Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Современный урок в современной школе
Современный урок в современной школе.
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остаётся урок.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой
педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной
коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с
учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы
работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики
овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе
обучения. (по А. А. Бударному).
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения,
воспитания и развития учащихся форма организации деятельности
постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном
отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

«Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал
понятно и доступно».
«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный
урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
«Современный урок - это урок, на котором не приходится делать каждый раз
одно и то же, это разнообразный урок».
«Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твое мнение,
урок, где человек учится быть человеком».
«Современный урок - это урок, на котором чувствуешь себя уверенно».
«Современный урок - это урок без стрессов».

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими
признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе
обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”. Этот вопрос интересует не столько нас, преподавателей, сколько самих учащихся.
Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. Но состояние работоспособности учащегося неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности.
Я считаю, что всем этим требованиям на сегодняшний день отвечает личностно-ориентированный урок. Поэтому и наша школа, и я в том числе, применяем этот метод обучения. Урок, на котором во главу угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность. Учитель на таких уроках не формирует личность, а создаёт условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребёнка; он не ведёт, а идёт рядом и впереди, сотрудничает с ним, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришёл. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он даёт ребёнку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. На таких уроках необходимо обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, развитие индивидуальности учащихся, создание ситуации успеха и обстановку на готовность отвечать, не боясь ошибиться.
Я в своей работе использую в основном игровую технологию, технологию разноуровнего обучения, личностно-ориентированную технологию. Пришла к выводу, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.
На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить. При изучении темы “Координатная плоскость” по точкам рисуем фигуры, координаты которых сначала даю я, а потом с удовольствием составляют сами.
Перед изучением темы о сумме углов треугольника предлагаю такую задачу: “Построить треугольник по трём заданным углам:
а) А = 90°, В = 60°, С = 45°;
б) А = 70°, В = 30°, С = 50°;
в) А = 50°, В = 60°, С = 70°”.
После решения этой задачи учащиеся сами делают вывод. Я привела лишь три примера, на самом деле существует их гораздо больше.
Игровая технология обучения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Игра – творчество, игра – труд. Эффективность такой формы зависит не от принуждения, не от механического воспроизведения, а от того, что учащиеся проявляют собственный выбор внутри жёстких рамок задания. Важным показателем эффективности игры, на мой взгляд, является моральное удовлетворение, отсутствие страха, неуверенности.
В своей работе я очень часто провожу урок – игру или ввожу элементы игры. Начиная с 5-ого класса, применяю уроки с элементами театрализации, на которых присутствуют персонажи сказочных героев, которые заставляют детей с радостью выполнять любое задание. Это создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Компьютерная технология обучения.
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.
В своей работе я тоже использую информационно – коммуникативные технологии.
При проведении уроков применяю электронные учебники. Популярным на сегодняшний день стало создание презентаций к урокам. Например, в программах по математике на вопросы исторического характера не предусматривается ни одного часа, тогда как математика и история – две неразрывные области знания. Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Конечно, в учебниках мы встречаем исторические страницы, но материала там недостаточно. В старших классах я даю учащимся опережающее задание, и учащиеся находят очень много интересного, делают презентацию и показывают на уроках. Учащимся это очень интересно. В других классах сама готовлю историческую справку, а с помощью компьютера это всегда интереснее, чем прочитанное или рассказанное. Презентация применяется и при введении и закрепление нового материала, при проверке усвоения изучаемого материала. На всех этапах урока использование электронной презентации позволяет за ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал, сочетать одновременно несколько вариантов работ.
Готовлю с помощью компьютера простейшие дидактические материалы, например для проведения контрольных работ. Контрольная работа по математике проводится с целью определения конечного результата в обучении, умения применять знания для решения задач определённого типа, изучаемых в данной теме. Дело не в количестве вариантов, а в том – насколько логически обоснованно они составлены. Очень полезны на контрольной работе задания по выбору учащихся (например, на “5” сделать пять из семи или шести заданий и указания уровня обязательных результатов, без которых не ставится три). Для формирования адекватной самооценки учащихся проводится работа, в которой учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности.
Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня.
Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний:
1. восприятие;
2. осмысление;
3. запоминание;
4. применение;
5. обобщение;
6.рефлексия.
Итак, можно выделить возможный максимальный набор этапов урока, образующих его макроструктуру:
-организационный этап;
-этап проверки домашнего задания;
-этап актуализации субъективного опыта учащихся;
-этап изучения новых знаний и способов деятельности;
-этап первичной проверки понимания изученного;
-этап закрепления изученного;
-этап применения изученного;
-этап обобщения и систематизации;
-этап контроля и самоконтроля;
-этап коррекции;
-этап информации о домашнем задании;
-этап подведения итогов учебного занятия;
-рефлексия.

Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я добиваюсь активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.
Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!
Памятка учителю по повышению эффективности урока

1.Строго подходи к отбору содержания урока: включай то, что действительно формирует мировоззрение, развивает познавательный интерес школьника.

2.Комплексно решай на уроке задачи обучения, воспитания и развития
школьника. Конкретизируй задачи каждого урока, учитывая особенности
учеников данного класса.

3.Определив структуру урока, делай её адекватной целям, задачам, содержанию обучения.

4.Сообщая учащимся тему урока, обязательно мотивируй важность её изучения, показывай оригинальность и своеобразие темы, побуждай интерес
к ней, доказывай её взаимосвязь с другими предметами.

5.Организуй деятельность учащихся так, чтобы обучение обязывало их
применять полученные знания для объяснения изучаемых событий и
процессов.

6.Выбирай методы обучения для конкретного урока с учётом специфического содержания.

7.Управляй самостоятельной мыслительной деятельностью учащихся.
Побуждай их вникать в суть нового материала, учи выделять в нём главное, существенное. Помни, что наилучшим образом школьниками усваиваются факты, рассказанные обстоятельно, образно, ярко, эмоционально.

8.Выявляй уровень усвоения на уроке главного материала. Помни, что на
уроке все учащиеся должны усвоить ведущие понятия темы.

Современные требования к уроку
1.Добиваться полного усвоения на уроке.
Урок должен предусматривать не только изложение содержания материала, но и задания, предполагающие применения усвоенных знаний на практике.
Изложение материала должно быть вариативным по структуре.
Структура урока должна быть четкой, со строгим переходом от одной части
урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями обучения.
Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.
Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение цели урока.
Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются
одним из главных условий эффективности урока.
2.Должен соблюдаться принцип научности. Условием научности содержания является ознакомление учащихся с доступными им методами науки.
3.Обеспечить системный подход. Планируя урок не сам по себе, а в составе
темы, включающей несколько занятий, соответствующим образом определяя
оптимальный тип урока. Делать установку на изучение главного.
4.Экономить учебное время за счет ввода эффективных методов организации
познавательной деятельности.
Развивать поисковую деятельность как фактор стрессоустойчивости.
Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного
поиска путем решения поисковых задач, соответствующих возрасту, и при
использовании соответствующих способов деятельности.
5.Использовать различные виды групповой и коллективной работы.
6.Индивидуализация обучения.
Осуществление постоянной «обратной связи» для как можно более широкого
опроса учащихся. На уроке должно иметь место закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащихся, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.
7.Развивать творческие способности как один из факторов, обеспечивающих более быстрое приобретение ЗУНов.
8.Использовать все каналы восприятия, обращая внимание на различные опоры (ориентировочные основы деятельности), вводя алгоритмы рассуждения.
9.Обеспечивать принцип «обучение должно быть победным», создавая благоприятную атмосферу сотрудничества и доброжелательности.
10.Развивать интерес к предмету как способ преодоления перегрузок учащихся.
11.Использовать игровые формы обучения.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: kazaxctan66 (2015-12-18) | Автор: Ахрамович Вера Савельевна E
Просмотров: 3624 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 11:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru