Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Актуальность формативного и суммативного оценивания учащихся в рамках конструктивистской теории.
Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству.
У.Джеймс.

Мы являемся свидетелями нового витка развития цивилизации. В современных условиях процесс обучения невозможен без учета проблем глобализации, начавшейся с девяностых годов прошлого века. Глобализация характерна охватом не только физического, но и информационного пространства, наличие которого стирает межгосударственные, межнациональные грани. Личность, способную успешно функционировать в реалиях 21 века, призваны взрастить мы, учителя эпохи глобализации. Исследования показывают, что в классах, где были запущены процессы самостоятельного обучения учеников, появляются ученики нового типа, которые хотят пробовать новые стратегии и новые вещи (Garrison, 1997), рассматривают проблемы как интеллектуальный вызов и наслаждаются учебой (Taylor, 1995). Тейлор обнаружил, что ученики в этих условиях мотивированы на устойчивое, независимое, целенаправленно и самостоятельное обучение. Все эти качества поддерживают навыки 21 века, которые необходимы для успешной деятельности в будущем.
Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем. На что указывается в документе «Развитие функциональной грамотности школьников для стимулирования творческого мышления… школьников»[1](Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года №258 «О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы») не возможно без переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть:
ƒ. понятным всем участникам образовательного процесса;
ƒ. гибким;
ƒ. многоинструментальным;
ƒ. психологически комфортным;
ƒ. многосоставным.
С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело
использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Еще в тридцатые годы 20 века ученые заострили внимание наактуальности процесса оценивания. В фундаментальной работе Ананьева Б.Г. «Психология педагогической оценки» определено одно из важных направлений педагогической психологии – это процессы оценивания в школе.[2] Оценивание приобретает не только педагогическое и психологическое значение, но и социальное, и юридическое.[3]. Подчеркнем, что в настоящее время социальный аспект возглавляет данный список. Исследователями доказано, что без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. [4].
На уроках математики, биологии ( предметах естественно - научного цикла) проведя наблюдения за учащимися и проанализировав данные, пришли к выводу, что учащиеся не довольны системой оценивания, так как:
 Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
 Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
 Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Следовательно, задача учителя данного цикла, заключается в том, чтобы помочь учащимся быть оцененными по достоинству. Сосредоточенности на ученике требует от учителя и конструктивистская теория. Решая данную задачу учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания:
ƒ. Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения
и деятельности учащихся.
ƒ. Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей,
компетентностей целям и результатам обучения. ƒ . Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и
отметки как инструмента давления на учащегося.
ƒ. Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно
продуманной составной части процесса обучения.
ƒ. Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед
выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.
ƒ. Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса
оценивания для всех участников образовательного процесса.
ƒ. Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур
оценивания.
ƒ. Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем
и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку
учащихся.
На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития.
И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата. Считаем более значимым для достижение учеником основательного понимания предмета применение формативного и суммативного оценивания. Это является ключевыми факторами, способствующими устранить существующую проблему оценивания. А вот для предметов естественно - научного цикла наиболее эффективно применение критериального оценивания, так как предусматривается большое количество работ нацеленных на самостоятельный поиск материала и его изучения.
Данная система оценивания мало изучена большинством учителей, но, по нашему мнению, требует пристального внимания. Обобщая свой небольшой опыт применения элементов критериального оценивания, можно сделать важные выводы о бесспорной целесообразности широкого применения этой системы оценивания учебных достижений учащихся:
- работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном, критерием, что является объективным фактором;
-критерий известен учащимся заранее, зачастую создается при их участии, то есть учащиеся вовлечены в процесс оценивания;
-разрабатывается четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
Концепция эффективных форм оценивания основана на принципах сотрудничества, что является стратегической целью в образовании республики Казахстан. Преодоление кризиса пятибальной системы оценивания требует от учителя глубокого знания теоретических основ современных систем оценивания и кропотливого ежедневного труда для создания целостной системы оценивания знаний учащихся.
«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор» Генри Форд

Использованная литература:
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года №258 «О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы»
2. Ананьева Б.Г. «Психология педагогической оценки»М.: Педагогика, 1980
3. Е.П. Ильин. Мотивация и мотивы. /http://www.klex.ru/uj/
4. Е.П. Ильин, Н.А. Курдюмова. Методика «Направленность на отметку»
/ http://www.psihu.net/library/file2045/ 5. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. 2000.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: apriori (2014-09-02)
Просмотров: 3089 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru