Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

"Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках физики, как средство повыше
2014-01-28, 8:51 PM
« Использование информационно коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения интереса учащихся к предмету».
Главная задача, которая стоит перед учителем - это дать ученику качественные знания. Не стоит скрывать, что физика сложный предмет и дается не всем в той мере, какой хотелось бы учителю.
Передо мной, как перед учителем физики, встала проблема повышения у учащихся интереса к предмету и повышения качества знаний. В 2007-2008 учебном году школа получила укомплектованный кабинет физики с специализированной мебелью, техническими средствами: видеопроектор, ,компьютер в комплекте с принтером, экран настенный, демонстрационными и лабораторными приборами для проведения опытов и экспериментов. Разработала свою номенклатуру дел учебного кабинета, которая позволяет мне в любое время найти нужный материал.


Таким образом, были созданы все условия для использования информационных технологий обучения для реализации обучающей деятельности, тем самым определилась моя тема самообразования в межаттестационный период « Использование информационно коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения интереса учащихся к предмету.»
Цель моей работы: обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). Формирование у обучающихся предметной компетентности в области физики, информационной и коммуникативной компетентностей для личностного развития и профессионального определения.
Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
 Развивать мышление учащихся, формировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснят физические явления;
 Развивать интерес у школьников к экспериментальным фактам, понятиям, законам, теории, методам физической науки;
 Формировать познавательный интереса к физике и технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
 Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда; формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
 Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческих способностей средствами информационно-коммуникационных технологий.
Итак, преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.
Рассмотрим актуальность применения ИКТ при изучении физики. Появление компьютера в школе играет очень важную роль в понимании многих физических процессов и явлений, которые нельзя показать на опыте, но можно использовать видеофильмы, анимацию, модели, которые разработаны и представлены на дисках. На уроках физики я использую и наглядный эксперимент, пользуясь принципом: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и электронные образовательные ресурсы. Это очень интересно детям. Есть очень много интересных физических процессов в физике, которые на опыте просто не покажешь. Моделирование процессов позволяет наглядно увидеть зависимости между величинами. На этих уроках дети самостоятельно проводят компьютерный эксперимент, делают выводы о зависимости величин, идет процесс познания, а не передачи знаний учителем. Такие уроки наиболее ценны и интересны детям.
Сложнее всего научить детей решать разного типа задачи, работать с графиками, таблицами. Я нашла, на мой взгляд, достаточно простой способ, позволяющий мне это все применять на практике - применение мультимедийных сценариев уроков. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала,отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. Презентация урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Используя программу Power Point, я разработала уроки презентации, на каждую тему курса физики с 7- 11 класс, в течении 2- лет. Методика в большей степени ориентирована на уроки изучения нового материала. Для таких уроков структура примерно одинакова, дети это легко запоминают и с удовольствием работают. Каждый элемент слайда несет смысловую нагрузку. На слайде самая минимальная информация. Фон, текст, рисунки и т.д. все подчинено цели и результату урока. После объявления темы урока, я учу детей формулировать цель урока, мы вместе обсуждаем её и, по щелчку мыши, видим на экране то, что нам нужно. Детям легко учиться на таких уроках, так как они хорошо знают, чем будут заниматься на каждом этапе. После изучения теоретического материала, переходим к тренингу и учимся решать задачи, строить графики, составлять таблицы, анализировать их.
Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях:
- мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
- использую готовые медиалекции;
- подготовка дидактических материалов для уроков;
- использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
- работа с электронными учебниками на уроке;
- проведение компьютерных лабораторных работ,
- поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- разрабатываю тесты,
- применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
Источниками иллюстративного материала для создания уроков служат:
- CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », , фирмы « Физикон »);
- материалы из Интернет - источников;
- материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий;
- электронные учебники:
«Открытая физика» -содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы.
На уроках и при подготовке к их проведению я использую Интернет-ресурсы, такие например как:
Физика в анимациях : http://physics.nad.ru
Эрудит: биографии ученых и изобретателей http://erudite.nm.ru
Физика. ру: http://www.fizika.ru
Сравнение уровней усвоения материала, изучаемого с использованием средств ИКТ, и обычным способом, без их применения, показало, что эффективность уроков с применением средств ИКТ гораздо выше. Дети успешно решают задачи на новую тему, причем в основном без конспекта, двоек практически нет, качество знаний выше на таких уроках на 15-20 %.Мои исследования подтвердили, что это один из самых эффективных методов изучения новой темы .Чем это обусловлено? Дети лучше усваивают теоретический материал, и как следствие лучше на практике применяют свои знания.
Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 45 минут ученики должны смотреть на экран. Уделяю внимание здоровьесберегающим технологиям обучения. По возможности стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, паузы, чередую виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышала половины урока. Нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей. Важнейший вопрос – сохранение зрения. На уроках провожу зарядку для глаз. Стремлюсь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке.
Итак, пришла к выводу, что урок с использовнием ИКТ обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и взаимодействие всех его компонентов, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке.
Использование ИКТ на уроках физики позволило мне повысить качество обучения, интерес детей к обучению, сотрудничеству и сотворчеству. Говоря о достигнутых результатах, хочу отметить, что мне удалось повысить результаты освоения обучающимися образовательных программ по физике: 2012-2013 уч. год абсолютная успеваемость – 100%, качественная успеваемость 7-11 классы- 49,2 % . Для выявление интересов учащихся к учебным предметам методическим объединением школы проводилось анкетирование по теме «Твой любимый предмет». В 2009 году среди учащихся 7-11 классов физику выбрали только 13 % в 2013 году – 38%. Учащиеся считают, что уроки физики информативны, интересны, повышают интеллектуальный уровень.
Не могу не отметить и некоторые проблемы и трудности, возникающие при использовании ИКТ в моей деятельности. В первую очередь трудность состоит в том, что она требует постоянной корректировки в зависимости от уровня подготовки, как всего класса, так и отдельных учащихся. Но такая работа всегда направляет меня на творческие поиски. Еще одно неудобство отсутствие в классе доступа в интернет. Считаю, что с внедрением цифрового оборудования в практику проведения физического эксперимента, мне ещё многому предстоит научиться. Учитель не должен останавливаться на достигнутом, должен постоянно совершенствоваться, своевременно откликаться на запросы современного общества.
Категория: Физика | Добавил: amalca
Просмотров: 598 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru