Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Открытый урок по химии "Щелочные металлы. Натрий"
[ Скачать с сервера (168.0Kb) ] 2015-08-21, 3:12 PM
Цели урока:
1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.
2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
3. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;
2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
2. Совершенствовать умения логически мыслить.
3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
2. Продолжить развитие речевых навыков.
3. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
4. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование и реактивы: натрий металлический, стакан, вода, раствор фенолфталеина, фильтровальная бумага, компьютер, проектор, презентация Power Point.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.
Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.
На интерактивной доске (слайд 1) показаны некоторые свойства металлов, их них вам нужно убрать лишние:

Таким образом, вспомнив важнейшие свойства металлов, мы продолжим наше знакомство с металлами и более подробно рассмотрим элементы 1 группы главной подгруппы.
Записываем тему нашего урока: «Щелочные металлы» (cлайд 3)
Раскрываются цели урока. (слайд 4)
3. Объяснение нового материала
Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя (слайд 5)
Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.
▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице (слайд 6)
Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.

История открытия шелочных металлов
▪ Нахождение в природе (слайд 7)
Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:
- NaCl – поваренная соль
- Na2SO4 ∙ 10H2O - десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия.
- KCl • NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина.
- KCl•MgCl2•6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния

▪ Получение щелочных металлов (слайд 7)
Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.
В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия:
Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.

▪ Физические свойства щелочных металлов (слайд 8)
Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.
Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.
Демонстрация: разрезание кусочка натрия ножом.

▪ Химические свойства щелочных металлов (слайд 9)
У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны
Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.
1. Взаимодействие с простыми веществами:
4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)
6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием)
2. Взаимодействие со сложными веществами
Демонстрация: Взаимодействие натрия с водой.
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
NaOH + ф. фт. → малиновый раствор
Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается.

3. Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени
Природные соединения натрия - галит
▪ Биологическая роль и применение соединений калия (слайд 11)
Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).
Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель
Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая добавка Е 514 – регулятор кислотности
▪ Закрепление изученного материала: Учащиеся выполняют задание на доске и затем вместе с учителем проверяют на доске (слайд 12).
▪ Домашнее задание: (слайд 14)
▪ Подведение итогов урока.
Категория: Химия | Добавил: Natusik18
Просмотров: 368 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru