Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Эффективность применения групповой формы работы на уроках казахского языка и литературы
2018-02-28, 9:01 AM
В рамках деятельностного подхода приемы и технологии обучения должны быть нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьника, получение реальных речевых продуктов, приращение знаний, навыков и умений. В арсенале подобных средств и методов проблемно – диалогическое обучение рассматривается как один из основных видов деятельности, помогающий учащимся адаптироваться к современным условиям жизни.
По данной технологии новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.
Использование проблемного диалога на уроках развивает у школьников умение решать поставленные перед ними проблемы, вести диалог, извлекать информацию, делать логические выводы.
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Казахский язык объективно является одним из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В то же время в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Перед учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы.
В своей работе я использую такие педагогические технологии как - игровые технологии, групповые технологии, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, личностно-ориентированные технологии.
I. Одна из форм - это групповая работа. Главное педагогическое правило: - не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности. Задачи: Включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, т.е. разрабатывается такое задание, и такая методика при котором ученик обязательно справляется с работой. Класс разбивается на 2-3 группы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития. Группы получают задания. Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга, сильный помогает слабому. Таким образом, все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока.
При работе в группах я вовлекаю каждого ученика в процесс усвоения материала, это способствует эффективному усвоению имеющихся знаний, а также усвоению новых знаний. Групповая работа помогает мне на уроках казахского языка поддерживать высокую мотивацию учащихся,что способствует развитию критического мышления, а также прочное усвоение учебного материала. Для эффективности работы в групах формирую группы с учетом возрастных и психологических особенностей данного класса.
Работая в группах ученики с низкими возможностями начали высказываться, перестали бояться отвечать, говорить и спрашивать. Это помогло мне на уроке добиться повышения активности учеников группы С, позволило успешно формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения дала большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся.Учащиеся объединившись в группу , научились работать вместе, привыкли работать друг с другом , научились находить общий язык и преодолевать барьеры.
Приемы и методы групповой работы.
Парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений. Рассмотрим некоторые виды работ парах.
 Обсуждение.
Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и текстах, высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.
Обсуждение включает несколько приемов:
• восстановить то, что сказал учитель или ученик, или что прочитал в книжке;
• интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов;
• задавать вопросы.
Указанные приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.

 Совместное изучение.
Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.
 Обучение.
Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
Необходимые условия для осуществления взаимообучения:
• ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое;
Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!
• эти фрагменты не должны зависеть друг от друга;
• обучать нужно малыми порциями.
«Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.
 Проверка.
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.
Групповые технологии включают в себя различные методы проведения уроков учащихся. Рассмотрим основные из них.
 Групповой опрос
Это занятие, которое проводится для повторения или закрепления знаний материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть проведен как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса учащийся-консультант опрашивает каждого члена своей группы по определенному перечню вопросов. При этом ответы ученика можно комментировать, дополнять и совместно оценивать членами группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Структура группового опроса похожа на структуру группового занятия. Опрос ведется для всех групп одновременно. Чтобы ученики не мешали друг другу, беседа происходит вполголоса.
Эта форма организации групповой деятельности позволяет выявить знания у всех без исключения учащихся, повышает уровень взаимной требовательности и ответственности у школьников.
Разделение класса на моих уроках происходит 1) по счету 2) по цвету 3) случайным образом. Часто на своих уроках я применяю «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Зигзаг», «Горячий стул».
В начале учебного года мы с учениками в классе разработали правила работы в группе и перед началом урока вывешиваю на доску эти правила.
1. Быть дружными
2. Быть вежливыми
3. Уметь слышать и слушать товарища.
4. Соблюдать регламент
5. Уважать мнение каждого
Можно отметить, что работа в группах, это эффективное продвижение к знаниям при взаимообучение, взаимовыручке своих товарищей. Я слежу за тем, чтобы в группе было не более 5 человек, где обязательно будет ученик категории А ,который будет выполнять роль консультанта. Слежу за тем ,чтобы ученики научились работать в группе со всеми учениками , стараюсь менять состав работы в группах . Работу в группах не затягиваю. Даю определенное время для подготовки задания и четко его соблюдаю, с помощью таймера. В процессе общения стараюсь ,чтобы ученики научились не перебивать друг-друга, а находить ошибки и записывать их, а потом в конце урока работать над ними или же занимаюсь с категорией С дополнительно.
Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, я готовлю опережающее задание, и тогда ученики не отвлекают других учащихся в группе.
Оценивая работу учащихся всегда стараюсь комментировать.
Групповое взаимодействие на уроке казахского языка - это:
1. один из факторов развивающего обучения, цель которого формирование творческой личности, способной получать новые знания через сотрудничество с другими членами группы;
2. форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность учеников, поддерживает внимание учащихся на уроке, развивает речевую деятельность, а также взаимное обогащение;
системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Моя практика применения групповых форм организации учебных занятий показывает, что учебное пространство становится для учеников местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, развиваются в полной мере коммуникативные навыки. А систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала, возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.
Вместе с тем важно понимать, что эффективность применения такой деятельности на занятиях требует от педагога профессионализма, высокой степени стремления совершенствовать свои педагогические техники, направленные на достижение положительного результата образовательной деятельности.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: kumbasova
Просмотров: 57 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2018-06-20, 6:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [187]
Педагогика [315]
Математика [844]
Физика [271]
История [370]
Классному руководителю [551]
Русский язык и литература [744]
Физическая культура [232]
Английский язык [441]
Искусство [198]
Родительский совет [19]
Биология [343]
Информатика [394]
Начальная школа [1989]
Мой Казахстан [253]
Технология [143]
Самопознание [183]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [176]
Дошколенок [530]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [624]
Химия [46]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru