Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы «Развитие критического мышления» в планировании
2014-06-29, 11:21 PM
Отчет А
Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы «Развитие критического мышления» в планировании серии последовательных уроков

Обучаясь по Программе курсов для слушателей третьего базового уровня на этапе «Лицом к лицу» я узнала, каким должен быть современный урок. Рассмотрев модуль «Обучение критическому мышлению», я решила опробовать идеи модуль в серии своих четырех последовательных уроков. Для этого мне как учителю самому необходимо обладать критическим мышлением и быть открытой для новых идей. Основным двигателем преобразований стали мои убеждения в том, что мне нужно отходить от традиционного обучения и совершенствовать свои методы преподавания.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Критическое мышление учит упорству, умению самостоятельно учиться, работать в диалоге партнерства. (Халперн Д. 2000)
Структуру моих уроков я поделила на три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Взяв это за основу, я строила свои уроки так, чтобы в них были охвачены все идеи модуля.
Рассмотрю каждую стадию по отдельности. На стадии вызова я стимулировала учащихся к осознанию того, что они уже знают по изучаемой теме. На первом уроке в качестве проверки домашнего задания, я приготовила электронный тест. Ребята выполняли его на ноутбуках. Задания содержали вопросы разного порядка. Первые четыре вопроса были так называемые «тонкие», которые помогли мне оценить степень усвоения материала предыдущего урока, а вот над пятым вопросом стоило поразмыслить. Применяя свои знания, учащиеся переводили единицы измерения физических величин, использовали формулу для вычисления давления и производили вычисления. С пятым заданием не справились шесть учащихся из тринадцати. Ещё один из медленных выбрал верный ответ на пятый вопрос теста, но я поняла, что это чисто случайно, так как никаких рассуждений, записей и расчётов я у него не увидела и, конечно же, никаких пояснений он дать не смог. Я поняла, что на выполнение тестового задания надо было отвести не пять минут времени, а минут восемь.
Стадия вызова - это тот этап урока, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. И на этой стадии учащимся было предлагала задания, для самостоятельной поставки цели урока. Выполняя физический эксперимент по инструкции, учащиеся выяснили, что на тела, погруженные в жидкость, действует некая сила, которая выталкивает их из воды. Размышляя над тем, как можно назвать эту силу, ребята предположили, что название её -«выталкивающая сила», так как она толкает тела из воды. Также они самостоятельно пришли к выводу, что эта сила направлена вверх. Посредством дальнейшего обсуждения и моей помощи учащиеся узнали, что данная сила называется ещё и силой Архимеда. Некоторые учащиеся уже смогли назвать тему и цели урока, но это удалось лишь более сильным ученикам. Умение сделать вывод из проведённых исследований, помогает учащимся в процессе приобретения знаний, стимулирует к доказательствам на основе собственного опыта. Происходит мотивирование в учениках любознательности и развития навыков критического мышления .
Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.( Руководство для учителя,стр 145). На одном из уроков во время фронтального опроса по теме домашнего задания, учащимся были предложены вопросы разного уровня сложности. Более сильные учащиеся, отвечая на вопросы, давали развёрнутые и аргументированные ответы, слабые учащиеся отвечали на вопросы односложно. При затруднении, я давала время ребятам подумать и ответить, если же не получалось, то им помогали более подготовленные учащиеся. Мыслительная деятельность у всех учащихся различная. Современные исследования подтверждают, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию (Wolf and Alexander, 2008)
Для проверки знаний и определения зоны актуального развития я ставила вопросы низкого порядка требующие вспомнить определенную информацию. А чтобы ученики начали мыслить, я подбирала вопросы, требующие обобщенного подхода к изучаемой теме тем самым, определяя подмостки в ЗБР каждого ученика.
Знание материала уроков проверяла вопросами, которые могут формировать критическое мышление. Для ответа ученику нужно было вспомнить пройденный материал урока, обозначить свою зону ближайшего развития. Когда я понимала, что ученик не усвоил содержания урока, я с помощью наводящих вопросов помогала ему найти верный ответ.
С помощью таксономии Блума (шести уровней мышления) я составляла вопросы, и задавала их и слабым и сильным, проверяя знания учеников и в тоже время стимулируя их мышление. Это давало общую мозговую активность в классе и, каждый ученик чувствовал, что внес существенный вклад в общее обсуждение при решении поставленной образовательной проблемы.
Меня удивило, что ученики со средними способностями более быстро ориентируются в информации и умеют более свободно выражать свои мысли, чем сильные ученики. Сильные ученики боялись ответить неправильно.
Для развития критического мышления, очень действенным методом считается решение качественных, экспериментальных и вычислительных задач. Работа в группах позволяла ребятам справиться с этим заданием. Ребятам легче было определить пути решения совместно, в процессе беседы с товарищами. Я заметила, что сильные ученики выполняли роль лидера, управляли деятельностью группы, поддерживали слабых учащихся, помогали им в принятии верных решений. Для слабых учащихся легче было понять смысл задачи, определить главное, составить условие. В этом случае происходил обмен опытом, оказывалась поддержка, создание зоны ближайшего развития самими учениками в группе.
Немаловажно для развития критического мышления в учебном процессе создание коллаборативной среды в классе, в которой ученики чувствовали бы себя раскрепощено и комфортно. Такая атмосфера включает всех учеников и сильных, и менее способных в работу, которые ранее боялись задавать вопросы и отвечать на них, теперь же обретают уверенность в себе. Для всех учеников чтобы ответить на вопрос высокого уровня надо иногда немного рискнуть. В данном случае, каким бы не был ответ я должна поддержать ученика и научить детей уважать мнение друг друга. В процессе фронтального опроса, моя реакция на ответы учеников должна быть такой, чтобы ученик, даже если ответил неверно, не чувствовал себя неудобно и некомфортно. Получив неверный ответ, я говорила ученику: «Твой ответ интересный, я поняла, что ты хотел сказать, а теперь посмотрим, будут ли у ребят к тебе вопросы». При этом, характер отношений между мной и учеником, не блокировал свободную мысль ученика. У него появлялась возможность са¬мостоятельно открывать новое, опираясь на поддержку других.
На практике во время работы в группах я обнаружила, что некоторые дети не могут вести диалог. Важно было научить их правилам этического поведения во время общения между собой. Во время диалога у учеников я пыталась формировать правильные человеческие взаимоотношения, которые пригодятся им во взрослой жизни, это взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Наблюдая за одним из учеников класса, я сравнивала его деятельность в составе различных групп. Ученик имеет среднюю мотивацию, но довольно большой потенциал. Этот ученик работал только в группе, где он был выбран лидером, все другие роли ему были неинтересны. Я считаю, что самооценка этого учащегося завышена и это мешает ему в работе, хотя его способности к учёбе хорошие. Мне необходимо было учесть особые потребности данного учащегося и помочь ему чувствовать себя комфортно на уроке в любой среде. На одном из уроков, я привлекла этого ученика к деятельности в парах, где его партнёром был слабый ученик. В этом случае, он был не только лидером, но ещё попробовал себя в роли учителя. В этом ученике и дальше нужно развивать лидерские качества, это послужит хорошим началом в развитии его как личности, и он сможет реализовать свой потенциал.
Планируя второй урок, я решила, что работа на этом уроке будет проходить в парах. Это способствует ведению беседы по теме выполняемого задания, что приводит к развитию критического мышления, развитию кругозора учащихся, пополнению словарного запаса специальными терминами по предмету. Я предложила ребятам правила работы в парах и они с удовольствием приняли их.
Обычно, на моих уроках ученики уже сидят за партами так, что в парах со слабым учеником сидит ученик с более высокой мотивацией. Таким образом, сильный ученик, играя роль наставника и объясняя материал своему «напарнику», с одной стороны помогает ему, а, с другой стороны, еще раз повторяет тему. Говорят, человек лучше всего понимает что-либо, если сам объяснит это другому.
Выполнение лабораторных работ, позволяет ребятам общаться, вести диалог в процессе работы, достигать определённых результатов. Примером может служить выполнение лабораторной работы по теме «Проверка закона Архимеда». Хоть и в нашей лаборатории достаточно оборудования для выполнения натурных экспериментов, в этот раз я решила провести виртуальную лабораторную работу на ноутбуках. Интегрирование двух модулей программы «Использование ИКТ» и «Развитие критического мышления» способствует развитию интереса к предмету и расширению кругозора учащихся.
Программа «Виртуальная лаборатория по физике» предоставляет выполнять учащимся лабораторную работу, следуя инструкции, что создаёт зону ближайшего развития для ученика.
Для начала необходимо было повторить теорию. Ребята в парах повторяли материал предыдущего урока по цветным вкладкам и представленным формулам. Повторив материал, учащиеся задали по два вопроса друг другу. Вопросы в основном были низкого порядка и не требовали аргументированного ответа: «Что такое сила Архимеда?», «По какой формуле вычисляется выталкивающая сила?», «Чему равна сила Архимеда?» «Что такое вес тела?» Работа прошла слаженно и не потребовала большой затраты времени. Учащиеся были готовы к следующему этапу лабораторной работы.
Второй этап работы – это «Предложи способ выполнения лабораторной работы». Ребята вместе обсуждали способ проведения лабораторной работы, используя представленное оборудование. Беседа носила исследовательский характер. Здесь важен был процесс поиска. Задание требовало размышления и обсуждения, что способствовало развитию критического мышления, умение аргументировать свои ответы. В процессе беседы учащиеся активизировали свою познавательную деятельность, развивали свой вокабуляр.
Третий этап – это «Выполнение лабораторной работы». Ребята по очереди выполняли виртуальные эксперименты, делали записи в таблице, выполняли определённые расчёты, проверяли друг друга, делали соответствующие выводы. Это задание помогло учащимся закрепить свои знания по теме, а также развить способности и умение работать на компьютере.
Четвёртый этап предоставлял возможность каждому из пары ответить на один вопрос по теме лабораторной работы. Вся работа отображалась самой программой в виде готового отчёта. Просмотрев отчёты, ребята смогли увидеть свои ошибки, оценить работу друг друга. Данный вид выполнения лабораторной работы очень понравился ребятам. Заметив в начале, что программа представляет большой спектр выполнения подобных лабораторных работ, ребята просили и в дальнейшем снова использовать данный вид деятельности на уроках.
Процесс критического мышления включает: сбор релевантной информации, оценку и критический анализ доказательств, обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта.
На стадии изучения нового материала на первом уроке я предложила учащимся пронаблюдать проведение эксперимента с ведёрком Архимеда. Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, чему же равна выталкивающая сила и от каких параметров зависит её величина. Ребята, после обсуждения в группе, предположили, что объём воды, вылившейся из сосуда, равен объёму погруженного тела. Я заметила, что даже учащиеся с слабыми способностями, старались высказать своё мнение, внесли свою лепту в работу группы.
Для выяснения от чего зависит величина выталкивающей силы, учащимся было предложено провести эксперименты в группах. Это позволило им провести сравнение, обсудить с товарищами результаты экспериментов и доказать свою точку зрения. В одной из групп ребята немного запутались с ответом и, отвечая на вопрос «От каких физических величин зависит выталкивающая сила?» ответили, что это плотность тела. Ребята из других групп заметили ошибку и помогли исправить её. Причём один из сильных учеников предложил доказательство этого и провёл эксперимент с телами одинакового объёма, но с разной плотностью.
Метакогнитивные способности учащихся позволили им проводить рефлексивный контроль своей познавательной деятельности на уроке. На всех уроках ребятам были предложены различные способы рефлексии. Одним из примеров – «Лестница успеха». Учащимся было предложено изобразить себя на ступеньке обучения, на каком уровне он ощущает себя на определённом этапе урока. Меня порадовало, что ни один учащийся не изобразил себя на ступеньке «Я ничего не знаю, не умею» Многие учащиеся рисовали себя на ступеньке «Я хотел бы узнать много нового», пятеро учащихся изобразили себя на наивысшей ступеньке «Я всё знаю и всё умею – успех». Увидев результаты данного вида рефлексии, я поняла, что уроки такого типа очень нравятся учащимся.
Заполнение таблицы ЗХУ, «Продолжи предложение», «Выбери необходимое» - всё это методы, которые тоже были использованы на стадии рефлексии. Умение учащихся анализировать свою деятельность способствует саморегуляции, прогнозированию результатов и степени понимания изучаемого материала.
В своей работе я и в дальнейшем планирую использовать различные формы организации деятельности ученика для развития критического мышления, для активизации познавательной деятельности, для развития умений и навыков ребенка. К тому же это создаёт атмосферу сотрудничества, сближает всех участников учебного процесса, способствует благоприятному климату в классе.
Критическое мышление - это процесс, который находится в постоянном развитии. Человек, который мыслит критически, всегда найдёт выход в нестандартной жизненной ситуации.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: natusik3146
Просмотров: 1272 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8373]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [94]
Наши презентации [437]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru