Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Художественная литература » На русском языке

Библиотечный урок по циклу рассказов Н. Самалдыковой «Обычная жизнь»
[ Скачать с сервера (26.6 Kb) · Скачать удаленно (5.37 Мб) ] 2012-02-06, 3:14 PM
Библиотечный урок по циклу рассказов Н. Самалдыковой «Обычная жизнь»
Цели:
1. Ознакомление с новыми публикациями литературно-художественного журнала «Простор», с новыми именами в современной литературе.
2. Развитие позитивного мышления, умения принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях
3. Формирование интереса к современной литературе.
Задачи:
1. Дать понятие о художественных особенностях постмодернистского произведения
2. Освоить основные приемы работы с текстом.
3. Уметь самостоятельно рассуждать и делать выводы
1.Вступление.
Среди публикаций литературно-художественного журнала «Простор» за 2010 год цикл рассказов Н. Самалдыковой «Обычная жизнь» занимает особое место. Традиционно журнал уделяет большое внимание теме исторической памяти и сохранения духовного наследия. Внутренний взор авторов направлен в прошлое – осмысление уроков сталинских репрессий и Калымы (Ю. Манаков «Не замутить колодца непогоде»); в журнале отражаются мужество и героизм казахстанцев годы Вов на фронте и в тылу, публикуются воспоминания современников, и происходит новое осмысление фактов истории; поднимается тема депортация корейцев и других народов в Казахстан, тема распада Советского Союза, распада семьи…
Цикл рассказов Н. Самалдыковой «Обычная жизнь» отражает сегодняшний день, его отличает светлое лирическое настроение. В центре внимания автора – обычные, ничем не примечательные герои, живущие повседневной обыденной жизнью, в которой бывают огорчения и радости. Да ведь из этих мало примечательных дней и складывается жизнь человека. Однако ее герои не решают философских проблем... Автор показывает нам лишь один эпизод из жизни человека, будто выхваченный из череды будней наугад, и мы, читатели, понимаем, что подобных эпизодов было и будет множество: таким образом, в произведении отражается сложность, хаотичность, децентрированность современного мира и сознания.
Цикл состоит из 8 рассказов, не связанных общей фабулой и не имеющих общих героев. Рассказы связаны сюжетно авторской идеей.
А сформулировать авторскую идею мы сможем вместе, прочитав это произведение.

2. Вопросно-ответная беседа по циклу рассказов Н. Самалдыковой «Обычная жизнь»
«Дед Мороз»
1. Как зовут главного героя рассказа?(Максим Петрович)
2. Чем расстроен герой, какое событие должно произойти в его жизни? (Развод)
3. В какое время происходят описываемые события? (Накануне Нового года)
4. Каким настроением проникнуто повествование? (ожидание чуда)
5. Можно ли сказать, что чудо произошло? (Да, примирение с женой)
«Небесные аргамаки»
1. Где и кем работает героиня рассказа? (На конеферме)
2. Нравится ли ей работа?
3. Как вы думаете, почему так назван рассказ?
«Дежурство»
1. Кем работает герой рассказа? (Охранником)
2. Нравится ли ему работа? (Нет)
3. Чем он занимается во время дежурства? Что примирило его с действительностью? (Мысли о жене, о том, что она его любит и заботится )
«Коль-Сай»
1. Какой эпизод из жизни туристов описывается в этом рассказе? (Подъем верхом на лошадях на гору Коль-Сай)
2. Почему Таня отпустила повод? (испугалась. Она дала коню волю выбирать дорогу)
3. Как вы думаете, почему рассказ не заканчивается на этом месте, а далее следует описание озера, ночевки и обратного спуска (Возможно, желание скорей вернуться домой было общим для человека и животного.)
«Табор»
1. Зачем и кем были выставлены оконные рамы в пассажирском вагоне? («Потому что жарко, сестра»)
2. Какой способ материальной компенсации и примирения с действительностью нашла проводница Зина? (Продавала в втридорога мыло, сахар, чай, сигареты)
3. Почему на одной из станций Зина чуть не отстала от поезда? Кто ей помог на ходу забраться в вагон? (В огороде она увидела табличку «Москва - Новосибирск» и решила присвоить, пока цыгане рвали огурцы, потому чуть не опоздала. Забраться в вагон ей помогли цыгане)
4. Что Зина украла у цыган? (сняла ошейник с собаки барона)
5. Из-за чего цыгане не доехали до места назначения? (Из-за собаки барона, она плохо переносила дорогу)
6. Как вы думаете, в чем смысл рассказа? (От меня - «Ничего святого, ничего не жаль», безыдейность, желание урвать, жизнь одним днем- сближает по жизненным установкам цыган и проводницу, и, что самое интересное, они находят взаимопонимание и что-то вроде сочувствия друг у друга. Вопрос: какова идейная нагрузка этого рассказа в композиции цикла?)
«Ривера»
1. О каком герое мечтала девушка, когда выходила замуж? ( О романтике-революционере, борющемся за счастье народа)
2. Почему она разводится с мужем? (Он оказался обычным человеком, пошлым обывателем – от меня - с ним компромисс или примирение для героини невозможно, как с предателем идей справедливости)
«Амирова»
1. От чего у героини рассказа с утра поднималось настроение? («От осенней красоты»)
2. Как удавалось ей сохранить настроение весь день? («Нужно было внимать себе и не смотреть по сторонам», чтобы не стать старой и некрасивой)
3. Назовите, какими делами занималась она в течение дня. (Работа, дом)
4. Что заставило Марата вдруг изменить решение: он решил не эмигрировать, остаться? (Как чудесное видение, он увидел прекрасную женщину на коне в лучах заходящего солнца. «И это примирило его с городом..»)
«Зарисовка»
1. Опишите, какие картины природы сменяют одна другую. Как вы думаете, зачем автору понадобилось в одном рассказе представить несколько сменяющихся картин ? (Отражается движение, закономерное во всем мире, в природе)
2. Зачем человеку нужна природа? (Человек в развитии цивилизации оторвался от природы)


3. Аналитическое чтение
Герой рассказа «Дед Мороз» Максим Петрович, учитель музыки, разводится с женой после многих лет совместной жизни. Вернее, разводится с ним жена, она написала заявление и подала в суд. Можно ли все это остановить?!. Дети взрослые, внуки… Стыдно! Спасти семью, казалось, может только чудо, и Максим Петрович просит исполнить заветное желание Деда Мороза. И чудо свершилось! «Срок на примирение будем, что ли, брать?» - был первый вопрос жены, когда он вечером вернулся домой, а с кухни вкусно пахло жареными пирожками…
Цикл рассказов «Обычная жизнь», созданный в традициях постмодернистского направления, воспринимается как единое художественное целое.
Вспоминаем прием «цитирования» в постмодернизме: «обычный», синоним «обыкновенный»
Какое название (цитата) со словом «обыкновенный» знакомо всем?
Конечно, «обыкновенное чудо»! Может, это ключ к пониманию следующих текстов ?
Проверим нашу догадку.
(Справка: в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность).
Героиня рассказа «Небесные аргамаки» не просто верит в чудеса, она живет в мыслях в придуманной сказке о волшебных конях. А в реальности она работает на конеферме, ухаживает за лошадьми. И очень любит свою работу. Может, это счастье – каждый день поутру, еще затемно, садиться в автобус, ехать за город, и возвращаться, когда включаются электрические огни. И своим трудом, упорством, настойчивостью и добротой , своими руками создавать сказку…
Герой рассказа «Дежурство», напротив, не любит свою работу. Он работает охранником, а на улице непогода, и ветка постоянно стучит в окно, пугает и не дает спать. Произойдет ли маленькое «обыкновенное чудо» на этот раз? Да, героя примиряют его работой теплые мысли, благодарность жене за заботу – она завернула ему с собой бутерброды. Да, такая малость – а настроение поднялось, и уже совсем не одиноко и не страшно…
Совершенно неожиданным кажется следующий рассказ - «Табор» : ситуация (цыганский табор загрузился и едет в единственном пассажирском вагоне почтово-товарного поезда) комическая, и действия персонажей комичны, начиная с выставленных оконных рам и набега на огороды, в котором участвует и сама проводница, желая заполучить кем-то позаимствованную ранее табличку «Москва - Новосибирск» … Однако законы кочевой жизни табора жестоки: никто даже не подумал сорвать стоп-кран , чтобы остановить поезд и помочь отставшим забраться в вагон. Зато из-за того, что собака цыганского барона плохо переносила дорогу, весь табор выгрузился на маленькой станции, не доехав до места назначения…
И все же понимаешь: это тоже только эпизод из чужой жизни, будто случайно высвеченной фонариком из темноты - без начала и продолжения, как и поезд, пронесшийся мимо.
Вопрос : присутствует ли в этом эпизоде чудо? Если нет, то почему (противопоставление город (цивилизация) – природа?; Бездуховность, беспринципность – одухотворенность, вера а чудеса?)
Следующий рассказ - «Ривера» написан от первого лица, и иначе его можно было бы назвать «История разочарования» или «История развода». Героиня рассказа верила в высокие идеалы революции в Никарагуа (сочинила свою сказку с чудесами) и вышла замуж за сандиниста (участника революции), который, после поражения его партии на выборах, приехал учиться в Советский Союз и стал в ее глазах обычным обывателем.
Почему же героиня так яростно отвергает возможность примирения, компромисса (Но армия Сандино вдруг стала поигравшей партией. Буденовский отряд – быдловской сотней. «Эх, яблочко» - собачьим сердцем…)? Для нее «обычная жизнь» мужа означает предательство идей революции.(Чудо не совершилось) Что это – юношеский максимализм? Или, может, просто не было любви, не было понимания?
Композиция рассказа «Амирова » состоит из трех частей, причем каждая из них представляет собой мини- зарисовку. Вероятно, этот рассказ является своеобразным идейным центром композиции цикла, эмоциональным стержнем.
Красота природы и красота человека
Особенности пейзажа: Чистота красок, открытое пространство: дорога, озеро, высокое небо, много воздуха
Особенности детали: яблоко плюхнулось (Бултыхнулось, шлепнулось?) в воду – СО-бытие. Природа живет своей жизнью, опадает по осени листва, светит солнце. И человек-то тоже часть природы, оттого его и тянет прочь из душного города… «Внизу лежал Алматы. Четкая линия смога отделяла его от голубого ясного неба…»

Первая посвящена описанию обычного дня героини: утро, день, вечер. Целый день – работа берейтора с лошадьми до усталости, до потери ощущений цвета осени; вечером дома жарила, варила, стирала, мыла. Утром снова на работу…
Вторая часть повествует о встрече Амировой с туристами в горах, вернее, она предстала пред одним из них как чудесное видение: красивая женщина с распущенными волосами верхом на коне в лучах заходящего солнца.
Третья часть: Марат решает не эмигрировать, остаться.
Но присутствует ли в этом повествовании ключевой образ -ощущение - чудо? В чем оно заключается?
«Он примирится со своим городом, сего копотью, пробками, с уколами самолюбия… он полюбит эти родные казахские, русские и другие лица, пусть на них и написано все что угодно, кроме любви…»
Значит, ощущение происходящего чуда субъективно и свойственно человеку творящему, созидающему, способному прощать и любить.
Значит, чудеса творят сами люди, воплощая идеи и замыслы в конкретные дела.

В общей композиции «Зарисовка» играет роль рефлексии, подведения итогов, образ осени дополняет картину.
Слова из «Экклезиаста» «Время бросать камни и время собирать камни… » соотносятся с цитатами из рассказа: «…за чередой непохожих друг на друга дней… в естественном непостоянстве биосферы, в движущемся воздухе среды обитания приходит понятие ценности даже вещей незначительных… Слой за слоем спадает рафинированность, искусственность, «ненастоящность» члена общества потребления. Человек гладит лошадь по теплой шее и перестает играть в жизнь… и что прежде, чем иметь, ему хочется быть…»

Согласно теории «мир как текст» восприятие мира субъективно и индивидуально, поэтому «предоставление слова» героям логически оправдано. Однако мир существует объективно, и человек является частью этого мира. И, по мнению автора, путь к себе лежит через примирение человека с природой.
Найдите в рассказе «Зарисовка» слова, подтверждающие/ опровергающие это утверждение
(Ответ: «Природа не боится быть сентиментальной» - заключительные слова цикла рассказов «Обычная жизнь»)
4.Закрепление
Просмотр слайдов презентации. Какие слайды могли бы иллюстрировать следующие рассказы? ( До показа презентации названия слайдов удалить)
5. Обобщение
Вопросы:1.Согласны ли вы, что цикл рассказов составляет единое целое?
2.Чем они между собой связаны?
3.Обратите внимание на организацию пространства в цикле рассказов. Соотнесите изображение пейзажа в первом рассказе «Дед Мороз» и последнего в рассказе «Зарисовка»(открытое пространство, горы – закрытое, город , в рассказе «Дед Мороз» и обратно: город, вечная и постоянно изменяющаяся природа, горы, устремленные ввысь…)
4. Какое настроение остается у вас по прочтении рассказов?
5.Попробуйте самостоятельно сформулировать идею произведения.
6. Рефлексия.
Что понравилось, что запомнилось на уроке
Категория: На русском языке | Добавил: Semen12 | Теги: Библиотечный урок, самалдыкова
Просмотров: 964 | Загрузок: 528 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 7:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

На русском языке [33]
На английском языке [3]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru