Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2016 » Апрель » 18 » Казахстан - страна с единым будущим
2:08 AM
Казахстан - страна с единым будущим

 Диспут-клуб «Театр — как институт формирования гражданской позиции подрастающего поколения под девизом «Казахстан – страна с единым будущим» 

Надежда ГОРОБЕЦ, директор Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац.

 — Сегодняшний наш «диспут-клуб» посвящен единству народов Казахстана: как нам всем вместе, дружно жить единой семьей? Вопросов здесь, в наше неспокойное время, когда без боли в сердце нельзя смотреть телевизор, слушать новости по радио,
читать газеты,   накопилось много. То и дело в разных уголках планеты звучат взрывы, погибают люди, вступают в конфронтацию когда-то дружеские между собой страны… В мире накоплено столько ядерного оружия, что недальновидным, агрессивно настроенным политикам  ничего не стоит одним взмахом руки  уничтожить нашу маленькую планету Земля. Мы, люди, не должны допустить этого…

И, конечно, многое здесь будет  зависеть от подрастающего поколения.   Какими вырастут они, сегодняшние дети, подростки? Добрыми, человечными, готовыми всегда протянуть друг другу руку помощи, или злыми, агрессивными, с чувством превосходства лишь своей собственной нации?..

К сожалению, сегодняшнее поколение знает не понаслышке о том, что такое фашизм, нацизм. Практически в каждой семье есть участники войны – отцы, деды прадеды. Их, увы, немного осталось уже на нашей земле, но память о них свято хранится в наших сердцах. Я с радостью слышу о том, что 9 мая, как и в прошлом году, в Алматы готовится огромное шествие – Бессмертный полк – на улицы города выйдут алматинцы с портретами своих родных — участников войны.

Конечно, наш Театр юного зрителя  – это только небольшое звено в этой огромной работе, но, на мой взгляд, и мы можем сделать немало в деле воспитании молодого поколения. Наш ТЮЗ всегда был многонациональным, на протяжении многих лет на его сцене шли спектакли драматургов разных стран,  и главное – театральное искусство как никакое другое,  может воздействовать, не только на умы, но и на душу, чувства подрастающего поколения.   В силу своих возможностей мы должны научить сегодняшних детей, наших юных и преданных зрителей, быть честными, справедливыми, искренними, любить  свою Родину и людей, живущими рядом с ними…

Об этом — наш сегодняшний разговор.  

Евгения ВАСИЛЬКОВА, первая актриса ТЮЗа:

ДЕТЕЙ НАДО УЧИТЬ ЧЕСТНОСТИ И БЛАГОРОДСТВУ 

— С самого начала существования театра вопрос о национальностях никогда у нас не стоял. Мы жили вместе, единой семьей, и спектакли шли у нас на сцене самых разных авторов.  С первых дней открытия театра в нашей труппе были казахи и русские, евреи и украинцы, татары и уйгуры. Помню, актриса Женя Королева даже говорила, что в ней  течет цыганская кровь.  А в педчасти, например, у нас работали полька Галя Рутковская и  кореянка Маргарита Ли

Как известно, вначале мы ставили спектакли на русском языке – отдельная казахская труппа появилась только в 1948-м году. Помню, как знаменитый актер Сапаргали Шарипов играл роль Карабаса-Барабаса в спектакле «Золотой ключик», а Аккагаз Мамбетова (мы ее называли Асей) — Буратино. А  как изумительно Маргарита Ли читала «Письмо Татьяны» Пушкина!

В 1949-м  году у нас был потрясающий вечер, посвященный 150-летию Пушкина, а в далеком 1942-м году, мы, еще школьники, снимались в массовых сценах  в фильме с украинским названием «Черевички».

Конечно, в те далекие времена у детского театра не было соперников:  компьютеров, сотовых телефонов, айпадов и так далее, к нам с удовольствием приходили ребята со всего города и мы их не только развлекали, но и воспитывали в патриотическом духе. Обязательна была сдача спектакля, каждый обсуждался строгой комиссией – выпустить или нет. У нас шло много патриотических спектаклей, таких как «Молодая гвардия».  Помню, как я играла в спектакле по пьесе Сергея Михалкова «Красный галстук», и с каким интересом смотрели спектакль  дети в зале, думали над тем, каким должен  быть настоящий пионер. Но в целом, конечно, несмотря на бедность, на непритязательность, мы были  «правильными людьми», мы любили свою Родину и людей вокруг нас. Помню, каким дружным был наш двор, мы все жили как одна семья, помогали друг другу.

Мне бы очень здесь хотелось процитировать отрывок из стихотворения Элеоноры  Цой:

«Одеты были более, чем скромно,

Но нищими мы не были тогда:

Тянулась к свету, ценностям духовным,

От горестей войны озябшая душа.

Мы – поколенье сильных – вовсе не богатых,

Нам «мерседесов» не на что купить,

Но ценим радости, которые когда-то

Нам помогали жить, бороться и любить».

…Мне трудно сказать, нужны ли сегодня театру специальные пьесы, посвященные дружбе всех народов Казахстана, возможно, талантливые авторы их когда-нибудь и напишут, главное, театр должен учить юных зрителей честности, благородству, любви друг к другу, и тогда у нас в стране будет все в порядке.

рхат ТАМЕНДАРОВ, детский  писатель

«ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ТЕАТР, А ЛЮДИ В НЕМ  — АКТЕРЫ!»

— Знаменитые слова  Шекспира точно характеризуют  сущность  и смысл  этого храма искусства. Театр должен отражать сегодняшнюю жизнь, мысли, вопросы, ответы, быть современным. Особенно, я думаю,  это касается театров юного зрителя. Именно детство, отрочество и юность — периоды жизни, когда формируются  характер,  мировоззрение и весь человек как личность,  и многое здесь зависит от того, каким он сделает свое будущее, что  будет читать, что слушать, как говорить.

Театр – лучшая школа жизни,  дающий повод   для работы мысли, для того, чтобы будить в человеке раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души. Театр перестал быть такой роскошью, как раньше и значение театра очень сильно изменилось. В наше время мы вместо театра предпочитаем телевизор и Интернет — за доступность и легкость в обращении. Многим интереснее лежа на диване смотреть захватывающие триллеры с суперэффектами, нежели замирать и восторгаться от игры живых актеров на большой сцене. Поэтому  именно сейчас от творческой интеллигенции и от общества в целом требуется привить подрастающему поколению  любовь к театру,  научить детей и подростков  общаться, быть друг с другом. Театр создает условия для такого праздничного общения людей, дарит своим зрителям  эту «высшую» роскошь человеческого общения,  побуждает у  зрителя желание к духовному росту.
В достижении этой глобальной  цели в театре участвуют все. В творческой группе, работающей над каким-либо спектаклем, должна царить атмосфера креативности, взаимопонимания, готовности прикладывать усилия и  поступаться чем-то во имя общего дела, взаимной поддержки, умения прислушаться к мнению (да и просто к голосу) другого человека.

Создание же такового образа в конечном итоге служит главной цели театрального творчества – вовлечению зрителя в процесс сопереживания, в акт события. Миру нужен театр, соразмерный жизни.

Если спектакль, даже закончившись, порождает все новые и новые отзывы – критики, зрителей, — это означает, он продолжает жить. Только это его жизнь в каком-то ином качестве.

Пьеса закончилась пару дней назад, а вдохновенная статья рождается под пером или клавишами критика или журналиста сегодня, сейчас. Выйдя в свет, она порождает споры, полемику, иногда – очень острые. Ведь актеры и зрители собираются в театре для того, чтобы прожить два-три часа совершенно особой жизнью. Актер при этом специальным образом готовится к этой необыденной ситуации и зритель также должен быть хотя бы минимально подготовлен к соучастию в спектакле. Зрителю в иной степени, чем актеру, но тоже необходимо своего рода вдохновение к этому соучастию. Театр должен так воздействовать на зрителя, чтобы побудить в нем внутренние силы, способные переродить его, всколыхнув в человеке сокровенное.

Более того, телевизионная индустрия насытила нас таким количеством художественной и псевдохудожественной информации, что удивить чем-либо крайне затруднительно. Несомненно, обмен мнениями за «круглым столом»  должен быть и у нас. Уровень культуры и образованности  подрастающего поколения — это  результат государства и общества,  которое его взрастили. Всем нам надо искать пути такого развития.  Организовывать конкурсы на лучший спектакль, побуждать появление драматургов нового поколения, знакомить детей с народным эпосом, легендами  о своих народных  героях, снимать свои  добрые мультфильмы, проводить публичные выступления юных чтецов, побуждать в детях желание и умение излагать свои переживания и эмоции в стихах и в прозе.   Свои стихи и поэму  «Золотая роза Гулистана» я  посвятил детям. Мне очень хотелось  через главных героев донести до них цену бескорыстного служения народу и своей родной земле.

Драматурги и писатели призваны выразить нечто такое, что в равной мере важно и для ребенка, и для взрослого, что применимо  к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.  Нужны также дружеские встречи с театрами сопредельных государств, следует расширять культурный обмен с разными странами. Важно умение увидеть и оценить культурные ценности других стран и удивлять своими достижениями.  Надо сделать всё для того, чтобы  дети сами выбирали, что лучше: пойти в театр, на концерт, на соревнования или просидеть целый день за игровыми автоматами, которые вновь как грибы, увы,  стали появляться в нашем городе.

 Светлана ЮНУСОВА, редактор альманаха «Литературная Алма-Ата»:

СЕМЬИ У НАС В КАЗАХСТАНЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ 

— Конечно, театр должен говорить своим зрителям о дружбе народов всех национальностей, о том, что страна наша – одна на всех, что люди в ней должны жить в любви и согласии. Чтобы не повторилось у нас то, что мы сейчас видим на Украине, в Нагорном Карабахе,  что не так давно по историческому времени происходило в Грузии, других бывших советских республиках. К счастью, мы этого избежали, благодаря мудрой политике нашего руководства, дружелюбию и гостеприимству казахского народа.

…Когда я  училась в школе в далекие 50-60-е годы, вопрос национальностей у нас даже не возникал. Главное —  не какой ты национальности, а какой ты человек.

Я помню, как в юности работала в газете «Ленинская смена на студенческой стройке». Увы, сейчас у нас порою забывают, что Казахстан – Родина первых студенческих отрядов и в республику  на лето  приезжали студенты разных национальностей из всей тогда большой страны СССР. Все было потрясающе интересно, весело.

О чем сегодня должен говорить театр с детьми, юношами и девушками? Мне очень понравился тюзовский спектакль «Нам нужна одна Победа», посвященный Победе советского  народа в Великой Отечественной войне. Такие спектакли нужны всем – и воинам-ветеранам, и труженикам фронта, и, конечно, молодежи. О Великой Победе должны помнить все и всегда. И Бессмертный полк, который проходил и по улицам нашего города – это тоже здорово.

Я думаю, что театру нужны спектакли о межнациональных отношениях, о многонациональных семьях, но, конечно, спектакли талантливые. А за примерами далеко ходить не надо. Многие семьи у нас в Казахстане многонациональные. У меня самой был муж казах, талантливый журналист, к сожалению, рано ушедший из жизни. Во внучках героя войны Панфилова смешались русская и казахская кровь… Поэт Ольга Шиленко в нашем Литературном доме замужем за не менее талантливым поэтом – казахом Сагин-Гиреем Байменовым…

Мне кажется незаслуженно забытой у нас в литературе и театре  Целина, герои первоцелинники.

Конечно, мало показать спектакль, хорошо бы его обсудить, но тут, я считаю, нужно думать о каких-то новых формах диспутов. Раньше в театрах практиковались обсуждения после спектакля, сейчас, я думаю, диспуты и обсуждения можно было бы устраивать в интернете, но, конечно, в такой форме, которая была бы интересна всем.

Татьяна ТАРСКАЯ, засл. артистка Республики Казахстан:

ТЕАТР – ЭТО НАШЕ НЕБОЛЬШОЕ ГОСУДАРСТВО 

— Я думаю,  в каждом нашем спектакле должно быть личностное начало, мы всегда должны говорить с юным зрителем  о добре, о любви к своей стране, к людям, тебя окружающим, независимо от их национальности. Неважно, какая идет на сцене пьеса, главное – о чем мы говорим со зрителем. И тогда подросший человек никогда не возьмет в руки винтовку и не начнет стрелять в своих соседей. Ведь он будет взращен на почве нравственности.

К счастью, в Казахстане, в который я попала  уже в достаточно взрослом возрасте, никогда не было вражды среди многонационального народа, в нем проживающего. Даже на рынке к тебе обращаются – «Сестра!», и это очень приятно.

Что касается нашего ТЮЗа, то он с момента своего рождения был многонациональным коллективом. Я помню, как дружно мы жили, когда у нас был единый театр. Мы всегда были вместе – русская и казахская труппа – отмечали премьеры,  праздники. А какими джентльменами для нас, русских девушек, всегда были казахские мальчики!

В связи с этим я хочу вспомнить, как кореец Мен-Дон-Ук – тогда главный режиссер казахской труппы — поставил пьесу «Алматинская баллада» — по фронтовым письмам алматинских школьников.  Я играла в этом интересном спектакле, также как и казах Алтынбек Кенжебеков, другие казахские артисты. А с каким успехом шел у нас спектакль «Тополек мой в красной косынке» по повести Чингиза Айтматова!

У актеров принято говорить, что театр для нас – общий дом, одна семья. Я бы сказала больше. Театр – это наше небольшое государство. Ведь в нем в маленьких масштабах есть все, что есть в большом государстве: например, поделочный, пошивочный, электроцех, многое другое. А сколько жизней каждый из нас проживает на каждом спектакле! И отношения между людьми в нашем государстве Театр такие, какие должны быть в одном большом государстве.

Вот раньше как было. Государство обращалось к драматургам, театрам: почему вы не пишите пьесы, не ставите спектакли о рабочем классе – токарях, сталеварах, о колхозниках? В результате, и писали,  ставили. Иногда удачно, иногда не очень. Я думаю, так нельзя. Надо, чтобы пьеса сначала родилась у драматурга, потом режиссер захотел ее поставить, его поддержали актеры и  тогда все получится здорово. Театр будет сеять «разумное, доброе, вечное».

Я помню, с каким вдохновением играла роль Алии Молдагуловой в тюзовском спектакле. Военная тема – она вечная, вот почему наши актеры с энтузиазмом поддержали инициативу Татьяны Костюченко поставить спектакль о войне. Сердцу больно, когда вспоминаешь о войне, о том, что происходит сегодня в мире, и молодому поколению надо всегда напоминать по этой беде, стараться делать все, чтобы она не повторилась.

Мне бы хотелось в связи с этим вспомнить о Дне открытых дверей, который недавно с большим успехом прошел в нашем театре. Я читала на Камерной сцене вместе с мальчишками и девчонками «Сказку и царе Салтане». Вокруг были дети разных национальностей, много казахов, и с каким удовольствием, вдохновением я бы сказала, дети читали великого Пушкина! Это ли и не есть воспитание? 

Елена БРУСИЛОВСКАЯ, обозреватель газеты «Казахстанская правда»:

ТОЛЬКО КУЛЬТУРА МОЖЕТ СПЛОТИТЬ ЛЮДЕЙ. 

Как известно, театр придумали древние греки, которые считали, что народ нуждается лишь в двух вещах – хлебе и зрелищах. Театр и родился как зрелище, но уже античные авторы – Еврипид и Аристофан поняли, что театр может не только развлекать, но и бичевать пороки, воспевать добродетель.

Несколько позже  кто-то из философов сказал, что театр – это история души человека, ее падений и восхождений. Это действительно так. Хотя в разные исторические эпохи театр был и трибуной, и средством воспитания умов, и кафедрой, и школой познания жизни.

Что же касается детского театра, то, на мой взгляд, он, в первую очередь, должен быть школой, но школой особенной, где формируется душа будущего взрослого человека, где закладывается его гражданская позиция, воспитывается  духовность.

Ребенок смотрит сказку и переживает за судьбу хороших людей, которые попали в беду. Он привыкает к тому, что в сказке добро всегда побеждает зло, что бедная Золушка окажется счастливее своих злых сестер, а Буратино обязательно найдет свою страну Счастья.  И вы обратили внимание, что малыш никогда не интересуется, какой национальности тот или иной театральный герой? Ему это просто не нужно, потому что в детском понимании та же дружба не имеет национальности. Это мы, взрослые, начинаем делить людей по цвету кожи или разрезу глаз, при этом одних любить, а других ненавидеть.

А дети воспринимают мир, если можно так сказать, в одной тональности – доброты. И важно, чтобы эти «инъекции доброты», привитые театром, работали бы, как можно дольше. Только в театре закладываются семена культуры, и благо, если со временем они дают хорошие всходы.

Культурный, хорошо воспитанный человек никогда не пойдет взрывать дом соседа, а вот варвар пойдет. Варвары, например, разрушили знаменитую Пальмиру, уникальный культурно-исторический памятник, который по праву называют «жемчужиной Востока».  Ее уничтожение — действительно варварство в чистом виде, ведь еще древние греки называли варварами не только чужестранцев, говоривших на непонятном для них языке, но и жестоких, грубых, невежественных людей, разрушителей культурных ценностей.

Более того, варвары зверски убили хранителя древностей Пальмиры крупного ученого-востоковеда Халеда Асаада.  Этому 80-летнему старику отрубили голову на площади перед музеем, в котором он проработал больше 50 лет. Затем его изуродованное тело повесили рядом на колонне для всеобщего обозрения. А вина его, по мнению террористов, была в том, что он «общался с неверными (то есть с европейскими учеными) и был хранителем «идолов». На самом деле этот человек, знавший практически каждый камень Пальмиры, очень мешал современным варварам, препятствуя разграблению и распродажи Пальмиры.

Сейчас очень тревожно на планете – большие и малые конфликты раскалывают жизнь людей то в одной точке мира, то в другой. Некоторые могут сказать, а нам, дескать, какое дело до всего этого? В нашей стране, слава богу, тихо и спокойно. Но еще мудрый Хемингуэй сказал: «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе». То есть, все происходящие в мире, так или иначе касается каждого из нас, ведь все мы – в одной лодке.

Невольно возникает вопрос — почему людям не живется спокойно? Что заставляет одних обрекать на гибель и страдания других? Ответ на него был дан еще давно – отсутствие или недостаток культуры. Вы можете представить террориста, любящего, например, музыку Моцарта, читающего  стихи Пушкина или Данте, преклоняющегося перед гением Леонардо? Думаю, нет. И вот почему: террор, любая война, большая или малая – силы деструктивные, то есть разрушительные,  а культура – понятие созидательное, и изначально она  понималась как способ воспитания человека-гражданина.

Не случайно еще в начале прошлого века знаменитый художник и философ Николай Константинович Рерих призвал людей объединиться под эгидой культуры, считая, что только она, культура, может сплотить людей Земли независимо от их национальности, возраста, пола, общественного и финансового состояния.

Не правда ли, в наши дни это особенно актуально?  Ведь культура  пронизывает все сферы жизни и деятельности общества и человека, она характеризует своеобразие наций и народов. Другими словами, культура – это ядро, основа, душа общества. И ее основное назначение — делать человека Человеком.

Большое значение развитию культуры придается у нас в Казахстане, более того, Президент Нурсултан Назарбаев рассматривает культуру как генетический код нации, который мы должны не только сохранить, но и усовершенствовать, как это требует время. А идти к этому надо от простого – к сложному.

В казахском народе есть прекрасный обычай – разрезания пут — тусау кесу, когда малыш делает свой первый самостоятельный шаг в большой мир. С этого момента и начинается формирование в нем основ культурного человека,  и это не только накопление каких-то знаний или умений, в первую очередь – это формирование души. Поначалу ребенка  учат любить и уважать родных и близких, стремиться всегда прийти им на помощь.  С годами  такой человек научится и понимать, что такое сострадание, что такое совесть, честь и достоинство.

И сейчас, когда мы говорим не только о мировом экономическом кризисе, но и о кризисе нравственном, вызванном бездуховностью, его истоки надо искать в пробелах воспитания, когда с младых ногтей не было заложено понятие культуры, которая, кроме всего прочего, сращивает память поколений, объединяет многие стороны человеческой личности, воспитывает чувство сопричастности вечному. Мир не может существовать без осознания духовных ценностей, и эта аксиома должна быть запечатлена с детства.

 Людмила МАНАННИКОВА, заведующая литературно-драматической частью ТЮЗа им. Н.Сац:

ТЕАТР НИЧЕМ НЕ ЗАМЕНИТЬ! 

— Я не сомневаюсь: наш театр и театр вообще может очень многое сделать для воспитания молодежи в духе патриотизма, научить юношей и девушек  любить, уважать друг друга и окружающих их людей, быть достойными дочерьми и сыновьями своей Родины.

Конечно, мне повезло, что дом моего детства стоял через дорогу от ТЮЗа, я была активисткой театра  и могла видеть там все новые спектакли. Я не могла не вырасти заядлой театралкой. Я помню  времена, когда на новые спектакли ТЮЗа считала своим долгом придти вся алматинская интеллигенция, педагогическая общественность, а Городской институт переподготовки кадров образования,  Управление образования  делали все для того, чтобы в театр ребята приходили классами. Существовала Идеология, и мне иногда бывает жаль, что ее теперь нет.

Порою ребята сегодня приезжают поступать — и поступают! – в алматинские вузы, ни разу в жизни не побывав в театре. Я такое просто не понимаю.

Театр – это особый вид искусства, когда зритель дышит с актерами  одним дыханием, сопереживает вместе с ними – такого нет  в кино, такого не может быть на телевидении, я уже не говорю о компьютерах и разнообразных гаджетах, которыми нынче так увлечена молодежь.

Много лет назад с рождением кино театру прогнозировали смерть, но этого не случилось, и я не сомневаюсь, что этого не случится Никогда. Поэтому в театр надо вести детей с самого раннего возраста, что и делают некоторые мамы и бабушки. Театр нельзя заменить ничем!

Когда я  была школьницей, мы не только смотрели спектакли, но и принимали участие в их обсуждении, и это было здорово. Моя учительница по литературе до сих пор хватается за голову, вспоминая, что говорил на диспуте один из моих одноклассников после тюзовского спектакля Вадима Пучкина «Они и мы».  А этот спектакль действительно все перевернул в наших мозгах. Впрочем,  тогда, в середине 60-х, диспуты были в моде. «Переворачивающими душу» были спектакли «Аттестат зрелости», «Остановите Малахова», «Ночь после выпуска»… Хотя у нас в театре сегодня идет много интересных спектаклей, например, «Алые паруса», мне бы очень хотелось, чтобы у нас появились спектакли и о жизни современных школьников, студентов.

…Наше поколение, как уже было здесь сказано, вообще не задумывалось о национальностях. Несколько лет в начале 80-х годов я работала собкором «Ленинской  смены» в Павлодарской области, и помню, как в Экибастуз  по комсомольским путевкам приехали молдавские девчата и сколько  свадеб в тот год ими было сыграно с местными казахскими джигитами.

Нам ни в коем случае нельзя упускать сегодняшнее поколение, как это было сделано на Украине, где, увы, живет вся моя родня. Я не могу без боли слушать сообщения из Польши, где сносят военные памятники. В конце  70-годов прошлого века я  была в Польше и помню кладбише советских воинов под Варшавой, и звезды на могилах, которым не было конца. За что погибли эти молодые ребята? Кого защищали? А тогда еще было все в порядке. Меня, корреспондента молодежной газеты «Ленинская смена», повели в гости к польским пионерам – харцерам, я написала о них репортаж и была просто влюблена в польский город Гданьск, в котором находилась судоверфь им.В.И.Ленина… А будучи пионеркой, переписывалась с польской девочкой Гражиной. Где ты сейчас, моя пионерская подружка?

Сейчас в России ветераны комсомола, возглавляемые когда-то первыми секретарями ЦК комсомола, организовали большую кампанию навстречу столетию ВЛКСМ. Их поддерживает правительство. Девиз движения: «Возьмем все лучшее из комсомола для воспитания подрастающего поколения». И это здорово. У нас пока тишина, а жаль… Я думаю, что и на сцене нашего ТЮЗа можно было бы поставить когда-то знаковые комсомольские спектакли, например, «Как закалялась сталь»,  «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие…», которые, конечно же, когда-то шли на сцене нашего  театра, правда, пока не представляю,  как… Думаю, опыт такой у нас есть. В театре шел спектакль «Тимур и его команда». Режиссер Владимир Крылов к 70-летию театра поставил спектакль «Поздравляю тебя с премьерой», в котором актеры трогательно и с любовью показали отрывки из тюзовских спектаклей разных лет:  «Я хочу домой», «Аттестат зрелости», «Иркутская история»… 

Леонид ГИРШ, ветеран Великой Отечественной, член Ассамблеи народов Казахстана:

КАКИМ ПРЕКРАСНЫМ БЫЛ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК!

 К сожалению, обстановка сегодня в мире тревожная,  и нам, в нашей стране, нужно сделать все, чтобы не допустить войны, чтобы люди в Казахстане всегда жили в мире и согласии.

Вспомните, как мы все дружно, на едином дыхании отметили 70-тие Великой Победы над фашистами, каким прекрасным был Бессмертный полк!

К сожалению, что такое война, я знаю не понаслышке,  мне очень горько смотреть телевизор и видеть все то, что происходит сегодня Украине,  откуда я родом,  где погибли во время войны мои родители. Мне горько слушать о том, как сегодня рушат памятники советским воинам-победителям в Польше.

Мне посчастливилось побывать на сдаче спектакля «Нам нужна одна Победа»  в ТЮЗе. На мой взгляд, спектакль получился очень хороший. Мне было приятно видеть лица молодых актеров – Евгения Дубовика, Андрея Пасаженникова, Максата Сахиулы, Галыма Тобжанова, других ребят, которые очень искренне проживали на сцене судьбы своих военных героев. Трогательно, от души играла засл.арт РК Татьяна Тарская ветерана войны – женщину, которой пришлось многое пережить. А как замечательно засл.артистка РК Ольга Коржева показывала фронтовую актрису, читала воспоминания Розы Баглановой, с которой мы были хорошо знакомы! Вот таких спектаклей надо ставить больше.  Воспитывать у молодежи любовь к своей Земле, к своему Отечеству, к людям всем Планеты, Ведь она такая маленькая – наша Земля, что нам на ней делить?

Ну а фронтовики…

…Им все мерещатся воронки,

Войною опаленный след…

Друзей все меньше. Похоронки

Находит в рамочках газет.

И все идут дорогой дымной –

Нет ей ни края, ни  конца.

И, как запрятанные мины,

Их разрываются сердца.

Султан УСМАНОВ, режиссер ТЮЗа им. Н.Сац:

КАЖДЫЙ НАШ СПЕКТАКЛЬ ОБ ЭТОМ – КАК СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Я думаю, сейчас, если кто и дружит  между собой, так это деятели театров разных стран. Общаются, пытаются найти общий язык. Существуют фестивали, например, «Встречи в России» в Санкт-Петербурге, «Встречи в Одессе». Когда начались известные события на Украине,  театральные деятели Украины и России общались между собой, не хотели ссориться, пытались договориться о дальнейшем сотрудничестве. А что нам делить по большому счету?

Ну а что касается влияния на мировые, глобальные  события, думаю, влияние театра здесь не так велико. Просто театр всегда старался выполнять и выполняет свою функцию, свою глобальную миссию: делать людей лучше, добрее, человечнее.  Каждый наш спектакль об этом: как быть человеком. О том, как любить друг друга, помогать друг другу.

Конечно,  надо делать все для того, чтобы дети ходили в театр, читали хорошие книги, а не сидели у компьютеров и не играли «в войнушки».

Увы, нас сегодня не может порадовать и кино. Там сплошная стрельба, жестокость, убийство. К сожалению, на моей Родине,  в Таджикистане, люди пережили войну, и до сих пор никто не может понять, как она возникла, кому это было нужно. Люди защищали какие-то свои мелкие интересы,  не дай Бог еще раз с этим соприкоснуться.

Конечно, в советские времена  театру было работать проще. Была страна, была некая идея, которая всех объединяла. Мы друг на друга смотрели просто как на людей, а не как на представителей определенных национальностей.  Хотя я не уверен, что нужны конкретные пьесы о дружбе народов, и вообще сегодня с драматургией все очень сложно. Пишут пьесы очень много людей, а найти конкретно хорошую вещь трудно.

Я за то, чтобы устраивать после спектаклей диспуты, говорить о них. Не каждый человек у нас умеет думать, высказывать свои мысли, во время диспутов молодежь  учится это делать. Возможно,  мы услышим от наших школьников, студентов  интересные предложения: что они хотят видеть на сцене театра, и постараемся воплотить их в жизнь. Диспуты и споры – это замечательно.

 Райхан БЕКТЕМИСОВА, директор Литературного дома «Алма-Ата»:

 С МОЛОДЕЖЬЮ СЕГОДНЯ МОЖНО ОБСУЖДАТЬ МНОГИЕ ВОПРОСЫ

— Я думаю, что театр один мало что сделает для воспитания подрастающего поколения, он должен работать в комплексе со всей нашей  системой народного образования. Необходимо сохранять в Казахстане  духовно-нравственные традиции, формировать у молодежи гражданское самосознание. Мне кажется, в стране нужен Центр по формированию в республике граждан с активной жизненной позицией.  Мы все должны работать в этом направлении, в том числе и театр.

Конечно, в первую очередь театр должен ставить хорошие спектакли. Помните, как раньше работала в нашей стране идеология? Школьников организовывали, тех, кто не хотел, буквально заставляли идти в театр. Как иначе человек полюбит театр, если он в него не ходит? И в то же время были спектакли, которые задевали душу. Я уже не помню название этого тюзовского спектакля, но его героиней была учительница. Он буквально перевернул наше сознание.

Конечно, классика – это хорошо, это вечно. Но, на мой взгляд, сегодня нет хороших пьес, которые бы будоражили сердца молодежи. Мне очень понравился тюзовский спектакль о войне «Нам нужна одна Победа», поставленный актрисой Татьяной Костюченко – его нельзя было смотреть  без волнения. К сожалению, сегодня появилось много исторической фальши, и молодежь должны учиться отличать правду от лжи. И театр должен здесь быть всегда в авангарде: будить, теребить своих зрителей.

Мне нравится формат диспута. Когда-то диспуты  были очень популярны в  стране, и, на мой взгляд, их следует возобновить. Мне кажется, с молодежью сегодня можно обсуждать многие вопросы: национальные проблемы, сохранение историко-культурных ценностей, национальные традиции. У того же театра должен быть прямой контакт с молодежью. Театру надо стоять с молодежью вровень, спрашивать: что бы, вы, ребята, хотели увидеть в театре? Тогда у нас не будет, как на Украине, упущенного поколения, тогда мы и будем все вместе, дружно, жить единой семьей.

Заседание «круглого стола» вела Людмила Мананникова.

 http://tuz-sats.kz

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 767 | Добавил: collegy | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 1:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru