Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

разработка открытого урока по физике в 9 классе на тему:" Атомная энергия:за и против"
2017-04-08, 1:07 PM
Урок по физике в 9 классе по теме: «Атомная энергия-за и против»
Цель урока: выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.
Задачи:
Научить анализировать информацию с последующей ее обработкой путем восприятия и самостоятельного анализа фактов.
Развивать навыки самостоятельности, творческую активность детей, коммуникативные качества личности.
Воспитывать чувство сострадания, бережливости, представив материал о биологическом действии радиации.
Воспитывать чувство гражданской ответственности за свое будущее,за будущее своей малой родины, своей страны.
Оборудование: мультимедиапроектор, ПК, презентация Microsoft Power Point.
Методы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация.
Тип урока: урок-беседа.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Сообщение темы и цели урока.
Сообщение плана урока.
План урока:
1.Информация о развитии физики атомного ядра.
2. Информация о состоянии ресурсов топливно-энергетического комплекса.
3. Ядерный реактор.
4.Атомные электростанции.
5. Преимущества АЭС перед ГЭС и ТЭС(таблица)
6.Биологическое действие радиации.
7. О саммите по ядерной безопасности в мире.
Учитель: Человечество живет в едином взаимосвязанном мире, и наиболее серьезные энергетические,экологические и социально-экономические проблемы приобретают глобальный масштаб. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мобильной связи, высокоскоростной транспорт, освоение космического пространства и морских глубин. Это требует огромных затрат. Поэтому одной из проблем, стоящих перед человечеством. Является проблема источников энергии. Сегодня реальный вклад в энергосбережение вносит атомная энергетика. Немного предыстории развития учения об атомном ядре.
2. Впервые о сложном строении атома заговорил француз
Анри Беккерель, наблюдав явление самопроизвольного испускания химическими элементами невиданных доселе лучей. Благодаря исследованиям его земляков, супругов
Кюри, а также известного физика Резерфорда этот факт оказался неоспоримым.
Слайд: Портреты.
Кроме того, когда выяснилось, что и ядра атомов имеют непростое строение, обнаружились новые виды сил, действующие между нуклонами в ядре. Чтобы разорвать связь между протонами и нейтронами, необходимо затратить определенную энергию. Ее, согласно формуле Эйнштейна назвали энергией связи. Именно это количество энергии выделяется в процессе ядерной реакции, одну из которых наблюдали немецкие ученые Отто Ган и фриц Штрассман.
Слайд: Портреты, формулы.
Экономистами подсчитано, что при полном делении 1гр урана выделяется 57,6* 10 в десятой степени Дж энергии.
Чтобы покрыть расходы радиоактивного топлива понадобится сжечь почти 30 т каменного угля или 2,5 т нефти, привычного топлива для ТЭС.
До 1940 г многие ученые считали, что ядерная физика представляет чисто научный интерес, не имея при этом никакого практического применения. Так, в 1937г Резерфорд утверждал, что получение ядерной энергии в более значительных количествах,достаточных для использования никогда не будут возможны.
Однако уже в 1942 году в США под руководством Энрика Ферми был построен первый ядерный реактор. Первый европейский реактор был создан в 1946г. В Советском Союзе под руководством Игоря Васильевича Курчатова.(фото)
В 1954г в нашей стране( в г. Обнинске) была введена в действие первая в мире атомная станция, мощностью всего в 5000 кВт. Современные АЭС имеют в сотни раз большую мощность. 17 сентября 1959 г в свой первый рейс вышел первый в мире атомный ледокол «Ленин», построенный на Ленинградском Адмиралтейском заводе и приписанный
К Мурманскому пароходству.(Сл).
Учитель: Со временем было понятно, что энергия атомного ядра имеет широкую сферу применения. К сожалению. Не только в мирных целях. Всем нам печально известен факт атомных бомбардирововк Хиросимы и Нагасаки( 6 и 9 августа 1945 г)-единственный в истории человечествп пример боевого использования ядерного оружия. Осуществлены Вооруженными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны с целью ускорить капитуляцию Японии.
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy».(«Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя атомная бомба
«Fat Man»( «Тостяк») была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч в Нагасаки.
Последствия этой атаки до сих пор. Поэтому, если говорить об использовании атомной энергии. То прежде всего надо говорить о мирном использовании энергии атомного ядра.
Мы сегодня на уроке попытаемся взвесить «за» и «против» применения атомной энергии. Прежде всего, поговорим о том,для чего чаще надо развивать атомную энергетику.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является проблема источников энергии. Потребление энергии растет столь быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными в сравнительно короткое время(Слайд-запасы топлива).
Проблему «энергетического голода» не решает использование возобновляемых источников энергии рек, ветра, солнца, морских волн, глубинного тепла Земли: нефть,газ. Уголь. Они могут обеспечить в лучшем случае только 5-10% еаших потребностей. В связи с этим возникла необходимость в середине 20 века поиска новых видов энергии. Мы с вами живем в постоянно развивающемся мире. Еще 20-30 лет назад о таком чуде. Как мопьютер, сотовый телефон, исследование подводных глубин Арктики, скоростных поездах и др. можно было бы только и мечтать. Теперь все это окружает нас повседневно и кажется таким же обыденным как смена дня и ночи. Но для того, чтобы все это работало нужно много энергии. Поэтому перед учеными встала задача поиска новых видов энергии. И таким видом и стала энергия атомного ядра.
Сейчас мы с вами поговорим о преобразовании внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию, т.е рассмотрим принцип работы ядерного реактора. Ядерный реактор- это устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции. Управление ядерной реакции заключается в регулировании скорости размножения свободных нейтронов в уране, чтобы их число оставалось неизменным. При этом цепная реакция будет продолжаться столько времени, сколько это необходимо, не прекращаясь и не приобретая взрывного характера.
Рассмотрим устройство и принцип действия реактора, в которм в качестве делящегося вещества(его называют также ядерным или горючим) используется в основном U-235( до 5%).
Реактор, работающий на этом изотопе урана, называется реактором на медленных нейтронах. Специальные графитовые стержни поглощают быстрые нейтроны. С их помощью можно управлять ходом реакции. Нажмите кнопку Поднять(это можно сделать, только если будут включены насосы,закачивающие холодную воду в реактор) и включите Условия процесса. После того, как стержни будут подняты, начнется ядерная реакция. Температура Т внутри реактора возрастет до 300 градусов С и вода всоре начнет кипеть. Взглянув на амперметр в правом углу экрана, можно убедиться, что реактор начал вырабатыать электрический ток. Задвинув стержни обратно, можно приостановить цепную реакцию.
( Анимация работа ядерного реактора. Рассказ о работе атомного реактора.)
( Реферат «Атомные электростанции).
Учитель: несмотря на опасности, связанные с радиоактивным излучением, а также потенциальной возможностью взрыва. Ядерная энергетика развивается во всем мире и является одним из самых перспективных на сегодняшний день направлений энергетики. В структуре топливно-энергетического баланса(ТЭБ) и электроэнергетики мира преобладают соответственно нефть(40%) и уголь(38%). В мировом ТЭБ газ(22%) занимает третье место после угля (25%). А в структуре электроэнергетики газ(16%) находится на предпоследнем месте. Опережая только нефть(9%) и уступая всем остальным видам энергоносителей. Включая атомную энергетику(17%)
Биологическое действие радиации(сообщение)
Учитель: трагедия, случившаяся на Чернобыльской АЭС,заставляет нас задуматься о том, что человеческий фактор может сыграть решающую роль в развитии цивилизации. Взрыв четвертого реактора на Чернобыльской АЭС показал, что риск разрушения активной зоны реактора из-за ошибок персонала и просчетов конструкции реакторов остается реальностью. Поэтому принимаются строжайшие меры для снижения этого риска.
Учитель: О соблюдении мер по ядерной безопасности шла речь на саммите. Состоявшемся в апреле в Вашингтоне(сообщение).
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Как вы думаете, нужна ли атомная энергетика? Обьеденитесь в группы и сделайте вывод в виде рисунков, тезисов. Призыва(7 мин).
А может нам отказаться от постройки новых электростанций: тепловых, атомных, а заняться проблемой энергосбережения. Подсчитано, что в России до 40% вырабатываемой энергии теряется на пути к потребителю или в результате расточительного использования.Это означает, что мы добываем и сжигаем почти в 2 раза больше угля, нефти и газа, чем это необходимо в действительности. Я думаю, что вывод нашего урока не может быть однозначным. Есть как положительные моменты использования АЭС,так и отрицательные.
Учитель: Заполним таблицу « Преимущества и недостатки АЭС по сравнению с другими»

ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕСНО
-Экономия органического топлива.
-Малые массы горючего.
-Получение большой мощности с одного реактора.
-невысокая себестоимость энергии.
-Отсутствие потребности в атмосферном воздухе.
-Экологическая чистота(при правильной их эксплуатации.) -Опасность окружающих АЭС территорией.
-Особенности ремонта.
- Сложность ликвидации ядерного энергетического обьекта.
-Высокая квалификация и ответственность кадров.
-Доступность для терроризма и шантажа с катастрофическими последствиями.
-Необходимость захоронения радиоактивных отходов.
- Возможная мутация животных, растений и человека при малых дозах облучения.
-Уменьшение парникового эффекта.
- Жизнь животных и растений на территориях вокруг
АЭС.
-Как радиоактивные отходы повлияют на все живое на планете в будущем.
- использование портативных атомных реакторов для различных видов транспорта, в том числе спутников Земли.
Категория: Физика | Добавил: Эля4599
Просмотров: 80 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-06-24, 1:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [823]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [538]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1949]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru