Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Колебания, Величины, хаоактеризующие колебательное движение
[ Скачать с сервера (235.9Kb) ] 2013-12-22, 6:14 PM
Урок по теме «Механические колебания.
Величины, характеризующие колебательное движение»
(9класс)
Цель урока:
сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;
формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;
умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: демонстрационное: компьютер, экран, мультимидийный проектор, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала и закрепление.
Закрепление изученного материала.
Итог урока
Домашнее задание.

Ход урока
Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

Вопросы к кроссворду:
Физическая величина, характеризующая быстроту движения.
Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?
Характеристика взаимодействия тел.
Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.
Как называется падение тел под действием силы тяжести?
В каких единицах измеряют углы?
Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…
Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.
Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.
Назовите мне ключевое слово - КОЛЕБАНИЯ.
Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий,
На ветке паук.
Колеблется воздух
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
Ребята, а как вы думаете, изменится ли смысл стихотворения, если глагол колеблется мы заменим глаголом движется. (Ответы учащихся. Анализ стихотворения)

Оборудование: компьютер, экран, мультимидийный проектор, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.
III. Основная часть. Изучение нового материала
Демонстрации колебаний тела на пружине и на нити. Введем основные характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота и фаза колебаний: (Слайд 6)
Амплитуда – максимальное отклонение относительно положения равновесия (А, м)
Период – время полного колебания (Т, с)
Частота – число колебаний за единицу времени (v, Гц)
Формулы:
Т = 1/v; Т = t/n – период { с }
v = 1/Т; v = n/t – частота { Гц }
А – амплитуда { м }
IV. Закрепление: (Слайд 8)
1. Определить период и частоту материальной точки, совершающей 50полных колебаний за 20 с.
2. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц.
Перед классом ставится задача: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание:
Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.
Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.
Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.
Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу:
№ опыта длина, м масса, кг период, с
1 1
2 1

№ опыта длина, м амплитуда, м период, с
1 1
2 1


№ опыта длина, м масса, кг период, с
1 0,1
2 0,1
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: период колебаний математического маятника не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит только от длины математического маятника.
V. Обобщение: (Cлайды 10, 11)
От чего зависит период колебаний математического маятника:
Подвешенный на нити груз совершает малые колебания. Укажите все правильные утверждения:
А. Чем длиннее нить, тем больше период колебаний.
Б. Частота колебаний зависит от массы груза.
В. Груз проходит положение равновесия через равные интервалы времени
Подвешенный на нити груз совершает малые незатухающие колебания, укажите все правильные утверждения
А. Чем длиннее нить, тем больше частота колебаний
Б. При прохождении грузом положения равновесия скорость груза максимальна
В. Груз совершает периодическое движение
Характеристики колебательного движения: амплитуда, период и частота. (Слайд 12)
Период колебаний математического маятника не зависит ни от амплитуды, ни от массы груза, а зависит от длины нити и ускорения свободного падения
VI. Домашнее задание: § 24, 25, упр. 21 ( 4). (Слайд 13)

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока:
Ваше настроение на уроке:
1. Нет впечатлений
2. Хорошее
3. Плохое
Категория: Физика | Добавил: КУА | Теги: Колебания
Просмотров: 830 | Загрузок: 127 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru