Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Школьная библиотека

роль семейного чтения в развитии речи
2016-01-15, 6:28 PM
Роль семейного чтения для развития речи дошкольника.

Каждый родитель наблюдая за свои ребенком, старается найти и открыть в нем какие-то необыкновенные способности ,талант и найдя спешит поделиться своим открытием с папой, бабушкой или дедом. Каждый родитель хочет ,чтоб его малыш был самым умным, хорошо говорил, быстро запоминал стихотворения, песни, был интересным для всех, чтоб окружающие им восхищались и хвалили.
Дети быстро приспосабливаются и начинают понимать :когда мама улыбается, когда папа недоволен им, когда окружающие его хвалят ,еще не зная слов, он старается уловить звуки и интонацию, высоту голоса, подмечает все поступки и движения взрослых, заглядывает им в глаза и тем самым старается понять ,что же ты сказал и для чего. Так маленький человек накапливает первый опыт общения ,опыт сосуществования в семье во время которого он постоянно развивается ,растет. И в этот самый важный момент жизни ребенка нужно создавать условия ,когда ребенок сможет успешно развиваться: нужно постоянно разговаривать с ребенком ,вместе играть в игрушки, игры, стараться добиваться от него определенных действий .
Родители и ребенок должны хорошо понимать друг друга, нужно уделять много внимания играм ребенка, и особенно чтению с самого раннего возраста ,так как от этого зависит речь ребенка, развитие памяти и мышления. У ребенка должно возникать желание общаться, разговаривать, и хорошо понимать обращенную к нему речь. От того как ребенок говорит, можно сделать выводы об интеллектуальном и нравственном развитии ребенка, о воспитании в семье.
Для того чтобы воспитать ребенка с хорошей речью, с развитым мышлением, хорошей памятью у нас есть настоящие помощники-книги. В книге можно найти любой совет, рекомендацию, ознакомиться с опытом других родителей в трудном деле воспитания гения.
Мы сами выросли на книгах А. Пушкина,Л.Толстого, С.Маршака, К.Чуковского, А.Л.Барто, Ы.Алтынсарина, Абая, ставших классикой, поэтому я уверена, что воспитание вашего ребенка не обойдется без этих звонких и легких стихотворений, мудрых и поучительных сказок, добрых, нежных песен .

Книга заставляет ребенка думать, мыслить, чувствовать, рассказывает о хороших поступках и порицает плохие, говорит о добре и зле, о трусости и героях, помогает видеть окружающий мир ,дает возможность развить хорошие качества, познать себя ,учит переживать : сочувствовать ,помогать, любить.

С самого раннего возраста ребенок проявляет интерес к книге: сначала он смотрит яркие картинки ,ему возможно нравится шелест бумаги, слушает чтение взрослых. Детям нравится процесс чтения: он слушает чтение , при этом дети слушают и запоминают звук и интонацию вашего голоса ,смотрит как у вас шевелятся губы, меняется выражение лица ,вы передаете мимикой чувства, которые испытываете при чтении. Незаметно для себя ребенок трудится: он старается понять ,что же будет дальше, например с Колобком ,хорошо это или плохо, у него "рождаются "вопросы, произведение оставляет нем сильнейшие впечатления.
От двух до пяти лет дети еще не могут отделить жизнь от литературы ,от искусства слова, после пяти лет - художественное слово ценно для них и если они эмоционально переживают произведение, проявляют личное отношение к героям и их поступкам ,они полностью воспринимают прочитанное.

Дошкольники воспринимают хорошие или плохие поступки героев книги очень остро, школьники же уже могут понимать почему был совершен тот или иной поступок, т.е мотивы действия героев книг. В семье воспитывается любовь к книге ,воспитывается будущий читатель. будущего читателя нужно воспитывать до 12 лет,а начинать пока он еще маленький слушатель.

В семейном чтении родители являются непосредственно руководителями детского чтения, они могут:
• подбирать книги для чтения
• следить за реакцией ребенка
• читать выразительно

Чтение вслух - это искусство. Чтение в семье для детей -это сотрудничество, совместная, творческая работа чтеца и слушателя .(чтец-родители ,слушатель-ребенок). Чтобы ребенку было интересно, нужно быть немного актером(создавать голосом и мимикой образы), психологом и педагогом (чтоб вовремя уловить настроение и чувства малыша) Нельзя никогда отнекиваться ,на просьбу ребенка" почитать вместе",надо постоянно пересказывать ,говорить и общаться с ребенком ,чтоб он научился хорошо говорить, нужно быть готовым к тому что дети тоже могут задавать вопросы.

Дети всегда разговаривают так, как говорят с ними взрослые: они копируют манеру разговора, слова, даже сказку они могут пересказать вам вашими словами. Вопросы же сами по себе говорят о развитии ребенка, о его интеллекте.
В пять лет дети понимают прочитанное, отвечают на вопросы по тексту, речь их более связная, словарный запас большой: могут рассказать много и интересно о своей игрушке, опираясь на опыт, составить рассказ по картинке, включается фантазия, мышление ,могут сами придумать начало или конец сказки.
Придет время и дошкольник будет осваивать самостоятельное чтение: здесь его могут ждать трудности и проблемы , и надо поддерживать у ребенка желание читать.
Почаще читать вместе :вслух ,по вечерам ,в выходные, или перед сном. Превращать чтение в маленький семейный праздник, праздник общения, праздник встречи с хорошей доброй сказкой.

Чтение родителей чаще интересно: оно более выразительно, эмоционально, что делает содержание захватывающим. Кроме того, никто и никогда не заменит ребенку минут общения с самыми дорогими и родными людьми: когда можно слушать любимый голос, можно задать любой вопрос, поделиться своими мыслями или просто посмотреть картинки.
Дети 6лет воспитанные на семейном чтении ,могут сочинять маленькие рассказы, стихи, истории, потому что у них сильно развит интерес к самостоятельному творчеству .
Семейное чтение позволяет сделать процесс воспитания ребенка продуктивным: обогащает речь, духовно сближает взрослых и детей, наполняет содержанием радостные минуты общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Жакиенова Ш.К
школьный библиотекарь
Акмолинская область
п Аршалы
Аршалынская СШ№1
Категория: Школьная библиотека | Добавил: sholpank64
Просмотров: 181 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru