Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Сабақтың тақырыбы: «Нан - бар байлықтың ең негізгісі. Дәнді дақылдар тұқымдасы».
[ Скачать с сервера (22.5Kb) ] 2014-01-13, 12:01 PM
Алматы облысы
Талғар ауданы
« Мектеп жасына дейінгі шағын орталығы бар №17 жалпы білім беретін орта мектебі» МКМ Қазақ тілі мұғалімі Э.С.Садыкова
Сабақтың тақырыбы: «Нан - бар байлықтың ең негізгісі. Дәнді дақылдар тұқымдасы».
Сабақтың мақсаты: Сабақта берілген тақырыпты меңгеруде кірістіру әдісі арқылы дәнді дақылдардың адам өміріндегі рөлі туралы жалпы түсінік беру.
Оқытушылық: дәнді дақылдар тұқымдастарының ерекшеліктерімен кейбір өсімдіктер түрлерінің мысалында танысу, бұл өсімдіктердің пайдалануын анықтау, ақпараттық мәдениетті қалыптастыру. Дамытушылық: дәнді дақылдар тұқымдасын басқа тұқымдастардан айыра білу, оқушылардың тілдік дағдысы мен ойлау қабілетін дамыту, сөздік қорын жаңа сөздемен кеңейту, мәтінмен жұмыс арқылы дұрыс, мәнерлеп, түсініп оқу дағдыларын қалыптастыру.
Тәрбиешілік: топтық жұмыс барысында бір-бірін құрметтеуге, қарым-қатынас құруға, өз және өзгенің жұмысын бағалауға, адамгершілікке, нанды құрметтеуге тәрбиелеу.
Сабақтың типі: жаңа білімді меңгеру.
Сабақтың түрі: қазақ тілі мен биология пәні кіріктірілген.
(орыс сыныбында)
Жаңа технологиялар бойынша жұмыс түрлері: интербелсенді дәріс, топтық жұмыс, әңгіме, «Кластер» құру.
Құралдары: компьютер, мультимедиялық жабдықтар, презентациалық материал , оқулық, маркерлер, қағаз.
Алдын ала берілген тапсырма: Нан туралы мақал- мәтелдер, өлең, әндер, жұмбақтар жинастыру.
1 этап: Ұйымдастыру кезеңі.
Итак, сегодня у нас необычный урок, с приглашением гостей. Проводить его будут два учителя и думаю, что всем сегодня будет интересно работать . Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Вот с таким хорошим настроением начнём урок.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
И на нас все посмотрели.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Так что время не теряем
И работать начинаем.

2 этап: Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
- Ребята, сейчас мы просим вас в течении нескольких минут внимательно просмотреть видеоклип.
(просмотр клипа « Хлеб – всему голова» на интерактивной доске)
- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании данного произведения, о чем вы подумали?
3 этап: Формулировка вместе с учащимися темы урока.
Учитель: А теперь чтобы точнее сформулировать тему нашего урока , вам придётся отгадать её самим . Вы услышите загадки, отгадка на которые и будет темой сегодняшнего занятия. Загадки загадывать вам будет учитель казахского языка.
Жұмбақтар:
Мұғалім: 1. Күрең қызыл түсі бар
Тағамдардың асылы
Қуат берет күші бар

2. Үсті тас, асты тас
Ортасында піскен ас
Былқ-былқ, былқ семіз (қамыр)



3. Дегенде емен екен, емен екен
Мен көрсем емен жолы төмен екен
Білімді ақын болсаң мен айтайын
«Құраннан» бір жас үлкен немене екен?
Отгадка: Нан - Хлеб.
-Итак, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Учащиеся: О хлебе!!!
Правильно, о хлебе, и тема нашего урока : « Хлеб – всему голова. Семейство злаковых». Истина гласит: « Хлеб – всей жизни голова». Мы познакомим вас с семейством растений злаковых, о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.
4 этап: Изучение нового материала.
По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб . Из злаков особенно ценны зерновые культуры, такие, как пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, рис, овес. Зерно ржи используют не только для выпечки хлеба. Из него добывают крахмал, патоку, спирт. Ржаные отруби, солома и мякина служат кормом для животных. Из соломы делают легкие летние шляпы, корзины, даже бумагу. Зерновки ячменя используют для изготовления ячневой и перловой крупы . Хлеб – это и поле пшеницы, и колосья, и просто зерно, и люди, которые его растили. Труд хлебороба всегда стоял в центре внимания казахского народа и по праву занимает это место. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьбы нашей Родины. Профессия хлебороба - не ремесло. Это искусство, которому суждены бессмертие и вечность. Сутками пропадающие в полях, не знающие отдыха и покоя до тех пор, пока последний колосок не будет обмолочен – в этих людях сила и залог успеха.
1. Учитель казахского языка: - Балалар! Қазір біз топпен жұмыс жасаймыз. Дайын болғанда бір –бірлеріңмен қол ұстасып, жоғары көтеріңдер. Сендер үйден қазақ тілінде нан туралы мақал – мәтел дайындап келу керек болғансыңдар. Қай топ ең көп мақал – мәтел жатқа айтса, сол топ ең үлкен ұпай санын алады. (Әр топты тыңдап, қорытынды жасау)
2. Учитель биологии: рассказ о семействе злаковых по презентации.
Обширное семейство злаков - одно из семейств класса однодольных. Злаки отличаются от других растений этого класса рядом характерных для них признаков. Злаки нашей страны - травянистые растения. Они имеют мочковатые корневые системы и стебли с узлами, обычно более толстыми, чем междоузлия. Стебли злаков нарастают в длину в результате делений клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным. Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием. Мелкие невзрачные цветки этих растений образуют простые соцветия - колоски. Они в свою очередь образуют сложные соцветия - сложный колос, метелку" . Почти у всех злаков у основания каждого колоска находятся две колосковые чешуи. Число цветков в колосках у разных злаков различно - от одного до нескольких. У большинства злаков каждый цветок имеет 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Плод у злаков - зерновка. Зерновка - односемянный плод, в котором срослись околоплодник и семенная кожура.
(запись в тетрадь основной характеристики злаковых)
5 этап: Закрепление материала, проверка правильности понимания изученного:
Учитель казахского языка : келесі тапсырма – Дастархан басында сақталатын ырым – тыйымдарға қатысты. (суеверия и запреты за столом)
Сендердің алдыларыңда тапсырма жазылған қалташалар жатыр. Ішінде жазылған тыйым сөздерді оқып, мағынасын орыс тілінде жеткізу керек.
1 топ - А. Дастарханға бірінші нанды алып келеді.
Ә. Ертеңгі асты тастама.
Б. Дастаханнан аттауға болмайды.
2 топ - А. Нанды төңкеріп қоюға болмайды
Ә. Тамақты жатып ішуге болмайды. Дені сау адам дұрыс отырып тамақтанады. Ал отыра алмайтын адам жатып ішеді. Сондықтан мүгедек адамның қылығын жасама. Дұрыс отырмаймын деп денсаулығыңды бұзып алма.
Б. Ас үтінен аттама
3 топ –А. Дастархан жанындағы адамдар жасына қарай отырады.
Ә. Нанды бір қолмен сындыруға болмайды.
Б. Тамақтанып болғаннан кейін дастархан басындағы ең үлкен әрі құрметті адам асқа бата береді.
Время подготовки закончено и сейчас мы заслушаем представителей от каждой группы, причем все участники могут добавлять недостающее.
Учитель биологии: для дальнейшей работы нам потребуется материал учебника биологии- это страница--------.Прошу вас найти в тексте материал о применении злаковых и каждая группа составит кластер (на партах бумага и маркеры; затем обсуждение и анализ работы)
Қазақ тілі мұғалімі: Балалар, енді сабақтың аяғында тақтадағы тірек сөздерге сүйеніп нан, не болса ұннан жасалған тағамды пісірудің рецептісін әр топ айтып берсе. (от каждой группы выступает представитель, время подготовки 5 минут)
(Балалардың сөз байлығына қарай сөздерді тақтаға жазып қоямын)
Y.Рефлексия, оценка и самооценка работы на уроке.
Учитель биологии : Есть такая пословица: Хлеб ногами топтать – народу голодать.
- Да, ребята, сейчас хлеба у нас вдоволь. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. Выскажите, пожалуйста, своё мнение как надо относиться к хлебу. А начать высказывания, я предлагаю со слов:
Я СЧИТАЮ…
Я ДУМАЮ…
6 этап. Қорытындылау. – Барлықтарыңа үлкен рахмет!
Шын жүректен сендерге үлкен рахмет айта отырып, үйлеріңде ынтымақ, береке, жылы болсын! Әр отбасының дастарханында нанның иісі шығып тұрсын! (Бағаларын жариялау)
7 этап: Үй тапсырмасы: нан туралы шығарма жазып келу.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: kurdjidi
Просмотров: 1238 | Загрузок: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru