Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Доклад «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
[ · Скачать удаленно (38.5mb) ] 2016-01-05, 5:31 PM

ДОКЛАД


Тема: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Выполнила: Коркина О.В.
КГУ «Мамлютская санаторная сред-няя школа - интернат»

Содержание

1. Введе-ние............................................................................................................... 2
2. Пути развития творческого мышле-ния............................................................. 4
2.1 Пути развития творческого мышле-ния....................................................... 4
2.2 Применение творческих заданий на различных этапах уро-ков................ 5
2.3 Развитие творческих способностей через нестандартный урок.............. 9
2.4 Внеклассная работа для развития творческих способно-стей................... 10
2.5 Творческие домашние зада-ния.................................................................... 10
Заключе-ние.......................................................................................................... 12
Список используемой литерату-ры.................................................................... 13


1. Введение

«Вы ничему не можете научить че-ловека.
Вы можете только помочь ему от-крыть это в себе.»
Г. Галилей

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие творческих способностей школьников. Для формирования универсальных учебных действий у учащихся на наш взгляд она эффективна, так как «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие.
Проблемой данной работы является определение методов и приемов, кото-рые развивают творческое мышление у учащихся на уроках физики.
Объектом данного исследования является процесс обучения учащихся на уроках физики, а предметом - развитие творческого мышления учеников на уроках физики.
Цель исследования - Как влияют творческие задания и нестандартные построения уроков на развитие творческого мышления учащихся.
В процессе исследования можно выделить ряд задач:
• создать условия для формирования приемов продуктивной деятельности учащихся по развитию творческих способностей;
• прививать навыки исследовательской и проектной работы;
• развивать логическое мышление, воображение учащихся;
• учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет);
• показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;
• учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками;
• поддерживать и развивать интерес к предмету;
Решение данных задач позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам учитель старается подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитывая при этом специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся.
Гипотеза. Применение заданий творческого характера способствует формированию критического мышления для дальнейшей самореализации в жизни.
Методы: теоретический и практический.
Практическая значимость: данный материал можно использовать на - уро-ках физики в 7 - 11 классах.

2. Пути развития творческого мышления

2.1 Пути развития творческого мышления

Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого”, - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем является развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся.
Творческая способность – это способность увидеть или найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять её и в результате создать оригинальный продукт, решение задачи.
Как известно, физика не всегда является любимым предметом обучающихся. Поэтому одна из главных задач учителя – вызвать интерес к изучению предмета. Можно ли научить творчеству на уроках физики? Как раскрыть творческий потенциал личности? Как же пробудить у обучающихся интерес к предмету? Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей обучающихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях.
Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения. Поэтому одной из важных задач является использование новых эффективных методов обучения и воспитания, способствующих творческому развитию личности. изменение методов обучения в сторону развития самостоятельности и инициативы учащихся.
Творческую деятельность в своём проекте рассматриваем как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, са-мостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.

2.2 Развитие творческих способностей учащихся
на различных этапах урока

«Приучи его к тому, чтобы он само-стоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие си-лы…»
А. Дистервег
Физика обладает огромными возможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок. Используя технологию критического мышления можно добиться положительных результатов в развитии творческих способностей учащихся.
1 этап урока: Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, заинтересовать уча-щихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.


Рис. Пути развития творческого мышления
Итог урока во многом зависит от его начального этапа. Использование игровых моментов введения в урок способствует доброжелательным отношениям в классе между учащимися и между учителем и учениками. Разминку «Молекулы» в виде игры пантомимы использую при изучении строения вещества. Ребятам надо было представить структуры твердого, жидкого и газообразного вещества, показать движение молекул и другие характеристики строения вещества, при этом нельзя разговаривать. Физминутка «Внимание - вопрос», ребята движениям изображают определённое физическое явление. Ребята получают позитивный настрой, учитель имеет вожможность узнают ли учащиеся основные понятия предыдущего урока и степень их понимания.



Большое внимание уделяется проблеме мотивации. Для этого используются методические приёмы, которые максимально стимулируют развитие творческой активности. Потребность в самореализации удовлетворяется возможностью свободы выбора творческой деятельности через успешное обучение. На данном этапе можно формулируются проблемные вопросы? Почему скрипит снег под обувью? Зачем утепляют в квартирах окна на зиму? Откуда берётся радуга?

2 этап урока: На этапе актуализации знаний учитель организует: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию и её самостоятельное осуществление.
На данном этапе используются приёмы «Мозговой штурм»; игра «Да-нет»; «Корзина идей и понятий»
3 этап урока: На этапе изучения нового материала учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников. Примеры: На этапе обсуждения и решения проблем учащиеся в коммуникативной форме обдумывают план будущих учебных действий: ставят цель и выбирают способ достижения цели и определяют средства – алгоритмы. С целью повышения качества знаний обучающихся я при изложении учебного материала стараюсь развить познавательный интерес школьников к изучаемому, воздействуя на эмоциональную сферу их личности.
Сказки, рассказы, кроссворды.
Одним из видов заданий, развивающих творческие способности является написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок и рассказов происходит развитие творческого воображения, образного видения физических явлений. Получив задание, обучающиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления. (Примеры тем: «Путешествие электрона (протона) в электрическом (магнитном) поле», «Что увидит человек-невидимка?», «Что такое космос?», «Я – исследователь морских глубин», «Жизнь без силы трения», «Исчезла сила тяжести. Что дальше?» и т.д.).
Литературные фрагменты, пословицы.
Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитываю литературный фрагмент и предлагаю дать объяснение физических явлений, о которых идет речь в тексте. Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.
Часто на уроках зачитываю пословицы и поговорки, смысл которых ребята должны объяснить на основе полученных на уроках физики знаний. Пример: «Иногда и такое случается, что и камень потом обливается (конденсация)».
При изучении с 7-классниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Разбор в классе содержания этих строк позволяет обучающимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив, любимые с детства строки, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика».
В 10-м классе при изучении молекулярной физики использую загадки: «Вокруг носа вьется, а в руки не дается»; «Сивые кабаны все поле облегли» и пр. Сказка П. Ершова «Конек-горбунок» помогает 11-классникам создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу.
Уроки творческого развития, которые у школьников идут просто «на ура», провожу после изучения раздела. Ученики, ожидая их, осознают необходимость уверенных знаний по разделу, чтобы быть успешными в решении задач на таком уроке. Задачи и их количество выбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориентированные, изобретательские, экспериментальные и т.д., но не типичные, расчётные (часто нелюбимые учениками). Главное требование к задачам – быть привлекательными для обучающихся, творческими, позволяющими применить знания в новых условиях. На таком уроке дети работают на высоком эмоциональном подъёме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого ученика.
На 4 этапе решения учебных задачи используется индивидуальные формы работы. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую творческую познавательную деятельность. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.
Задачи.
Самую большую роль в развитии творческих способностей обучающихся на уроках физики я отвожу решению задач. При этом подбираются для каждой изу-чаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий про-стор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Уже начиная с 7 класса, привлекаю самих учеников к их составлению. Составляем книжки рисунков-задач как индивидуально, так и коллективно. Для развития творческих способностей предлагаются систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло?
Эксперименты.
Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих обучаю-щимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы в физической лаборатории, на которых обучающиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.
Кластеры.
Из разнообразных графических способов учеников больше привлекают кластеры. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с использованием других приёмов, например, составления плана, тезисов, конспекта или схемы. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Кластеры - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Они могут стать как ведущим приёмом на стадии формирования умений, рефлексии, так и стратегии урока в целом. То есть грозди – это графический приём систематизации материала. На стадии рефлексии, данный приём имеет большой потенциал: исправление неверных предложений в предварительных кластерах; заполнение их на основе новой информации; установление причинно-следственной связи между отдельными смысловыми блоками.
Построение кластеров воспринимается обучающимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. И самое главное – обучающиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.
На этапе контроля знаний и обратной связи выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, подбираем задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а другой стороны – подготовка к введению в урок. Использую на данном этапе приём «Вам письмо» Каждый ученик индивидуально получает качественную задачу, написанную на листочке и свёрнутую солдатским треугольником. Каждый ученик пишет ответ на своём «письме».
Кроссворды из 10-12 слов обучающимися составляются дома после прохождения темы. На уроке обучающиеся защищают свои кроссворды: я им задаю 50% вопросов из их кроссворда и по результатам защиты выставляю оценки.
На этапе рефлексии фиксируется новое содержание, изученное на уроке на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности. На данном этапе урока учащиеся также могут проявить свои индивидуальные творческие способности при составлении «сиквейна», «телеграммы».

2.3 Развитие творческих способностей через нестандартный урок

Нестандартные уроки способствуют развитию творческого потенциала школьников. Они, с одной стороны, позволяют вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого.
Объединяя элементы театрализованного представления, научной теории и применения знаний самих учащихся принесло ребятам большое удовольствие. Кроме того, через игру – театр учащиеся лучше усваивают и запоминают законы природы, лучше понимают физические явления.
Для обучающихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке Я использую различные формы нетрадиционных уроков.
Например, в 7 классе «Урок-сказка- «Урок обобщения по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»; Интеллектуально-развивающее соревнование учащихся 7 классов «Физика и спорт».
При подготовке нестандартного урока необходимо учитывать следующие требования: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор обучающихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для большей части обучающихся.

2.4 Внеклассная работа для развития творческих способностей

Развитию творческих способностей обучающихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках Недели математики, физики и информатики: физические вечера, викторины, различные игры: интеллектуальная игры «Что? Где? Когда», «Устами младенца», «Полёт на Марс», «Ходим в гости к малышам». В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.
Олимпиады.
Особое место во внеклассной работе по физике занимает подготовка к физической олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от ученика знания таких разделов физики, которые в школе не изучаются. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной учителем.

2.5 Творческие домашние задания

Проявить свои творческие способности можно при выполнении домашнего задания по изготовлению приборов, принципы действия которых были изучены на уроках. Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители. Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни обучающимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды». Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения ученика, его знания. Или такой домашний экспе-римент: «Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу». Пра-вильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.
Домашние экспериментальные работы я предлагаю обучающимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание обучающихся.
Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий.
– Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности обеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.
– Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?
– Возьмите электрическую лампу и новый подвесной патрон. Изучите их уст-ройство. Покажите и нарисуйте токопроводящую часть лампы. Разберите патрон и рассмотрите отдельные части и клеммы, к которым подается электрический ток. Покажите путь тока по патрону и лампе. Соберите патрон.
В ходе подготовки реферата или доклада обучающиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Стимулируя интерес к познанию, владение ИТ открывает неограниченные возможности как перед учеником, так и перед учителем, способствует достижению их сотрудничества и сотворчества.

Заключение

Мы изложили некоторые принципы, в соответствии с которыми строится работа учителя. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, посто-янно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что творческие способности – одна из составляющих частей в модели успешного школьника. А знания для такого школьника – не просто информационный багаж, а внутренний фактор самоактивности, собственного саморазвития, вершина пирамиды, на которой стоит личность.

Список используемой литературы:

1. Орехов В.П., А.В. Усова. Методика преподавания физики в 7-10 класса средней школы. М. Просвещение, 1990
2. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе: книга для учителя. М. Просвещение. 1993
3. Малафеев Р.И. Проблемное обучение и историзм в преподавании физики. Проблема развития творческого мышления студентов и учащихся в процессе обучения физики. Курган. 1998
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Про-свещение. 1972
5. «Обучение физики и астрономии в контексте современных педагогических технологий » - материалы ХХІІ
6. Материалы сайтов Интернета
Категория: Физика | Добавил: olga_korkina62
Просмотров: 565 | Загрузок: 84 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru