Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

«Развитие одарённых и талантливых детей в организациях дополнительного образования»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей в Казахстане является одной из приоритетных задач системы образования в целом и дополнительного образования в частности. Одарённые дети – это интеллектуальный потенциал государства. Поэтому раннее выявление одарённых детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения – одна из главных задач государственной политики,
«Роль учителя нельзя сводить к знаниям. Нам нужна совершенно другая педагогика. Учитель должен общаться с учениками, вместе с ними открывать что-то новое. Его задача найти потенциал в каждом ребенке, помочь его раскрыть. »
Н.Назарбаев
Данные слова Лидера нации дают направление современному образовательному процессу, раскрывают гуманистическую направленность процесса обучения.
В ДШИ г.Жезказгана, как учреждении дополнительного образования, разработан особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей, обеспечивающий их самореализацию в учебной деятельности, создающий условия для адаптации в современном обществе. Этот подход реализуется в нашей школе через концепцию развивающего обучения; психолого-педагогические основы работы; индивидуализацию обучения, личностно – ориентированное воспитание. Это позволяет создать эмоционально-мотивационную сферу деятельности ученика, условия для удовлетворения познавательных потребностей, обеспечивает ребёнку возможность увидеть себя в результате своего труда.
Применительно к обучению одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.).
Для развития одаренности на отделении общего эстетического развития используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур.
В области эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод эмоциональной драматургии, частично-поисковый метод, исследовательский метод, интегрирование. На учебных занятиях данного отделения активно используются современные компьютерные и мультимедийныетехнологии, что позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка.
Использование таких внеклассных форм работы, как: новогодние утренники, праздники «Для мам», выпускные вечера отделения, выставки работ учащихся, участие воспитанников отделения в отчетных и общешкольных концертах ДШИ позволяет активизировать творческий потенциал каждого дошкольника.
Сравнительно молодое в школе вокальное отделение успешно работает с юными певцами разного возраста и различных способностей. Используя прогрессивную методику, разнообразный вокальный репертуар педагоги раскрывают потенциальные возможности каждого ребёнка. Путём развития на уроках навыков публичного выступления, эмоциональности исполнения, музыкально-смыслового интонирования, а также развития подвижности голоса юные певцы получают возможность успешно участвовать в различных конкурсах, тем самым самореализуя свои творческие способности.
В 2009 году впервые созданный в школе хор мальчиков преп Сыздыковой Б.А. стал творческой мастерской развития данного направления. Использование в репертуаре различных по стилистике (от казахской народной музыки до джазовой) произведений, своеобразие, артистизм коллектива, вывели хор мальчиков на сцены многих конкурсов, тем самым раскрыв творческий потенциал учащихся.
На фортепианном отделении в рамках индивидуальной работы с одаренными учащимися составляется индивидуальный план и подбирается индивидуальная программа обучения. Одаренные учащиеся получают дополнительный учебный материал к традиционным курсам, который предоставляет им большие возможности развития, более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие определенных навыков и умений.Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся участие в различных внеклассных мероприятиях: музыкально-тематических вечерах), отчетных концертах отделения, конкурсах и фестивалях, как внутри школы, так и за ее пределами (региональных, областных, республиканских, международных).
Народное отделение держит высокую планку профессионализма за счёт проведения мастер-классов, обмена творческим опытом. Тесная связь с ЖМК проявляется в совместном проведении тематических вечеров, активной профориентационной работе. Участие в конкурсах различного уровня стимулирует рост одарённых учащихся.В обучении игре на домбре внедрены и успешно используются кюи с различными жестами, приёмы исполнения «шертпе» и «туппе».Созданный в 2008 году ансамбль домбристов «Шабыт» наработал и держит большой, разнообразный репертуар, в том числе кюи, входящие в сокровищницу народной музыки Казахстана. Высокий уровень игры ансамбля «Шабыт» оценен по достоинству на конкурсах различного уровня.

На уроках теоретического отделения используются современные учебные пособия, расширяющие кругозор, содержащие творческие задания, заставляющие учащихся самостоятельно мыслить, импровизировать, сочинять, т.е. проявлять и развивать свои творческие способности.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися теоретического отделения являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее одаренных детей. Введённая в 2009 году региональная олимпиада «Юный теоретик» позволила учащимся проявить свои знания по предметам сольфеджио и муз/литературе. Данное мероприятие охватило наибольшее количество учащихся отделения, раскрыло их потенциальные возможности.
Участие в олимпиадах областного уровня, где выступают лучшие, стимулирует к успешному освоению предмета, дает возможность расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, уверенность в себе.
Широко известным в городе является ансамбль скрипачей «Балдаурен», постоянный участник городских концертов. Данная форма исполнения активизирует музыкальные способности учащихся, стимулирует самореализацию на успех, развивает творческий потенциал оркестрового отделения.
Успешное участие данного коллектива на многочисленных конкурсах, а также интернет - конкурсах позитивно влияет на мотивацию занятий данным инструментом. Внедрение преп. Кузнецовой Т.М. инновационной методики японского педагога Шиничи Сузуки на отделении позволяет успешно обучать детей дошкольного возраста игре на скрипке.
Для развития творческой одаренности учащихся на отделении хореографии применяются инновационные педагогические технологии: диагностические, технологии сотворчества, формирования психофизического состояния, технология раскрепощения и снятия зажимов, технология на развитие пластических характеристик., стретчинг - синтез хореографии и упражнений.
В 2006 году на базе отделения из числа учащихся педагогами Пятиной Е.В., Тупал Л.А., Ревицкой Н.В. был создан ансамбль «Дала гулдери». Данный танцевальный коллектив явился реализацией творческих способностей одарённых учащихся.Появилась возможность их обучения на более сложном уровне. Разнообразие жанров в концертных постановках данного танцевального коллектива отделения позволяет одарённым учащимся раскрыть многогранность своих возможностей. Актуальность данного проекта проявляется в успешном участии ансамбля «Дала гулдери» на конкурсах разного уровня, от областного до международного.
Ставя перед собой задачу, мотивировать каждого ученика на творческую самореализацию педагоги отделения выставляют на общешкольные, отчётные концерты 100 % учащихся отделения. В целях стимулирования творческого потенциала детей, весь контингент отделения принимает участие в ежегодном региональном конкурсе «Танцевальный
калейдоскоп».
На отделении «Изобразительное искусство» для повышения мотиваций, творческого самоопределения и самосовершенствования обучающихся внедрено использование новых нетрадиционных технологий в обучении изобразительному искусству.
Это: - Создание национальных сувениров « коржын».
- Работа по авторской программе искусства «квилинг».
- Создание изделий в технике «треш-арт», «пейп – арт».
Преп. Нурманова Сауле Несибалиевна

- создание объёмных конструкций из нетрадиционных материалов;
- формирование этнической культуры в творческой деятельности детей.
Преп. Пазылов Алмас Сейдигалиевич:

- использование нетрадиционных приёмов в живописи.
Преп. Лиясова Гульсара Камзабековна:
- использование нетрадиционных технологий «живопись на текстильных нитях»
Преп. Байтенова Манат Компышевна:

- использование нетрадиционных приёмов живописи на воде «Эбру», «найл - арт», «глатте - арт».
Преп. Джумабаева Рубина Кашкынбаевна.
В целях творческого обмена опытом на отделении проводятся мастер – классы по применению данных технологий.
Для формирования творческих способностей воспитанников регулярно проводятся тематические и конкурсные выставки отделения.
Персональные выставки учащихся становятся средством самоопределения личности.
Успешное участие творчески одарённых детей ИЗО отделения в конкурсах различного уровня является реализацией их творческих способностей. Это:
Городские конкурсы: «40-летие Медьзавода», «Сикырлы саусак».
Областные конкурсы: «Дельфийские игры», «Мой город», «Детство – это я и ты».
Республиканский конкурс «Земля – наш общий дом».
XV Международный фестиваль - конкурс детского и юношеского творчества Россия г. Санкт – Петербург.
В результате активного творческого развития учащихся на данном отделении продуктивна профориентационная работа, большое количество учащихся продолжают дальнейшее обучение по данному профилю в высших учебных заведениях как в Казахстане, так и за рубежом.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что в ДШИ активно ведётся работа по развитию одарённых и талантливых детей. На данном мониторинге видно, что количественный уровень достижений учащихся школы стабилен, имеет тенденцию дальнейшего роста.
Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача ДШИ – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: gaponyukelvira (2015-01-15)
Просмотров: 417 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20700]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru