Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

обобщающий урок " В мире металлов"
2015-02-26, 3:41 AM
Урок игра «В мире металлов»
химия 9 класс
Цель урока:
создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Металлы”, используя игру - соревнование, как форму урока.
Задачи урока:
- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”;
- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы,
- углубить представление о многообразии металлов;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока контрольно-обобщающий.
Форма проведения урока: игра- соревнование.
Эпиграф урока:
“Чтобы победить - надо знать, уметь и думать”.
Ход урока
1. Ориентировачно-мотивационный этап
(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, формирование групп)
Учитель:
• приветствует учащихся;
• сообщает тему урока, цель, задачи, форму проведения урока;
• предлагает создать группы;
• представляет членов жюри.
• Команды выбирают названия (металлы) и обосновывают свой выбор
2. Операционно-исполнительский этап
1. Конкурс “Разминка” Командам по очереди задается вопрос. За каждый правильный ответ один балл.
Вопросы:
1. Каких элементов больше всего в ПС
2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
3. Какие металлы называют черными, какие цветными?
(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
4. Самый легкий металл? (Литий)
5. Назовите фамилию академика – президента Академии наук Казахстана, который составил металлогеническую карту полезных ископаемых Казахстана (Сатпаев К)
6.Самый твердый металл. (Хром)
7.Какие о-в свойства проявляют металлы в хим реакциях
8. Самый тяжелый металл (Осмий)
9.Температура плавления ртути (-39)
10. Самый используемый металл в мире. (Железо)
11. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)
12. Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км. ( золота)
13. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
14. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)
15.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
16. Какой вид связи в металлах
17.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)
18. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
2. Конкурс – “Логический” Каждой команде даются карточки , где записаны 4 металла. Нужно исключить один из низ по какому-то отличающемуся от остальных металлов признаку. Объяснить свой выбор - по 2балла
1к: медь, цинк, ртуть, кальций (ртуть – отрицательное биол значение)
2к: кадмий, цирконий, алюминий, титан ( алюми – металл главной подгруппы)
3к: натрий, стронций, алюминий, золото (золото –металл побочной подгруппы)
3. Конкурс “Домашнее задание” Каждая команда в течение одной двух минут сообщит интересную информацию о любом металле. По 3 балла за работу
(Презентации учащихся)
4.Конкурс “ Генетический” составить ухр по схеме
Оценивается быстрота ( 3,2,1 балл и 3 б за правильные решения) и правильность
1. FeCl3 Fe(OH)3 Fe2(SO4)3 – Fe2O3
2. Zn ZnSO4 Zn(OH)2 ZnCl2
3. Al AlCl3 Al(OH)3 NaAlO2
5. Конкурс “Угадайка” по 1 баллу за прав ответ
1. Найти среди минералов
Боксит, Гематит, Магнетит, Свинцовый блеск с цинковой обманкой, Магнезит, Лимонит.
6 конкурс Загадки: (за правильный ответ 1 балл)
1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)
2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)
3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)
4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)
5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)
6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)
7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)
8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)
9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)
10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)
11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)
12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)
13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

7. конкурс «Черный ящик»
В этом ящике находится химическое вещество – металл, если вы угадаете его с первой подсказки – 5 б, со второй 4б, с третьей 3б, с четвертой – 2б, с пятой – 1 б.
1. Этот металл выделили из руды 150 лет назад. В течении первых 60 лет этот металл был большой редкостью и ценился в 270 дороже золота. Позднее по приказу французского императора Наполеона 3, из этого металла были изготовлены столовые приборы, которые подавались на торжественных обедах самым почетным гостям. Причем другие, менее знатные гости пользовались обычными приборами из золота и серебра
2. Постепенно из редкой диковинки металл превратился в незаменимый материал строителей, архитекторов, дизайнеров, конструкторов, позволив осуществить многие замыслы и мечты
3. В 1967 г американский модельер произвел сенсацию в мире моды, представив миру купальник из нитей этого металла а еще в него упаковывают еду для космонавтов и шоколадки для ребят
4. В нашей стране его получают на Павлодарском электролизном заводе вместе с галлием, индием и щелочными металлами
5. В 20 веке его называли крылатый металл, а 21 век по всеобщему признанию стал веком этого металла
8 конкурс «Полиглот» Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения - по 1 баллу за выражение
а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)
б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)
в) Феррумный характер.(Железный характер.)
г) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)
д) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)
е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

9 конкурс «Вычислительный» по 5 баллов за задачу
Решить задачи
1. Какой объем кислорода потребуется для обжига железного колчедана массой 1 кг, содержащего 84 % FeS2
2. Из 20 кг оксида алюминия, получили 10 кг алюминия. Вычислить массовую долю выхода продукта реакции

10 конкурс «Заключительный» 10 баллов
Задание всем командам одновременно
Расшифруйте высказывание Георга Агриколы –выдающегося немецкого мыслителя XVI века, автора многих работ по металлургии, который подчеркнул огромную роль металлов в жизни людей.
( Прочитать текст поможет обычная линейка. Каждая команда расшифрованный текст пишет на отдельном листочке)

3. Подведение итогов
1. Слово предоставляется жюри (подведение итогов конкурса)
2 Вручение медалей
3. Выставление оценок.
4. Рефлексия
Учитель задает вопросы учащимся:
• - Выполнили ли мы все поставленные задачи?
• - На сколько активно работал каждый из вас?
5. Постановка домашнего задания (дифференцированно)
Учитель предлагает: 1. Повторить § 2. Сочинить загадки о металлах (по желанию)
Приложение задания для групп
1к: медь, цинк, ртуть, кальций 2к: кадмий, цирконий, алюминий, титан 3к: натрий, стронций, алюминий, золото
FeCl3 Fe(OH)3 e2(SO4)3 – Fe2O3 Zn ZnSO4 Zn(OH)2 ZnCl2 Al AlCl3 Al(OH)3 NaAlO2
Какой объем кислорода потребуется для обжига железного колчедана массой 1 кг, содержащего 84 % FeS2
Какой объем кислорода потребуется для обжига железного колчедана массой 1 кг, содержащего 84 % FeS2
Какой объем кислорода потребуется для обжига железного колчедана массой 1 кг, содержащего 84 % FeS2

Из 20 кг оксида алюминия, получили 10 кг алюминия. Вычислить массовую долю выхода продукта реакции Из 20 кг оксида алюминия, получили 10 кг алюминия. Вычислить массовую долю выхода продукта реакции Из 20 кг оксида алюминия, получили 10 кг алюминия. Вычислить массовую долю выхода продукта реакции
Категория: Химия | Добавил: Лариса4009
Просмотров: 306 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru