Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАЦИИ
К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАЦИИ

Назмутдинов Ризабек Агзамович, Каскеева Индира

девиантное поведение, подросток, дезадаптация, делинквент, саморазрушающее поведение

Я всегда говорю: молодежь - опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нұрлы Жол» - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной динамичной молодежи! (Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - Путь в будущее», Астана, 11 ноября, 2014 г.).
Изучение психологических механизмов девиантного поведения несовершеннолетних проводилось Г.Г. Бочкаревой [1]. Она отмечает, что в структуре мотивационной сферы таких подростков доминируют элементарные потребности, стремление удовлетворить мотивы личного, эгоистичного самоутверждения [1]. Автор выделяет несколько групп подростков в зависимости от соотношения устойчивости и структуры мотивационной сферы. Особенно интересная группа – «глобально неустойчивых» (по терминологии Г.Г.Бочкаревой. «Испытуемые этой группы, имея положительные моральные взгляды, высказывали под давлением группы отрицательные моральные суждения. Все неустойчивые подростки совершали преступления в группе, а не в одиночку, никто из них не был организатором или инициатором преступления. Влияние группы является для таких подростков решающим для совершения преступления» [1, С. 23].
В последнее время в силу ряда причин, в том числе и из-за нестабильности общества интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение, аномалии развития, а нередко деградацию и саморазрушение. Наиболее интенсивно и многообразно эти явления проявляются у подростков, хотя, казалось бы, процессы саморазрушения и не должны практически проявляться в этом периоде.
И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый прежде всего падением субъективной ценности нравственного здоровья [2].
Нездоровый образ жизни, размывание ценностных ориентиров являются тем фоном, на котором продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, быстрыми темпами увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм и правил поведения, глубоко опустошающие и разрушающие духовный мир человека [3].
В этом свете саморазрушающее поведение должно быть рассмотрено не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, сколько как нарушение развития личности, трудновосполняемые утраты духовности, нравственности, приводящие, в конечном счете, к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени.
Таким образом, девиации – это то, что создается и поддерживается как реакция общества на поведение, отличающееся от общепризнанного. Следовательно, девиантность заключается не в самом поведении, а в том, что оно приходит в столкновение с установившимися нормами и правилами поведения.
Сходное определение предлагает Я.И. Гилинский, подчеркивая, что отклоняющееся поведение «является результатом противоречия между формой и практической деятельностью людей» [4]. Этот же автор предлагает выделить два типа отклоняющегося поведения:
 поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
 социальное явление, выражавшееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [4, С. 7].
Т. Шибутани указывает на расхождение стандартов поведения и оценки норм во всевозможных группах той или иной общности, тем самым подтверждая, что наличие отклоняющегося поведения оказывается чуть ли не «естественным» [5].
Стороны того или иного существующего социального противоречия, феноменологически поляризуясь в противоположных образах, концентрируют вокруг себя и мобилизуют реальных агентов социального действия – индивида, социальные группы, классы – для разрешения их силами обострившегося противоречия [6]. Формируется предельно фиксированный стереотип, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию: «с нами или против нас».
Что дает «нормативному» обществу навешивание на определенную группу ярлыка «девиантов»? П.Н. Шихарев считает, что это дает возможность организовывать и интегрировать (на психологическом уровне) сознание людей, принадлежащей одной социальной группе, осознавать себя носителями идеи порядка, одобряемым большинством [7].
Таким образом, характеристика и определение девиации, которая опирается на идею отклонения от нормы, не выдерживает критики. Нужен подход, основанный на изучении личностных особенностей лиц с поведением явно социально-конфликтным.
Проблема личностных особенностей лиц с отклоняющимся поведением ставилась как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Имеются интересные исследования дисгармоничности развития характера, структуры акцентуаций подростков – делинквентов [8], исследования самооценки подростков-делинквентов [9], исследования личностных особенностей подростков-делинквентов в связи с их ролевыми позициями и социальным статусом в группе [10].

ЛИТЕРАТУРА

1.Бочкарева Г.Г. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников. – М.: Академия, 2004. – 366 с.
2. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983. – 243 с.
3. Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 464 с.
4. Деев В.Г. Личность в системе общественных отношений. – М.: Наука, 1989. – 190 с.
5. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Владос, 200. – 662 с.
6. Московичи С. Век толпы. Исторический трактат по психологии масс. – М.: Творческий Центр, 2010. – 622 с.
7. Шихарев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. – М.: Просвещение, 1976. – 297 с.
8. Александров А.А. Нарушение поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. – Л.: Наука, 1973. – 214 с.
9. Леев В.Г. Личность в системе общественных отношений. – М.: Наука, 1989. – 264 с.
10.Меджидова С.М. Социально-психологические типы несовершеннолетних осужденных. – Л., 1985. – 264 с.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: nazmu1956 (2018-12-31) | Автор: Назмутдинов Р. А., Каскеева И. E
Просмотров: 363 | Комментарии: 3 | Теги: саморазрушающее поведение, дезадаптация, Подросток, делинквент, девиантное поведение | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 2:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru