Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
[ Скачать с сервера (1.22Mb) · Скачать удаленно (-) ] 2014-01-29, 8:06 PM
Учитель физики:
Дуйсекова Тазагул Мукуповна
СОШ №23 г.Караганды

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Наука начинается там, где начинают измерять.
Д.И. Менделеев

Цели урока:
1) Обучающая: обеспечить формирование у учащихся представлений о физической величине, обеспечит усвоение учащимися теоретических знаний об основных характеристиках физической величины, познакомить учащихся с простейшими измерительными приборами, научить определять цену деления и точность отсчета при использовании различных шкал.
2) Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся о физике; умение находить некоторые закономерности; развитие памяти, самостоятельного суждения.
3) Воспитывающая: интерес, любознательность, наблюдательность, аккуратность в записях.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, флипчарт к уроку, брусок деревянный, секундомер, термометр, линейка, рулетка, мензурка.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Здравствуйте. Прежде чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.
2. Актуализация знаний
Прежде чем начинать наш с вами урок, хотелось бы вспомнить то, о чем мы говорили на предыдущем занятиях. Для этого по работаем на тренажере:
1.Любой предмет, окружающего нас мира называется? (физическим телом) (при не
правильном ответе слово отскакивает, при правильном остается)
2.Все изменения, которые происходят с физическими полями и телами называется? (физическое явление ) (при неправильном ответе слово отскакивает, при правильном остается)
Тренажер КиМ распределить по ячейкам физическое тело, вещество, явление. (При нажатии на значок открывается тренажер)
Какие методы изучения природы знаете?(наблюдение, измерение, эксперимент)
Для описания физических тел и физических явлений используют физические величины.
Например, для описания деревянного бруска нам необходимо использовать такие физические величины как масса, длина, ширина, высота, объем.
Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.
3. Этап получения новых знаний.
Для описания физических тел и физических явлений используют физические величины.
Например, для описания деревянного бруска нам необходимо использовать такие физические величины как масса, длина, ширина, высота, объем.
То есть физическая величина это то, что мы можем измерить. Измеряемое свойство тела или явления.
Каждая физическая величина имеет название, например масса; Буквенное обозначение m, способ измерения (с помощью весов), числовое значение (например, масса человека равна 45), и единицы измерения (кг). Получаем, масса тела равна 45 кг.
Для каждой физической величины приняты свои единицы измерения. Для удобства все страны мира стремятся пользоваться одинаковыми единицами измерения физических величин. С 1963 года во многих странах мира используется Международная система единиц – СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр, времени – секунда, массы – килограмм.
Существует единицы, которые в 10, 100, 1000 раз больше принятых. Такие единицы называет кратными, и именуются с соответствующими греческими приставками. Например, десяти соответствует приставка «дека», стам – «гекто», тысячи – «кило». Если используют единицы, которые в 10, 100, 1000 раз меньше принятых единиц (это дольные единицы), то используют приставки, взятые из латинского языка. «Деци» - ноль целых одна десятая, «санти» - ноль целых одна сотая, «милли» - ноль целых одна тысячная.

Измерения очень важны в нашей жизни, для их проведения необходимы измерительные приборы. Самые простые приборы для измерения длины линейка, рулетка, мерная лента.
Для измерения объема жидкости мензурка, мерный цилиндр, мерная колба.
Для измерения температуры используют комнатный, водный, медицинский термометры. Медицинский, в свою очередь, бывает электронный и ртутный.
Существуют и другие измерительные приборы. Например, времени секундомер, часы. Силы - динамометр. Давления, атмосферного – барометр, газов в сосуде - манометр.
Приборы делят на шкальные и цифровые. Каждый шкальный прибор имеет шкалу и цену деления.
Шкала измерительного прибора называют совокупность отметок и цифр на отсчетном устройстве прибора, соответствующая ряду последовательных значений измеряемой величины

Цена деления – значение наименьшего деления шкалы прибора.
Для определения цены деления шкалы нужно от большего числа, соответствующего какому - либо делению шкалы, вычесть меньшее и полученную разность поделить на число делений между цифрами. Возьмем два числа С=11-10/10=0,1 см/дел. Рассмотрим видеофрагмент по определению цены деления мензурки. (нажимаем на значок видеофрагмент, затем правой кнопкой мышки нажимаем воспроизвести)
Какой же прибор точнее, цена деления которого меньше или больше?
Рассмотрим рисунок 24 стр. 36 На рисунке разными линейками измеряют брусок. Определим цену деления первой линейки С= 6-5/1=1 см/дел. Длина бруска а = 7 см;
Определим цену деления второй линейки С= 6-5/10= 0,1 см/дел. Длина бруска а = 7,2 см Сравним результат!
Точнее тот, прибор у которого цена деления меньше. Значит вторая линейка точнее первой линейки. То есть, имея меньшую цену деления, мы меньше ошиблись.
Чему же равна погрешность измерительных приборов? Посмотрим видеофрагмент точности приборов (нажимаем на значок видеофрагмент, затем правой кнопкой мышки нажимаем воспроизвести)
Погрешность равна половине цены деления.
Например, погрешность при измерении температуры равна половине цены деления данного термометра.
Найдем ее: для этого определим цену деления термометра.
Берем два любых значения, например 30 и 20, от большего вычтем меньшее значение и разделим на количество делений между ними, их десять. Получили, что она равна 1°С на деление. Значит погрешность равна 0,5 °С
Как же это записать?
t = 25±0,5 °C, где 25 – показания термометра, 0,5 – погрешность, знак полюс минус использует потому, что ошибиться можно как в большую так и в меньшую сторону. При записи величин с учетом погрешности следует пользоваться формулой, где
А=а±Δа

А – измеряемая величина,
а – результат измерений,
а – погрешность измерений,
Δ –греческая буква «дельта»

Так что же значит измерить физическую величину?
Измерить физическую величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Например, чтобы измерить длину отрезка прямой между точками А и В, надо приложить линейку и по шкале определить сколько сантиметров укладывается между данными точками.
Если физическая величина измеряется непосредственно путем снятия данных со шкалы прибора, то такое измерение называют прямыми. Например, измерение длины бруска, ширины или высоты бруска.
А как же определить объем этого самого бруска. Конечно же, используя формулу. Объем есть произведение длины, ширины и высоты. V=аbс
В этом случае, когда физическую величину (объем), определили по формуле, говорят, что измерения провели косвенно.
3. Этап обобщения и закрепления нового материала.
Итак, сделаем основные выводы:
- Физическая величина – измеряемое свойство тела или явления
- Каждый шкальный прибор имеет шкалу и цену деления
- Шкала измерительного прибора – это совокупность отметок и цифр на отсчетном устройстве прибора, соответствующая ряду последовательных значений измеряемой величины
- Цена деления (С) - значение наименьшего деления шкалы прибора
- Для определения цены деления шкалы нужно от большего числа, соответствующего какому- либо делению шкалы, вычесть меньшее и, разность поделить на число делений между цифрами
- Погрешность измерительных приборов равна половине цены деления

Для закрепления, изученного материала,
Рассмотрим тренажер поместите в середине приборы с помощью которых можно измерить длину, ширину, высоту. (когда неправильно отвечают , рисунка будет невидно, когда правильно, то рисунок остается сверху будет видно)
Выбирая цвета флажков, выбери себе вопрос.( при выборе флажки движутся только по вертикали)
Что такое физическая величина? Какие основные физические величины входят в систему СИ? Какие шкальные измерительные приборы вам известны? Какие цифровые измерительные приборы вам известны? Перечислите приборы для измерения длины, времени, температуры. Что такое цена деления? Как определить цену деления прибора? От чего зависит точность измерения? Что необходимо учитывать при выборе измерительного прибора? Чем отличаются кратные и дольные единицы? Что значит измерить косвенно или прямым способом?
4.Подведение итогов
5. Рефлексия.
Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось узнать еще.
6. Домашнее задание: § 10-12, задание 5, стр. 38
Категория: Физика | Добавил: Docha
Просмотров: 957 | Загрузок: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 9:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru