Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Формирование гражданско-патриотических качеств личности у подрастающего поколения в современных условиях»
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности
у подрастающего поколения в современных условиях»

Ныгманова Айжан Сергеевна
ГУ СОШ № 29
Учитель самопознания
Огромные изменения, происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловлено переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания. Возрождение патриотизма как важнейшей духовно – нравственной и социальной ценности воспитания человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Целью педагогики патриотизма является воспитание гражданина – патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой Казахстана и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца – преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Основные задачи:
- формирование патриотического мировоззрения через овладение системой знаний в процессе учебы, развивитие познавательной активности школьников;
- формирование и развитие патриотической направленности личности школьников, осуществляемое в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений;
- формирование и развитие гражданского и национального самосознания школьников;
- способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции школьников, умения применять полученные знания о природе и обществе в своей практической коллективной творческой деятельности;
- формирование и развитие способности и готовности к защите Отечества, реализуемых в военно – спортивной, допризывной деятельности;
- создание условий для реализации в обществе принципов здорового образа жизни;
Основными направлениями воспитания гражданско – патриотических качеств личности в школьной среде являются:
1. Духовно – нравственное, предполагающее:
- повышение толерантности, проявления гражданской позиции учащихся;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
- проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества;

2. Культурно – историческое, включающее:
- воспитание у школьников чувства любви к Родине, гордости за казахский народ;
- воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту казахского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью Казахстана, но и достоянием мировой цивилизации (народный промысел, народные обычаи и традиции, праздники, произведения живописи, графики, музыки);
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

3. Гражданско – правовое, ориентированное на:
- изучение государственной системы Республики Казахстан, ее конституции, государственной символики, прав и обязанностей гражданина Казахстана;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам Казахстана, его суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие школьного самоуправления;

4. Военно – патриотическое, включающее в себя:
– изучение военной истории Казахстана, ознакомление с переломными моментами истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы и лишения;
– сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных сил Республики Казахстан, готовности к выполнению воинского долга;

5. Экологическое включающее в себя:
- овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
- обучение учащихся правилам общения с природой, познания ее;
- развитие потребности в общении с природой;
Как отдельный компонент казахстанского патриотизма можно выделить направление «Суверенный Казахстан». Здесь можно шире охватить достижение Казахстана за прошедшие годы в государственном строительстве, установления экономических, политических, дипломатических, торговых и финансовых связей в мире. Неотъемлемым элементом казахстанского патриотизма является исторически, ставшие традиционным, дружба и толерантность (взаимотерпимость), уважение особенностей и обычаев людей разных национальностей, проживающих в Республике.
Одним из основных направлений воспитательной работы нашей школы является воспитание у учащихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботы и благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации.
Воспитательной целью в этом направлении стало формирование правовых знаний учащихся, правил поведения в обществе т.е. осознанная правильная социальная адаптация учащихся. Данная цель достигается через участие учащихся школы в Республиканском пилотном проекте «Гражданин», направленный на достижение следующих задач:
- формирование ответственных и позитивно мыслящих граждан Казахстана, способствующих принимать активное участие в решении социальных проблем в своем обществе и государстве;
- создание условий для участия молодежи в общественной, гражданской деятельности, способствующей развитию гражданской ответственности, действенности и сопричастности к жизни в обществе.
Военно – патриотическое движение «Жас ұлан» направленное на изучение воинской истории Казахстана, сохранение воинских традиций, формирование позитивного образа Вооруженных сил Казахстана.
Для формирования духовно – нравственных качеств учащихся нами разработана комплексно – целевая программа «Разум сердца». Целью которой является: - сохранение духовно – нравственного здоровья детей.
- приобщения их к нравственным духовным ценностям.
- изучение истории, культуры города Павлодара, Казахстана.
- стремление возродить традиции семейного воспитания.
Через специализированные курсы «Нравственность и культура» - для 5-11 классов и «Азбука граждановедения» - для 1-4 классов происходит формирование в детях чувства любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому Казахстана, бережного обращения к государственной символике. Способность государственной символики влиять на сознание учащихся посредством художественного образа, передавать заключенное в ней обобщенное содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся, форме создает особые возможности использования обращения к Флагу, Гербу и Гимну Республики Казахстан в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который помогает побуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину. На всех значимых мероприятиях школьники исполняют Государственный гимн Республики Казахстан.
Важным звеном воспитательной системы школы является деятельность «Совета старшеклассников», управляет которым президент. Школьное самоуправление предполагает стимулирование инициативы и общественной активности школьников, их способности к самоорганизации, постоянное участие самих школьников в планировании, подведении итогов и оценке результатов каждого дела и всей работы коллектива, предупреждение мелочной опеки над детским коллективом и излишней регламентации его деятельности.
Гражданско-патриотическим воспитанием в школе занимаются все педагогические работники, однако основную работу в этом направлении выполняют классные руководители.
Важнейшее значение в реализации задач гражданско-патриотического воспитания имеют классные часы, проводимые классными руководителями. Однако практика показывает, что традиционные формы их проведения, направленные на репродуктивное усвоение правовой информации не приносят должного результата. Эффективнее использовать те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции.
На сегодняшний день наиболее актуальны методики и технологии, позволяющие учащимся проигрывать различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения в юридически значимых ситуациях и просто в жизненных. В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое помогает школьникам как в обыденных ситуациях, так и закладывает фундамент в формировании активной гражданской позиции. Это может быть правовая игра «Сказка ложь, да в ней намек», диспут «В слове МЫ сто тысяч Я», круглый стол «От беззаботности до преступления» и другие. На протяжении нескольких лет в школе проходит Фестиваль дружбы народов «В семье единой». Целью данного мероприятия является необходимость научить ребят строить отношения людей разных национальностей, объединенных единой территорией и общим государственным устройством в течении многих веков. Научить, искусству жить в мире разных людей и идей, способности иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
Для гражданско-патриотического воспитания особое значение имеют общественно-политические праздники, знаменательные даты из жизни страны, жизни школы. Участие в праздниках дает возможность детям осознать чувство долга и ответственности, чувство радости, сопереживания. Праздники – это не только чувства, но и дела. Ярким примером такой позиции является особый традиционный день в школе «Вахта памяти», в преддверии девятого мая. В этот день гостями школы становятся ветераны. Слова благодарности, концерт, букеты цветов, подарки, экскурсии по школе, песни военных лет – все для наших ветеранов. Такие встречи особенно значимы для школьников, для их душ и поступков, для гражданского становления. Важно помочь детям понять, что есть в их жизни нечто великое, святое, ни с чем не сопоставимое – Родина.
Благодаря формированию и развитию у детей и молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению духовно-исторических культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут возможности их активного участия в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.
Улучшение качественных характеристик детей и молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное сознание детей будут способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением величия и могущества Казахстана.

Источник: http://macevic73@mail.ru
Категория: Школа, как она есть | Добавил: АЙЖАНЧИК (2015-04-08) | Автор: Айжан E
Просмотров: 787 | Теги: Семинар заместителей директоров | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 0:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20725]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru