Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Желецкая Наталья Викторовна. Творческий отчёт «Работа в ладу – основа развития музыкального слуха учащихся»
Тема: «Работа в ладу – основа развития музыкального слуха учащихся»

Сольфеджио в школе искусств является одной из дисциплин, способст¬вующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса и самое главное: составляет основу профессионального обучения юного музыканта, дающую теоретические знания, которые позволяют в будущем поступать в средние и высшие учебные заведения по профилю.
Цели и задачи: формирования музыкально - эстетической культуры личности, посредством приобщения к музыкальному искусству. Данная цель реализуется на уроках сольфеджио посредством решения следующих педагогических задач:
1. Образовательные:
- приобретение новых знаний, умений и навыков;
- развитие творческих навыков и способностей;
- познавательная деятельность.
2. Воспитательные:
- формирование духовной культуры и нравственности;
- приобщение к мировым и культурным отечественным
ценностям;
- формирование высоких эстетических норм в отношениях со сверстниками и преподавателями.
3. Развивающие задачи:
- развитие любознательности и кругозора ребёнка;
- способность к самообразованию;
- умение самостоятельно приобретать, анализировать,
усваивать и применять полученные знания.
- развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Содержание уроков планируется с учётом разработанной мною адаптированной программы, созданной на основе "Программы по сольфеджио для детских музыкальных школ", М., 1984г. Программа сохранила свою основную направленность и цель.
Программа курса сольфеджио содержит семь основных разделов:
- Теоретические сведения
- Развитие ритмического чувства, воспитание чувства метроритма
- Развитие вокально-интонационных навыков
- Сольфеджирование и пение с листа
- Развитие творческих навыков
- Воспитание музыкального восприятия и мышления (слуховой анализ)
- Музыкальный диктант
 Творческие упражнения могут быть связаны со всеми компонентами программы и творчески планируются преподавателем.
Формы и методы работы, используемые для достижения поставленных целей и задач.
1. Учебное занятие.
2. Практическая работа.
3. Творческие задания.
4. Конкурсы
Для оценки результативности учебных занятий по сольфеджио применяется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль сочетается с обобщающей проверкой на контрольном уроке в конце четверти. Проверку знаний можно проводить в форме индивидуального, фронтального или письменного опроса.
Основной приоритетной задачей на уроках сольфеджио считаю работу в ладу, т. к. развитие музыкального слуха невозможно без ощущения лада в музыке. Важно, ещё до освоения учащимися теоретических знаний о тональностях воспитывать чувство лада на разной высоте, вырабатывать уменье чувствовать тональность, удерживать её строй, свободно воспроизводить ступени и импровизировать в любой данной тональности.
Работа над развитием ладового чувства учащихся многообразна. Её усложнение идёт на протяжении всего обучения. На первом этапе основная задача – воспитать чувство тональной устойчивости. Следующим этапом является воспитание способности «преодолевать» диатонику. Освоение альтерации ступеней, затем – хроматических вспомогательных и проходящих.
Работая над развитием интонационного слуха, укрепляется связь между зрительным, пространственным представлением и их звуковым воплощением. Для этого используется пение «по указке» без знания нот, болгарская столбица, мануальная система и др.
В развитии интонационного слуха особенно большое значение имеет воспитание слуховых представлений, являющихся основой всякого интонирования.
Развитый внутренний слух имеет огромное значение для всех видов музыкальной деятельности. Только возможность предвосхищать звучание, оперировать музыкально-слуховыми представлениями может обеспечить творческое отношение к исполняемому и служить контролем за качеством исполнении.
Исследуемой проблеме «Воспитание у учащихся ощущения лада, тоники, внутриладовых тяготений» был посвящён открытый урок «Работа
в ладу, как основа развития музыкального слуха учащихся» и методические доклады.
Работая преподавателем сольфеджио 32 года, я обучала большое количество учащихся, многие из которых поступили в высшие учебные заведения: Барон Евгения, Маслова Екатерина, Гилёва Анна, Морева Ирина, Баянова Венера, Нетесова Наталья, Иванов Владислав и др.
Много лет работая в школе искусств, понимаешь, что меняющиеся условия жизни, большой объём информации, воспринимаемый детьми, требует постоянной работы над усовершенствованием методических приёмов. Этому способствуют:
 Курсы повышения квалификации
 участие в городских и областных семинарах
 проведение открытого урока: Интеллектуальная игра «Эрудит» в 7 классе 2016 год.
 Мастер – класс «Игровое сольфеджио в подготовительном классе» 11.2015г.
 Участие в олимпиаде по сольфеджио:
Областная олимпиада – 2017 г. I место, 2016 г. I и II место,
2015 г. I место.
Городская олимпиада - 2015 г. I, II, III место.
 Методические разработки:
«Самообразование и художественная компетентность педагога школы искусств» 2014г.
 Публикации в печатных изданиях:
- Свидетельство о публикации на сайте «Мир учителя» на тему «Олимпиада по сольфеджио - Музыкальный эрудит» от 06.12.2015г.,
- Публикация в сборнике СКГУ им. М. Козыбаева «Этнокультурная парадигма музыкального образования», издательство «Северный Казахстан», 2015г., стр.123.,
- Публикация в Республиканском научно-методическом, педагогическом журнале «В мире музыки» №5-6, 2014г., стр.16.,
- Публикация в сборнике СКГУ им. М. Козыбаева «Музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы», ноябрь 2014г., стр.115.,
- Свидетельство о публикации на сайте «Мир учителя» на тему «Олимпиада по сольфеджио - Музыкальный эрудит» от 06.12.2015г.,
- Публикация в сборнике СКГУ им. М. Козыбаева «Этнокультурная парадигма музыкального образования», издательство «Северный Казахстан», 2015г., стр.123.,
- Публикация в Республиканском научно-методическом, педагогическом журнале «В мире музыки» №5-6, 2014г., стр.16.,
- Публикация в сборнике СКГУ им. М. Козыбаева «Музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы», ноябрь 2014г., стр.115.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: aniutaburunova (2017-03-03) | Автор: Желецкая Наталья Викторовна
Просмотров: 106 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-10-24, 7:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [637]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [37]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [413]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [621]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21723]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [185]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru