Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великие педагоги

Святому братству верен я..."

Людмила Глущенко,

лингвистическая гимназия № 120 г. Алматы,

учитель черчения высшей категории,

дипломант Республиканского конкурса  программ по духовно-нравственному развитию личности.

Сегодня   ведутся   активные   поиски   путей реорганизации образовательных систем, обновления содержания, методов, приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями общества.

Процесс обновления всюду происходит медленно, болезненно, зачастую с пустой тратой сил и средств.

Одна из причин усложнения процесса реформации и пока низких результатов реформ, на наш взгляд,  в том, что нарушается важное методологическое правило: обновление – не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление – это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт.

Знание этого методологического правила требует от разработчиков инновационных стратегий, тщательного изучения исторического и учебно-воспитательного опыта, обращения к учебным заведениям прошлого, продемонстрировавшим   высокий   уровень   результативности   своей деятельности.

Опыт Царскосельского лицея

В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.

В него принимались дети разных возрастов (от 10 до 16 лет) из знатных, но обедневших   дворянских   фамилий.   Программу   деятельности   лицея разрабатывали блестящие умы России – М. М. Сперанский, В. Ф. Малиновский и др., которые были увлечены идеями республиканского правления, свободы личности, ее всестороннего развития.

Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. Среди них – гениальный поэт, мыслитель, историк и провидец А. С. Пушкин.

Исследователи творчества А. С. Пушкина отмечают поражающее богатство тематики и мотивов его юношеской поэзии. Содержание многих его стихов свидетельствует о больших и разносторонних знаниях юного поэта в области всеобщей истории,  русской и мировой литературы, об изумительном знании своего родного языка и т.д.

Где же источник такого высокого умственного и мировоззренческого развития юного Пушкина?

Что  обеспечило такую неординарную продуктивность учебного заведения?

Что мы, далекие потомки, могли бы взять из опыта Лицея при разработке наших планов обновления школы, превращения ее в учреждение, способное воспитывать личность высокообразованную, гуманную, творческую, нравственно устойчивую, преданную своей земле и своему народу, уважающую не только национальные, но и общекультурные ценности и, одновременно, свободно ориентирующуюся в пространстве информации.

 История создания Лицея.

Созданию Лицея предшествовал кризис системы образования дворянских детей в конце

XVIII – XIX вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.

Отсутствовала единая система образования, которая бы отвечала запросам общества. Терялись родной язык, историческая память. На государственной службе находились люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин,  пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.

В этих условиях передовыми представителями общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Проект был разработан М. М. Сперанским, который считал, что это учебное заведение уже в ближайшем будущем принесет свои плоды.

В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.

Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.

Образовательные задачи Лицея      

Первостепенное значение в Лицее придавалась «облагораживанию сердца».         

Обучение было рассчитано на шесть лет – начальный  и окончательный курсы, по три года каждый.          

В начальный курс, кроме гимназических наук, входили политэкономия, статистика, коммерческие науки, технологии.  Окончательный курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного.

Общее образование считалось фундаментом всякой специальной подготовки.                 

 Изучение родного и иностранных языков начиналось с раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.

Соблюдался принцип последовательного изучения наук.  Например, факт увязки истории с географией, особенно в начальном курсе. Рекомендовалось сравнение древних и современных названий.

Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях»

Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т.д.). Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.

Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо — 2,  худо – 0)

Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».

В Лицее была богатая библиотека, где  ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения», списки книг для прочтения составлялись педагогами.           

Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.

Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в Комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной».

 Основные факторы

эффективности деятельности Лицея

Суммируя опыт Лицея, можно выделить следующие основные факторы, способствующие эффективности его учебно-воспитательной деятельности

Первый фактор – искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника со стороны всех взрослых, работающих в Лицее.

Как известно, Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся.

Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея В. Ф. Малиновского  и Е. А. Энгельгарда были чужды авторитаризм и формализм. «Только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца, – излагал свое кредо Энгельгард, –  можно завоевать его любовь». Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановке, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе.

В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников. Без каких-либо тестов, путем педагогического наблюдения и интуиции ежегодно составлялись развернутые характеристики на всех учащихся, поражающие своей психологической корректностью.

Только в атмосфере уважения в единстве с требовательностью воспитатели Лицея смогли совершить чудо – передать свои мысли, идеи, жизненные ценности так, что воспитанники естественно приняли их и сделали регулятором своего поведения.

Комфортный моральный климат рассматривается и современными педагогикой и психологией как один из ведущих факторов эффективности работы учебного заведения.

Второй фактор – разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики – интеллектуальная, физическая, сенсорная, художественно-эстетическая. Программа Лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество лицеистов. Существовали самодеятельные группы по интересам, литературные объединения, издавалось несколько литературных журналов.

Преподаватели   руководствовались   принципами,   записанными   в «Положении о Лицее»: «Возбуждать собственное действие ума детей. Дети не  должны быть праздными». Причем подчеркивалось, что «праздность ума более вредна, чем праздность телесных сил».

Третий фактор – целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости лицеистов. Преподавание истории Отечества, словесности и литературы, беседы с офицерами, вернувшимися из военных походов, определяли жизненные стратегии лицеистов, безграничную любовь к своему Отечеству.

Четвертый фактор (ведущий) – профессионализм преподавателей. В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми: писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Их знания и увлеченность предметом передавалась ученикам.

Особое значение имел общественно-нравственный облик педагога. Лицеистам в этом отношении повезло. Их окружали, учили, с ними общались люди, в основном с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающие идеи добра и справедливости.

Пушкин после окончания Лицея так писал об одном из своих учителей, Куницыне: «Он создал нас, он воспитал наш пламень... Им чистая лампада возжена...».

Подготовлено по  материалам историко-педагогического очерка З. И. Равкина, Москва, изд. «Флинта», 1999 г. 

Категория: Великие педагоги | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 2436 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 10:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru