Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Активизация познавательной активности на уроках биологии
2015-03-02, 12:02 PM
Республика Казахстан
Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Казанская средняя школа
Учитель биологии
Бельгибаева Майраш Байжановна

«…Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью»
/К.Д. Ушинский/

Учитель ХХI века - это не только учитель, имеющий хорошую фундаментальную подготовку по предмету, владеющий общей педагогической и психологической культурой, но и учитель, способный работать в инновационном режиме, побуждающий учеников к самостоятельности в поиске новой информации, развивающий их мышление, творческую активность, информационную культуру.
Формирование интереса к изучению биологии в школе связано с нестандартностью подхода к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса, ведущего к активизации мыслительной деятельности учащихся. Хотя я работаю в школе только 2 года, но методическую тему выбрала осознанно, работаю над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы проведения уроков биологии, а также над внедрением информационных компьютерных технологий, проектного метода для повышения качества образования учащихся на уроках биологии.
Актуальность данной проблемы неоспорима: на данном этапе развития перед образовательным учреждением стоит проблема повышения качества образования, воспитание неординарной личности, адаптированной к современной жизни, подготовка учащихся к профильному обучению на пороге модернизации общеобразовательной школы.
Идя на урок биологии, я ставлю перед собой цель – при разработке нетрадиционных уроков, внедрять не только информационные компьютерные технологии, но и применять на всех этапах урока разнообразные методы, и приёмы, тем самым повышая качество обучения и развития личности.
Для достижения цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. прежде всего, чтобы свои собственные знания в методике преподавания биологии не ограничивались только рамками узкой специальности, а выходили за ее пределы, а значит, и меня побуждали к активной познавательной деятельности, я постоянно занимаюсь самообразованием, так как воспитать личность может только сама личность;
2. изучение и внедрение в практику форм и методов активизации познавательной деятельности на уроках биологии;
3. разработка уроков нетрадиционной формы.
Для достижения вышеизложенных целей и задач я в своей работе применяю следующие принципы: проблемности, научности, доступности, систематичности, наглядности, сознательности и активности. Все они в моей работе взаимосвязаны, их совместное применение позволяет достигать хороших результатов.
Методы обучения я выбираю, исходя из целей урока, содержания учебного материала и уровня подготовки учеников. Отдаю предпочтение проблемно-поисковому и исследовательскому методам, с помощью которых, на мой взгляд, наилучшим образом реализуются главные для меня принципы обучения – системности, проблемности, а также сознательности и активности (деятельностный подход).
• Проблемно-поисковый метод
Проблемно-поисковый метод, предполагающий проблемное изложение учебного материала, учебные дискуссии, а также элементы проблемности в самостоятельных и практических работах, обеспечивает самостоятельную деятельность учащихся, за счет чего повышается их познавательная активность. При этом не только происходит развитие у детей ключевых компетенций, но и достигается большая прочность знаний, поскольку они добываются частично или полностью самостоятельно.
Например, если задать ученикам вопрос: «Откуда растения берут энергию для жизнедеятельности?», ответом, несомненно, станет дружное: «Из света, от Солнца», и это будет в какой-то мере правильно. Тем неожиданнее для детей будет следующий вопрос «А откуда они берут энергию ночью?» В данном случае сходу ответить шестиклассники не могут, потому что требуется разделить два различных процесса – получение энергии для пластического обмена (фотосинтеза) и получение энергии для жизнедеятельности (путем кислородного дыхания). Дети обычно высказывают несколько различных гипотез (например, «запасают энергию днем», «ночью им не нужна энергия»). Поскольку данная тема (обмен веществ) является одной из ключевых в школьном курсе биологии, я считаю очень важным подробно разобрать каждую из этих гипотез. Наилучший вариант – устроить дискуссию между теми учениками, которые эти гипотезы предложили; можно предложить им набрать себе группы поддержки из других учеников класса.
• Принцип наглядности
Принцип наглядности основывается на том научном факте, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. На своих уроках я применяю виды наглядности для всех типов восприятия:
 зрительное восприятие (рисунки учебника, бумажные таблицы, схемы, диаграммы, показ рисунков, различного рода презентаций)
 слуховое восприятие (воспроизведение с помощью колонок, подключенных к компьютеру различных звуков, например, голосов животных, птиц).
 моторное и тактильное восприятие (коллекции, гербарии, натуральные объекты, муляжи, лабораторное оборудование)
 эмоциональное восприятие (рассказ об ученом, совершившем открытие, об обстоятельствах этого открытия, представление учебного материала в форме «истории из жизни» или «сказки»)
Конечно, невозможно на каждом уроке использовать все эти виды наглядности, но хотя бы один должен быть использован обязательно. Например, при изучении темы «фотосинтез» я обращаюсь к рисункам учебника, показываю рисунки и динамические схемы с помощью компьютера (зрительное восприятие), а также сравниваю хлорофилл с человеком, живущим по принципу «что имеем – не храним, потерявши – плачем» (эмоциональное восприятие).
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы создать для каждого ученика подходящий именно для него уровень трудности – это достигается разным уровнем подачи материала, заданиями разного уровня для практических, самостоятельных и контрольных работ, а также разным уровнем помощи учителя при их выполнении. Например, при выполнении различных самостоятельных работ я даю ученикам возможность выбрать для себя задания подходящего для них уровня сложности - «достаточно для тройки», «достаточно для четверки», «на пятерку». При выставлении оценок я, естественно, учитываю уровень подготовки ученика и его потенциальные возможности.
• Обучение учащихся умению наблюдать и проводить опыты происходит при подготовке докладов для научно-практических конференций, а также при выполнении ими практических работ.
 Например, при проведении практической работы «Строение растительной клетки» (кожица лука) дополнительным заданием является зарисовка строения клеток эпидермиса какого-нибудь другого растения, кроме лука. Лист растения должен принести сам ученик; затем он сам должен рассмотреть и зарисовать «нестандартные» по форме клетки. Таким образом, у него формируется умение самостоятельного наблюдения и идёт развитие интереса к биологии и привлечение других учащихся к подобного рода исследованиям.
• Формирование умений работать с учебником происходит в процессе составления планов, схем, заполнения таблиц, устных и письменных ответов на вопросы. Некоторые ученики вместо ответа на вопрос склонны переписать абзац из учебника, не вникая в его смысл, поэтому я стараюсь составлять такие вопросы, ответы на которые отсутствовали бы в учебнике в явном виде.
Например, при изучении строения насекомых ученики могут получить такую самостоятельную работу:
На оценку «3»: какие новые органы появились у насекомых по сравнению с а) ракообразными; б) паукообразными
На оценку «4»: в чем сходство и различие дыхательной, пищеварительной, кровеносной, нервной систем и органов чувств насекомых и паукообразных?
На оценку «5»: какие приспособления имеются у насекомых а) к полету; б) к сухопутному образу жизни
• Формирование умений работать со справочной литературой и другими источниками информации происходит в основном во внеурочной работе при подготовке к олимпиадам и при написании экологических исследовательских работ, а в урочной – при написании учениками докладов и сообщений.
Помимо умения работы с литературой, написание сообщений развивает у учащегося информационные компетенции (отбор материала и распределение его по главам, грамотное оформление) и коммуникационные компетенции (общение с библиотекарем, с другими учащимися и учителем по поводу найденного материала, выступление, ответы на вопросы по заданной теме).
За неимением богатого фонда сельской и школьной библиотек я позволяю пользоваться услугами сети Интернет, но материал должен быть не просто скачан, а переработан и дополнен. Требования к оформлению сообщений я предъявляю такие, как в ВУЗах, тем самым я готовлю будущих выпускников к дальнейшему обучению.
Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий? На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использования новых образовательных технологий в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно. Установлено, что при использовании электронных средств обучения запоминаемость материала увеличивается на 25-60%, а объём усваиваемой информации – примерно на 50%.
Биология - учебный предмет, в процессе изучения которого можно широко использовать ИКТ. Это позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы.
В своей практике я очень часто использую мультимедийные презентации. Их демонстрация целесообразна на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.
Биология - предмет очень интересный, она увлекает учащихся. Но особенно повышенный интерес и высокая результативность в усвоении материала проявляется при внедрении новых педагогических технологий на нестандартных формах уроков.
В своей практике я использую следующие нетрадиционные формы проведения уроков: лекции, уроки-путешествия, уроки -исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, ролевые и деловые игры, семинары, диспуты, игровые: КВН, Что? Где? Когда?, "Поле чудес," соревнования, зачетные викторины и т. д.
Каждая форма имеет свою привлекательность, положительную сторону. В применении этих форм у меня сложилась определенная система.
На уроках изучения нового материала наиболее эффективной считаю форму лекционно-семинарских занятий, научно-практических конференций (особенно в старших классах), уроки-инсценировки (в 5-8 кл)
-Обобщающие уроки стараюсь проводить в виде игр, КВН, «Кто хочет стать биологом?»
-Отработка понимания отдельных терминов - уроки-аукционы, викторины, кроссворды.
Дети любят уроки в нестандартной интересной форме: путешествия, турниры и другие. Особый интерес вызывают уроки, проводимые по аналогии различных телевизионных передач.
На таких уроках дается самооценка своей работе учеником, или его деятельность оценивают другие ребята класса, товарищи по команде, может это делать жюри, но в любом случае, оценку работе друг друга дают сами дети.
На каждом уроке эти формы применить невозможно, да и ни к чему, стараюсь применять их с частотой 1 -2 урока при изучении каждой большой темы. Вообще, на моих уроках большое распространение имеют формы парной и групповой работы.
Я считаю, что нетрадиционные уроки вовлекают учащихся и в проектную исследовательскую деятельность.
Остановлюсь на отдельных методах, способах и формах, стимулирующих познавательную активность и дающих определенный результат, которые я использую в своей работе.
1. Создание ситуаций успеха, когда лишь одна фраза "Я и не думала, что ты такой настойчивый и сможешь справиться с такой задачей» психологически так трогает ребенка, что он готов на перемене, в школе, и дома сидеть за выполнением домашнего задания.
2. Эмоциональное стимулирование учащихся проводится мною путем создания эмоционально-творческих ситуаций в процессе урочной и внеурочной деятельности. Я стараюсь всячески пропагандировать их достижения. На общешкольных линейках довожу до максимального количества учащихся школы информацию о победителях и призёрах олимпиад.
3. "Понимание нового". Желание попробовать самому - это есть первый шаг на пути к творчеству: нарисовать рисунок, составить кроссворд, предложить свой вариант решения проблемы.
4. «Парадоксальные факты»:
• Известный врач А. Везалий поводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
5 «Создание проблемной ситуации»
• Оводы ничего не едят, они лишены даже ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами с/х животных?
6 «Анализ жизненных ситуаций»
• Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как можно это объяснить?
7. «Черный ящик» (прием скрытости изучаемого объекта)
• Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно этим органом человек любит ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся ввиду, что находится в черном ящике? (модель сердца).
8. «Использование загадок, пословиц, поговорок, сказок для введения в новую тему, стихов о биологических понятиях»
• Мы похожи на замочек,
Для листа важны мы очень,
Через нас вода выходит,
CO2 в листок приходит.
(Устьица)
• Можем резать гидру смело –
Восстановит своё тело.
Это – не сенсация,
А…(регенерация)
• «От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»)
Справедлива ли с биологической точки зрения эта поговорка?
• В темном царстве, подземном государстве жила принцесса Луковичка. Нянька принцессы Луковна налюбоваться не могла на свою воспитанницу. А та и впрямь хороша! Сверху одета в плащ, золотистый, блестящий. Это сухие кожистые чешуи. Они защищают мясистые сочные листья. Луковичка старалась своими корешками проникнуть пониже в почву, достать воду и минеральные вещества, а зелеными волосами – листьями фотосинтезировать органические вещества, и в мясистых сочных чешуях накопила много воды и сахара. Все тельце луковички расположилось на крепкой ножке, которая называется донцем. Это плоский стебель. За принцессой хорошо ухаживали, и к осени у нее из придаточных почек появились детки-луковички. Почему луковица – побег? (Тема: «Видоизмененный побег» 6 класс)
• ДНК – она двойная
И строеньем не простая.
Мономер – нуклеотид,
Из трёх частей он состоит:
За азотистым основанием
Как в строю - вот красота!
Углевод дезоксирибоза,
За ним - фосфорная кислота.
Есть четыре основанья, мы запомним их названья:
Цитозин +Гуанин,
А Тимин + Аденин.
(9 класс, тема «Нуклеиновые кислоты»)
9. Творческие задания на внимательность, логическое мышление
• «Найди ошибку»
В предложенном тексте ученикам предлагается найти ошибку:
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желез притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на легкое прикосновение к коже дельфина открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях.
(Ошибка: притупила. Верный ответ: не притупила)
• «Смысловые пары»
Учащимся предлагаются пары слов, используя которые они должны построить предложение или сконструировать вопрос:
устьица – газообмен
листья – фотосинтез
птицы – дыхание
сердце – кровообращение
• «Кто лишний»
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать: сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
• «Экскурс в историю»
Одна знатная дама, узнав об исследованиях ученых процесса
фотосинтеза, приказала поставить в свою спальную комнату много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?
• «Использование слов знаменитых людей»
Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»
• «А знаете ли вы что …»
Откуда пошло слово «лягушка»? От слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - ударять ногами. В.Даль в своем знаменитом словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Новая «информационная» эпоха ставит сегодня перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть новыми информационными технологиями.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: Казанка
Просмотров: 1079 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 6:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru