Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Открытый урок по химии "Щелочные металлы. Натрий"
[ Скачать с сервера (168.0 Kb) ] 2015-08-21, 3:12 PM
Цели урока:
1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.
2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
3. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;
2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
2. Совершенствовать умения логически мыслить.
3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
2. Продолжить развитие речевых навыков.
3. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
4. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование и реактивы: натрий металлический, стакан, вода, раствор фенолфталеина, фильтровальная бумага, компьютер, проектор, презентация Power Point.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.
Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.
На интерактивной доске (слайд 1) показаны некоторые свойства металлов, их них вам нужно убрать лишние:

Таким образом, вспомнив важнейшие свойства металлов, мы продолжим наше знакомство с металлами и более подробно рассмотрим элементы 1 группы главной подгруппы.
Записываем тему нашего урока: «Щелочные металлы» (cлайд 3)
Раскрываются цели урока. (слайд 4)
3. Объяснение нового материала
Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя (слайд 5)
Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.
▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице (слайд 6)
Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.

История открытия шелочных металлов
▪ Нахождение в природе (слайд 7)
Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:
- NaCl – поваренная соль
- Na2SO4 ∙ 10H2O - десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия.
- KCl • NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина.
- KCl•MgCl2•6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния

▪ Получение щелочных металлов (слайд 7)
Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.
В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия:
Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.

▪ Физические свойства щелочных металлов (слайд 8)
Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.
Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.
Демонстрация: разрезание кусочка натрия ножом.

▪ Химические свойства щелочных металлов (слайд 9)
У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны
Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.
1. Взаимодействие с простыми веществами:
4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)
6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием)
2. Взаимодействие со сложными веществами
Демонстрация: Взаимодействие натрия с водой.
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
NaOH + ф. фт. → малиновый раствор
Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается.

3. Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени
Природные соединения натрия - галит
▪ Биологическая роль и применение соединений калия (слайд 11)
Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).
Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель
Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая добавка Е 514 – регулятор кислотности
▪ Закрепление изученного материала: Учащиеся выполняют задание на доске и затем вместе с учителем проверяют на доске (слайд 12).
▪ Домашнее задание: (слайд 14)
▪ Подведение итогов урока.
Категория: Химия | Добавил: Natusik18
Просмотров: 1177 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru