Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Урок "Импульс. Закон сохранения импульса"
[ Скачать с сервера (51.1Kb) ] 2015-11-27, 6:58 PM
Урок-исследование по физике в 9 классе
Тема: ««Импульс. Закон сохранения импульса»
Тип урока: исследование
Цель урока: Выяснить смысл понятия импульс, получить полное представление о проявлении закона сохранения импульса с помощью экспериментов.
Задачи урока:
Образовательная:
• Освоение знаний: о методах научного познания природы; современной физической картине мира: динамических законах природы (закон сохранения импульса).
Овладение умениями:
• устанавливать теоретически и экспериментально соотношение между временем и силой, между массой и скоростью, необходимое для определения понятия импульс;
• продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы.
• строить модели (сборка и демонстрация опытов); устанавливать границы применения закона сохранения импульса.
Развивающая: расширять кругозор учащихся путем осуществления межпредметных связей (внешних: физика и биология; внутренних: физика и техника); - развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать; развивать физически грамотную речь, во время фронтальной устной работы.
Воспитательная:
• содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других учащихся, уважения к мнению и знаниям своих товарищей;
• воспитание интереса к предмету;
• осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование отношений и категорий: долг, ответственность, социальные компетенции, нормы поведения и др.
План урока:
1. Организационный момент 3 мин
2. Самостоятельное выполнение опытов, подведение итогов 10 мин
3. Представление результатов опытов, объяснение результатов 15 мин( по 5 мин. на каждую группу)
4. Закрепление (решение задач) 14 мин
5. Пояснение домашнего задания. 2 мин
6. Подведение итогов урока 1 мин

Предполагаемые результаты:
• Знать: Что такое импульс, закон сохранения импульса.
• Уметь: Экспериментально устанавливать границы применения закона сохранения импульса, понятия импульс силы, импульс тела.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
В ходе урока обеспечиваются элементы:
• компетентностного подхода;
• ИКТ технологии;
• создание проблемных ситуаций;
Оборудование: Мультимедиа, экран, индивидуальные карточки задания, опорные конспекты, исследуемые материалы.
Предварительная подготовка: учащимся раздаются листы с описанием опыта, ознакомившись с которыми дети узнают суть опытов, демонстрируют их, категоризируют какое понятие определяют данный опыт, характеризуют понятие и записывают в рабочую тетрадь основываясь на опорный конспект.(приложение 1)

Ход урока
Активизация знаний:
Учитель:
1. Организационный момент.
2. Мотивация к изучению нового материала (актуализация комплекса знаний).
Учитель:
Учитель: Здравствуйте! Физика – наука о природе. В природе могут происходить различные явления. Я предлагаю вам обсудить следующие возможные ситуации:(презентация)
1. Может ли футболист остановить ногой или головой мяч, летящий с большой скоростью?
2. Может ли человек остановить вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно?
3. Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью (600—800 м/с), оказывается смертельно опасной?
Для того чтобы решать подобные задачи, необходимо ввести физическую величину импульс.
4. Изучение нового материала.
На ваших рабочих столах находятся опорные конспекты(приложение1), которые станут основным рабочим элементом на сегодняшнем уроке. В опорном конспекте указана тема урока, порядок изучения темы. Перед вами на трех столах находятся предметы для демонстрации опытов по определению импульса, закона сохранения импульса. Ваша задача - понять как с помощью данных предметов провести эксперимент, продемонстрировать его, определить основные характеристики, записать формулы, на основе исследований.
Итак, тема нашего урока «Импульс. Закон сохранения импульса». (Тему урока записываем в тетради)
Цель урока: Дети выдвигают свои версии цели урока Например: («По итогам наблюдений установить все закономерности темы» или «Выяснить смысл понятия импульс, получить полное представление о проявлении законов сохранения с помощью экспериментов».)

Экспериментальная часть
1 группа опытов:
1. Оборудование: теннисный шарик
Если подуть на лежащий на столе теннисный шарик, то он откатится в сторону. Если подуть сильнее, то шарик откатится дальше. Однако, если снова дуть не сильно, но более долго то…(сделайте вывод)
Предполагаемый ответ: можно достичь прежней дальности отката.
2. Оборудование: стакан воды, тележка, плотная бумага.
На тележку ставиться стакан воды. Под стакан с водой ложиться полоска плотной бумаги. Сначала мы потихоньку тянем листок и наблюдаем, что происходит. А потом резко дергаем. И снова наблюдаем. …( сделайте вывод)
Предполагаемый ответ: в первом случае время действия силы на тело было больше, чем во втором.
Проанализируйте, установите закономерность.
Предполагаемый ответ: результат действия силы на тело зависит не только от силы, но и от времени её действия



произведение вектора силы на интервал времени её действия называют импульсом силы:

Запишите в буквенном видите: P=F*t
Охарактеризуйте понятие импульс силы (Учащиеся отвечают и записывают в тетрадях):

Предполагаемый ответ:
• величина векторная;
• направление вектора импульса совпадает с направлением вектора действия силы;
• единица измерения: Н/с (за единицу импульса надо принять действие силы 1 Н, движущегося в течение 1с).

Перейдем к следующим опытам.
2 группа опытов:
1. Оборудование: шарик на нити, штатив.
Повесьте на штативе шарик на нити. Отклоните шарик и отпустите его. Поставьте на пути шарика руку. Ощутите влияние импульса шарика на руку. Отклоните шарик на больший угол и отпустите его. Сравните импульсы в первом и во втором случаях, сделайте вывод.
Предполагаемый ответ: чем больше угол отклонения, тем сильнее чувствуется удар
2. Оборудование: тележка.
Встаньте на неподвижную тележку. Спрыгните с нее. Что вы увидите? Почему?
Предполагаемый ответ: тележка откатится в обратную сторону.
3. Выстрелите из игрушечного пистолета в тележку с песком так, чтобы пуля застряла в песке, а тележка приобрела некоторую скорость. Верните тележку назад и возьмите тяжёлую гирю, не забыв извлечь из песка пулю. Подбирая скорость броска гири в песок, добейтесь, чтобы тележка двигалась с прежней скоростью. (сделайте вывод)


Предполагаемый ответ: Пуля имела маленькую массу, но большую скорость. Гиря же имела маленькую скорость, но большую массу. Тем не менее, тележка в обоих случаях одинаково двигалась.


количеством движения или импульсом тела называют произведение массы тела на вектор его скорости:
Запишите в буквенном видите: P=m*V

Охарактеризуйте понятие импульс тела (Учащиеся отвечают и записывают в тетрадях):

Предполагаемый ответ:
Учащиеся отвечают и записывают в тетрадях:
• величина векторная;
• направление вектора импульса совпадает с направлением вектора скорости;
• если рассматриваются импульсы нескольких тел, то вычисляем результирующий импульс, учитывая направление движения; если на тело не действует сила, то импульс тела, как и его скорость не меняется;
• единица измерения: кг•м/с (за единицу импульса надо принять импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с);
• величина имеет свойство сохраняться при любых взаимодействиях.

Из сравнения формул видно, что импульс силы и импульс тела можно измерять:
Предполагаемый ответ:
общей единицей – килограммо-метрами в секунду: 1 Н / 1 с = 1 кг • 1 м/с = 1 кг•м/с

А прежде чем учащиеся следующей группы покажут предложенные ими опыты, я предлагаю вам вспомнить известнейшую басню Ивана Васильевича Крылова «Лебедь, рак и щука»
3 группа опытов:
1. Оборудование: пять монет одинакового достоинства
Расположите на столе цепочку из 5 монет одинакового достоинства. Отведите одну монету в сторону и ударьте ею по цепочке. Что вы наблюдаете? (удар должен быть центральным. Ударять удобнее с помощью линейки).
Предполагаемый ответ: С другой стороны цепочки отлетает одна монета.
2. Повторите опыт, но отведите две монеты. Что вы наблюдаете?
Предполагаемый ответ: С другой стороны цепочки отлетают две монеты.

3. Оборудование: Наклонный желоб с лотком, шарики одинаковой массы и размера, копировальная бумага, измерительная лента.
Для сообщения одному шару некоторой скорости в горизонтальном направлении используем наклонный желоб с лотком. После скольжения по желобу шар срывается с лотка и, пролетев некоторое расстояние S, падает на стол. Поставим на краю лотка такой же шар и по желобу пустим первый шар. (На основе проделанного опыта сделайте вывод).

Предполагаемый ответ: После столкновения шаров второй шар падает на то же место поверхности стола, на которое падал первый шар. После соударения с точно таким же покоящимся шаром первый шар останавливается, а второй приобретает точно такую же скорость, какой обладал первый шар.

Проанализируйте, установите закономерность.
Предполагаемый ответ: при взаимодействии двух тел импульс каждого из них изменяется, но сумма импульсов двух тел осталась неизменной. Сумма импульсов двух шаров до и после взаимодействия и в этом опыте оказывается одинаковой:

сумма импульсов тел до их взаимодействия равна сумме импульсов после взаимодействия:
Запишите в буквенном видите:


Подчеркнём, что закон сохранения импульса выполняется только если рассматриваются все тела, состояния которых меняются при их взаимодействии – замкнутая система тел.

Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, оказываю необходимую помощь.
Закон сохранения импульса лежит в основе реактивного движения. Реактивное движение — это такое движение тела, которое возникает после отделения от тела его части.
После установленных закономерностей приведите примеры отражения законов сохранения импульса в природе и технике:
Предполагаемый ответ: Примером замкнутой системы вдоль горизонтального направления является пушка, из которой производится выстрел. Явление отдачи (отката) орудия при выстреле. Такую же отдачу испытывают пожарные, направляя мощную водяную струю на горящий объект и с трудом удерживающие брандспойт. Движения многих морских моллюсков (осьминогов, медуз, кальмаров, каракатиц). В технике (водометный катер, огнестрельное оружие, движение ракет и маневрирование космиче¬ских кораблей).

Контроль результатов первичного запоминания
Решение задач.
Задача 1
Тело массы небольшой (10 кг.)
скорость развивает (5м/с).
И какой же импульс получает?
Задача 2
Тело массы неизвестной
Катится вперед
Скорость равная 4 м/с
Сообщает импульс 20 кг . м/с
Задача 3(устно, представлена на слайдах)
Задача 4
Поливочная машина с водой имеет массу 6 т и движется со скоростью 36 км/ч. После работы масса машины стала 3 т. Сравнить импульсы маши¬ны, если она возвращается в гараж со скоростью 54 км/ч.
Дано: СИ Решение
υ1 = 36 км/ч
m1 = 6 т
υ2 = 54 км/ч
m2 = 3 т 10 м/с
6000 кг
15 м/с
3000 кг ;



p1 - ?
p2 - ?

Задача 5
Тело массой 400 г начинает равноускоренное движение из состояния покоя и за время I = 10с проходит путь 200 м. Определить импульс тела в конце 10-й секунды.
Дано: СИ Решение
m = 400 г
t = 10 с
S = 200 м 0,4 кг ,
Таким образом:


p - ?

Дополнительные задачи:
5.Чему равно изменение импульса тела, если на него подействовала сила 15 Н в течение 5 с?
6. Какова масса тела, если его импульс равен 500 кг•м/с при скорости 20 м/с?
7.С какой скоростью равномерно катится тележка массой 0,5 кг, если ее импульс равен 5 кг•м/с?
8.Два автомобиля движутся по прямой дороге с одинаковыми скоростями. Масса первого автомобиля 1 т, масса второго автомобиля – 3 т. Импульс какого автомобиля больше и во сколько раз?
9.Шарик массой 500 г равномерно катится со скоростью 2 м/с. Чему равен импульс шарика?

Задание на дом: Поясняется задание, представленное в опорном конспекте.
7. Итог урока: Делаем с ребятами вывод о проведенных исследованиях. Ещё раз обобщаем от каких величин зависят импульс тела и импульс силы. Условия выполнения закона сохранения импульса.

Рефлексия: Чему мы научились на уроке?
Предполагаемый ответ определять физические понятия и их закономерности опытным путем
С какой новой величиной познакомились?
Предполагаемый ответ Импульс силы. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? ( учащиеся заполняют на листочках табличку уровня работы на уроке)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ
ТЕМА:
1 Базовая компетенция:
«Импульс. Закон сохранения импульса» Уметь учиться
Дисциплина: 1.1 Составляющая компетенция:
физика Умение использовать ключевые компетенции для выполнения учебных заданий когда действия регламентированны четкими правилами, описывающими процедуры и стратегии.
Класс:9 А 1.1.1
ЦЕЛЬ УРОКА Операция, метод, прием.
устанавливать теоретически и экспериментально соотношение между временем и силой, между массой и скоростью, необходимое для определения понятия импульс;
Преподаватель:
Андреева Людмила Сергеевна
Дидактическая степень/категория:1 Карта знаний
Учебное заведение: ГУ «СШ№2
Базовый учебник: физика Р.Башарулы

2


Информационная составляющая (жизненно важные знания)
.
2.1
Знания, используемые в других дисциплинах
Реактивное движение.
2.2 знания, необходимые в данном предмете
Понятие силы, скорости, импульса. Реактивное движение.

КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАТОР Примечание и замечания после урока
№ Учебные задания Уровни по Блуму Типология
задания Время Используемые техники учения Техники, используемые впервые Организационная форма Оценивание
1 Ознакометьсь с описанием опытов приведенных на карточках, оформлением классной работы с помощью опорного конспекта 1.22 Знание средств, которые позволяют оперировать данными 4 «Из пукта А, в пункт Б» Индивидуальная работа.
2 Определите какое оборудование необходимо для демонстрации того или иного опыта. 2.20 Объяснение, классификация изученного для работы с опытами 4 «Из пукта А, в пункт Б» Групповая работа. Контроль учителя и класса
3 Продемонстрируйте опыты – наблюдения для определния понятия. 3 Показ опытов 7 Сравнение. индивидуальная Контроль учителя
4 Проанализируйте полученные результаты и выведите физические понятия 4.20 Анализ и определение физических величин. 3 Работа над текстом. групповая взаимопроверка

5 Запишите в буквенном виде результаты, полученные в ходе опытов-наблюдений.
Охарктеризуйте понятия импульс, законсохранения импульса. 5.30 Сформулировать понятия импульс тела, импульс силы, закона сохранения импульса 5

Выявление основных идей.
Пространственная запись групповая Контроль учителя самопроверка
6 Объясните, условия выполнения закона сохранения импульса. Приведите примеры выполнения ЗСИ в природе и технике. Решите задачи на нахождение импульса. 6.20 Задание на закрепление. 19 индивидуальная Контроль учителя.
7 Итог урока 4 Индивид. самоанализ
Категория: Физика | Добавил: mila9487
Просмотров: 391 | Загрузок: 20 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru