Назвали его Уакжаном. А затем появилась красавица дочь Раушан, сыновья Ыргызбай и Зайсан.
Уакжан первым из людей своего аула заметил, что 22 марта день и ночь уравниваются. Раушан придумала делать баурсаки, Ыргызбай изобрел лук, с помощью которого стало легче охотиться. Ну а младшенький Зайсан придумал качели-алтыбакан, которые стали главным развлечением молодежи. Неоценимую пользу принесла казахскому народу эта семья. Их полюбили и уважали.
А однажды весной, когда оживала природа, случился в юрте Нурлана пожар. Весь аул боролся с огнем. И Нурлан сумел спасти свою семью. Это было большой радостью для всего аула. Люди построили для семьи новую юрту, подарили необходимые вещи.
Решил нурлан отблагодарить добрых людей большим тоем. Было это 22 марта. И назвали люди этот праздник НАУРЫЗОМ, взяв с имени каждого члена семьи по первой букве:
Н(урлан)
А(йна)
У(акжан)
Р(аушан)
Ы(ргизбай)
З(айсан).
Существует поверье, что дети родившиеся в этот месяц будут отмечены расположением звезд высших сил. Поэтому при наречении им давалось имя связанное с праздником. Ребята, как вы думаете как можно назвать детей появившихся на свет в марте, если следовать казахской народной традиции.
( Наурыз, Наурызым, Наурызбек, Наурызбай, Наурызхан, Нурызгуль, Наурызай)
ВЕД 1: На Востоке в древности наурыз назывался «мухаррам». Оно означало, что в этом месяце нельзя загрязнять природу, запрещались преступные деяния: воровство, недостойное поведение и т.д. В дни Наурыза мусульмане проявляют человечность, духовную чистоту, верность и самые лучшие качества человека.
Наурыз – день чистоты и верности.
Ошибки прощаются,
Обиды смываются.
В каждом доме – смех,
Ругаться – грех.
В подарок – поздравления,
И щедрое угощение.
ВЕД 2: Выражение «Самарқанның көк тасы» (синий камень Самарканда) тесно связано с днем Наурыза и имеет несколько значений. По преданиям, в обсерватории знаменитого астролога Улугбека (1394–1449) хранился синий камень и 22 марта луч солнца, попадая на камень якобы, размягчал его.
Давние обиды прощались именно в этот день. Если обиженный не склонен прощать, ему напоминали: «в этот день и синий камень Самарканда смягчается, или ты тверже камня?». И поэтично описывают теплоту этого дня. В древние времена в день Наурыза могли помиловать преступников, осужденных к различным наказаниям, если они осознав свои ошибки, просили прощения.
ВЕД 1: Из всего этого мы видим, что Наурыз – это начало не только нового года, но и добрых дел, хороших начинаний, чистоты, искренности, очищения. А теперь я вам предлагаю поучаствовать в викторине.
ВИКТОРИНА
1. Как называется песенное соревнование? АЙТЫС
2. Как называют певца-импровизатора, поэта, народного певца-сказителя? АҚЫН
3. Духовой, глиняный инструмент округлой формы, с несколькими игровыми отверствиями? САЗСЫРНАЙ
4. Как называется казахский смычковый инструмент, струны которого из конских волос? ҚОБЫЗ
5. Песня с которой начинается праздник. ТОЙБАСТАР
6. Праздничный головной убор невесты? САУКЕЛЕ
7. Напиток приготовленный из молока верблюдицы. ШУБАТ
8. Традиционное жилище казахов. ЮРТА
9. Верхняя куполообразная часть юрты. ШАНЫРАҚ
10.Традиционные казахские скачки. БАЙГА
11.Национальное мясное блюдо казахов. БЕШБАРМАК
12.Какая эмблема у праздника Наурыз. ТЮЛЬПАН
13.Самый первый цветок весны? ПОДСНЕЖНИК
ВЕД 2: По восточному календрю Мышь начинает двенадцатигодичный животный цикл. Давайте посмотрим каким образом мышка оказалась первой.
Как-то поспорили животные о том, кому должен принадлежать первый год.
КОРОВА: Я даю человеку молоко, мясо, шкуру. Мне по праву принадлежит первый год.
ЛОШАДЬ: Я все даю, что даешь ты. Но кроме того на мне человек ездит.
ВЕРБЛЮД: Положи на тебя половину моей поклажи, ты упадешь и застонешь. В пище ты тоже барствуешь. Тебя нужно кормить хорошим сеном, овсом и поить ключевой водой. А я ем колючки могу несколько дней обходиться без воды. Мое молоко тоже вкусно, мясо годно для еды и шкура крепка.
БАРАН: Ну, а если бы не было меня, из какой шерсти скатал бы казах кошму и сделал себе юрту? Из моей шкуры можно сшить прекрасный тулуп. Жирный кусок баранины – лучшая еда. Я даю молоко и сыр. Мой первый год.
СОБАКА: Пустое мелет Баран! Если бы не было меня, давно бы его съели волки вместе с костями.
ВЕД 2: Долго спорили, до поздней ночи. Одна мышь молчала. Но когда все устали и не только верблюд, но даже петух заговорил шепотом.
МЫШЬ: Кто первый увидит восход солнца, тот и получит первый год.
ВЕД 2: Все обрадовались, особенно верблюд. Он надеялся на высокий свой рост.
ВЕРБЛЮД: Я выше всех и раньше всех увижу восход!
ВЕД 2: Вот все повернулись к востоку и стали ждать. Мышь стала рядом с верблюдом. Перед рассветом все стали внимательно смотреть вдаль. И вдруг раньше всех мышь:
МЫШЬ: Солнце! Солнце!
ВЕД 2: Только тут верблюд понял, что мышь кричит с его горба, на который, она тихонько взобралась по его длинной шерсти. Верблюд сбросил ее и накрыл ступней. Маленькая хитрая мышь из-под ноги нырнула в кучу золы.
Первый год отдали мыши. А верблюда за его ротозейство совсем лишили года.
ВЕД 1: Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Уборка в юрте означала очищение, избавление от старого и ненужного. Дом озарялся светом двух свечей. Вся посуда обычно заполнялась молоком, кефиром или родниковой водой. Это символизировало «полную чащу», изобилие. А мужчины взяв лопаты, шли расчищать родники. И тут же возле родников сажали деревья. Молодые саженцы опрыскивали молоком.
ВЕД 2: Самая особая важная традиция на Востоке в Наурыз- ждать Кыдыр Ату.Қыдыр ата – святой старец, благодетель народа, именно он воздает по заслугам честным и добрым, трудолюбивыми благодатным людям. Достаток и изобилие, счастье и благополучие, здоровья и процветания – все это принесет собой Кыдыр Ата. И получить напутственные слова от него в канун Наурыз Мейрамы считается за счастливую примету.
Он оберегает, приносит благополучие, счастье удачи и вместе с тем дарит жизнь. В день Наурыза он ходит по всюду и заходит в каждый дом, благославляя всех его обитателей. Именно поэтому в каждом доме ждут Қыдыр ата, очищаясь духовно и физически. По поверью именно эти дома посетит и благословит Қыдыр ата. Он тоже к нам пришел в гости. Встречаем! (Заходит)
К-А: Сәлеметсіздер ме балалар?
ВЕД 1: Қыдыр ата, мы просим у вас благословения, бата.Когда просят бата, это проявление уважения к нему.
Қ-А: Өркенің өссін
Әр күнің Наурыз күніндей берекелі болсын,
Еліңе елеулі, халқыңа қалаулы болындар.
Төрт түлігің сай болсын!
ВЕД 1: Қыдыр ата желает пусть каждый день принесет вам счастье, богатство. Пусть сопутствует вам светлая луна и солнце. Будьте здоровы. Спасибо вам, Кыдыр ата. Дедушка приготовил для вас загадки. Они спрятаны в фантиках. Достаете конфету и зачитываете казахскую народную загадку, а ребята отгадывают.
Загадки от Кыдыр Ата:
1. Черная корова спокойно стоит, красная ее лижет. КОТЕЛ И ОГОНЬ
2. 70 старух стоят, кусая землю. ЮРТА
3. Туда сюда ходит, а следов не видно. ВЕТЕР
4. Белый баран ушел, черный остался. СНЕГ и ЗЕМЛЯ весной.
5. Ряд в ряд камни поставили, рыжую лошадь за забором оставили. ЗУБЫ И ЯЗЫК
6. Среди бауырсаков – один калач. ЗВЕЗДЫ, МЕСЯЦ
7. Души и языка нет, а говорит разумное. КНИГА
8. Двое караулят, четверо спят, один тесто месит. ВЕРБЛЮД
9. Вся в заплатах, да не видно как сшита. ПЕГАЯ ЛОШАДЬ
10. Ходит, а домой не заходит. ТЕЛЕГА
11. Усы есть, да бороды нет; шуба есть, да халата нет; незачем ему ходить в поле, все найдет дома. КОШКА
12. Зеленый теленок толстеет на тонкой привязи. АРБУЗ
13. Две руки и пятьдесят ножек, все бегут по одной дорожке. ПИЛА
14. Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да не летает; в холоде не зябнет, жары не боится. РЫБА
15. Две шкуры – обе равны. НЕБО И ЗЕМЛЯ
16. Белый сундук открывается, из него шелк рассыпается. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ
17. Узорчатый ковер, хочу поднять, но велик ковер. ПЛАНЕТА
18. Никого она не обижает, а все ее толкают. ДВЕРЬ
19. Маленького роста бывает, шубу на изнанку надевает. БАРАН
20. По белому полю – черное просо. Написанное на бумаге
ВЕД 2: В эти праздничные дни готовится много еды, что является символом достатка и изобилия в наступающем году. Специально к празднику из семи компонентов готовится традиционное новогоднее угощение -Наурыз коже.
ИГРА: Мы сейчас с вами тоже приготовим традиционный наурыз-коже. На листочках бумаги написаны названия продуктов- ингридиенты этого блюда. Здесь есть лишние продукты, а вам нужно отобрать только те, которые на ваш взгляд входят в состав Наурыз-коже.

Шужық
Қазы
Соль
Вода
Пшено
Пророщенные зерна пшеницы
Изюм
урюк
Айран
картошка
Молоко
Сахар
Сливочное масло
Рис
Перец
Мука
мясо
лук
құрт

ВЕД 1: В это блюдо обязательно входят семь пищевых продуктов: мясо(қазы, шұжық), молоко, соль, крупы (пророщенная пшеница, пшено), вода, құрт, изюм. Наурыз көже – своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости. Көже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодородным. Для самых пожилых в эту пору готовили особое блюдо – «бел көтерер». Это праздничное угощение, украшавшее стол вместе с традиционным наурыз-көже.
ВЕД 2 ( входит с разносом, на котором листочки с загадками):
Русские соседи были на праздничном обеде
За богатым дастарханом
Ели – ароматный бешбармак,
Восточный плов, и казахский куырдак.
Пили сурпу, көже, кумыс,
И завершили той с чайком
С бело-желтым молоком.
Игра «Дастархан загадок».
Вед 2: Я вам зачитаю загадки, а ваша задача угадать о каком казахском национальном блюде идет речь.
-Их готовят из муки с добавлением всех компонентов. Жарят на раскаленном огне. БАУЫРСАҚ
-Его готовят из кипяченного овечьего, козьего и коровьего молока, заквашенного айраном. Делают небольшие комочки, укладывают их для просушки на деревянные доски. ҚҰРТ
-Этот напиток изготавливают из кобыльего молока. Он хорошо тонизирует, утоляет жажаду, приятен на вкус и имеет целый ряд целебных свойств. ҚЫМЫС
-Его изготавливают как из обезжиренного, так и из жирного коровьего, овечьего, козьего и кобыльего молока с добавлением закваски, и дают постоять 1-2 часа. АЙРАН
-Готовят из молока, которое долго кипятят на медленном огне, охлаждают до теплого состояния, вводят закваску и дают постоять 2-3 часа. ҚАТЫҚ
-Это мясное блюдо. Готовят из бараньей печени, почек, легких с добавлением овощей. Все ингридиенты нарезают кубиками и жарят. ҚУЫРДАҚ
-Для приготовления этого блюда жаренную пшеницу и сушенный ірімшік толкут в ступе. Полученную массу смешивают с сахаром и изюмом, добавляют сливочное масло и охлаждают до застывания. Готовым режут острым нагретым ножом. ЖЕНТ
ВЕД 1: По традиции ближе к вечеру начинается айтыс. Айтыс – это словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Айтыс в день Наурыза символизирует Добро и Зло, Тепло и Холод, Зиму и Лето. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял Добро!
Мы с вами тоже проведем айтыс, но только не песенный, а айтыс пословиц. Я обеим командам раздам листочки с казахскими пословицами. Ваша задача прочитать их команде-сопернице, та в свою очередь должна подобрать к ней похожую по смылу русскую народную.
1. Ученье-родник знания, знания – светильник жизни. (Ученье-свет, а неученье – тьма)
2. Двум людям потесниться - и третий может поместиться.(В тесноте да не в обиде)
3. Если друг твой человек плохой, это значит ты сам такой.(Скажи мне, кто твой друг, и я скажу , кто ты .)
4. Один батыр битву не выигрывает. /Один в поле не воин/
5. Ремеслом сапожника овладевает настойчивый./Без труда не выловить рыбки из пруда/
6. Знаний набирай с пеленок и накапливай до последних дней./Век живи век учись/
7. Если отец не умеет пасти овец, то сын не умеет пасти ягнят./Яблоко от яблони не далеко падает/
8. Кукушка сама выдает свое имя. /На воре и шапка горит/
9. Не работающий не жует./Кто не работает, то не ест/
10. Куда глаза не доглядят, туда слово приведет./Язык до Киева приведет/
11. Игра игрою, а дело делом /Сделал дело гуляй смело. Делу - время, потехе - час/
ВЕД 2: В разгар праздника молодежь собирается у качели алтыбақан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.
ИГРА: «КОТЕРМЕК»
На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем.
Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силы с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.
ВЕД 1: Дорогие ребята, я вас познакомлю с еще одним казахским обрядом, который называется «Ас қайыру», что означает– благопожелание дастархану. Каждую трапезу казахи начинают со словами «бисмилла», а завершают благопожеланиями или бата. Этот обычай не утратил своего значения и по сей день. Бата – это тоже пожелание или напутствие. Благословение произносят самые старшие аксакалы. В своих словах они проявляют благодарность за угощение, за гостеприимтсво. «Бата» воспитывает доброту, милосердие, гуманность. В эти дни важно было получить благословение - бата. Молодежь, дети преклоняют правое колено перед аксакалами и произносят «Ляумин», что означает благословите. Слова назидания говорят, держа ладони раскрытыми, а затем проводят ими по лицу. Без благопожелания дастархану вставать из-за стола нельзя. В устном народном творчестве множество вариантов Ас кайыру или Бата. Вот один из них:
Береке берсін астарына,
Бақыт қонсын бастарына,
Ғұмыр берсін жастарына.
Пәлә-жәле жыш-шәйтан
Жоламасын қастарына!
«Славься, день Наурыз!
Пусть твой дом обогащается!
Пусть посетит тебя Қыдыр ата!
ВЕД 2: Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпанах. У подножия высоких заснеженных гор размеренно и спокойно жил вольный степной народ.
И вдруг пришли на эту землю полчища чужеземных воинов. Все, кто мог держать оружие – сражались, а старики и дети ушли в горы. Спрятались там до поры до времени. И недождавшись своих защитников, превратились в луковицы тюльпанов. Пришла весна выбросили луковицы навстречу солнцу свои зеленые, как щиты, листья, раскрыли свои прекрасные бутоны. И вся степь превратилась в удивительный живой ковер. И вот с тех пор, когда приходят первые весенние дни, а они приходят в марте, наши степи покрываются зеленым ковром трав и разнообразием прелестных цветов, которые радуют наши глаза своим красочным цветением, нежностью и согревают своим теплом наши души. Вот поэтому неслучайно тюльпаны стали символом праздника Наурыз Мейрамы.
Мы, организаторы этого праздника, хотим чтобы после нашей встречи в ваших душах тоже стало теплее и поэтому на память о нашей встрече дарим вам вот эти, хоть и искусственные, но все-таки тюльпаны..
С праздником вас, Нурызом Мейрамы!

Использованная литература:
Кенжеахметұлы С. Традиции и обряды казахского народа. – Алматы: Алматыкітап, 2006
Внеклассная работа в школе, № 2 2007
Категория: Школьная библиотека | Добавил: edrenkoz
Просмотров: 1365 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru