Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Назмутдинов Р. А., Монько А.

«Я-концепция», самотождественность, самоактуализация, самопредъявление, самопринятие

Молодежи Казахстана необходимо помочь четко обозна¬чить пространство для приложения своего интеллектуального и инновационного потен¬циала. В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие - новый эко¬номический подъем - новые возможности Казахстана» определено, «молодежь - основа будущего, получит новые возможности строить свое будущее» [1].
Как научное понятие Я-концепция вошло в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это, разумеется, не означает, что описываемая им реальность психической жизни индивида ранее не изучалась. Труды У. Джемса говорят об этом с достаточной убедительностью.
Основополагающими в нем стали работы А. Маслоу, К. Роджерса, А. Комбса, некоторых других американских психологов и педагогов. Они выступили с абстрактно-антропологических, внеисторических позиций в понимании индивида и его личностного развития, обратившись к изучению собственно человеческих проявлений (эмоций, чувств, установок и т.п.).
В их понимании человеческое Я не является фатально приговоренным к антисоциальным побуждениям, как считают фрейдисты, приписывая бессознательным и необузданным влечениям главенствующую роль в жизни человека. Психологи и педагоги этого направления отклоняют и бихевиористский подход к человеку, согласно которому его поведение можно адекватно изучать по аналогии с реакциями животных.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? В литературе нет единой его трактовки, ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.
Но Я-концепция – понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешний влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты.
С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью.
В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущения своей постоянной определенности, самотождественности. Так и выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлениях о собственном Я - Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами [2].
Негативное представление о себе отмечается у людей, далеких от самоактуализации, и особенно яркого выражения, как правило, оно достигает у людей с асоциальными, девиантными и делинквентными, особенностями поведения.
Выбор в качестве объекта исследования лиц подросткового возраста связан с тем, что на данном этапе жизненного пути происходит выработка стилей общения и формирование Я-концепции, которая находит выражение в образах самопредъявления. Большинство подростков уже способны управлять своим поведением, но имеют противоречивую Я-концепцию, обусловленную переходом от детства к взрослости.
Результаты исследования демонстрируют, что целостная Я-система подростка, а особенно его самооценка зависит от семейной ситуации, родительского воспитания.
Родительское воспитание понимается как сложная структура, состоящая из комплекса факторов: эмоционального отношения родителей к ребенку, представлений о нем и способов обращения родителей с сыном или дочерью. При этом мы полагаем, что родительское воспитание оказывает существенное влияние на самоотношение подростка.
В данной работе под самоотношением мы понимаем эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка же, на наш взгляд, в большей мере связана с термином «самосознание», это и процесс (самооценивание) и его результат (самоотношение).
Мы полагаем, что самопринятие является генетически первичной структурой самоотношения. Этот элемент самоотношения в большей мере связан с общей самооценкой, которую выделяют различные авторы.
Суть самопринятия – некритичное, безусловно положительное отношение к себе. В отличие от самопринятия самоуважение, видимо, является интериоризацией условного отношения других людей к ребенку. На этом уровне появляется критичность по отношению к себе.
Критичность, по нашему мнению, является результатом сравнения себя с определенными эталонами, в качестве которых выступают представления о Я-идеальном, в свою очередь, являющееся интериоризацией общественных норм.
Хочется обратить внимание на еще один очень важный момент: несмотря на то, что самоотношение является дифференцированной структурой, связи между отдельными его компонентами довольно сильны.
Многие авторы обращают внимание на то, что есть общая установка – либо положительная, либо отрицательная – в отношении самого себя. По всей видимости, она представляет собой результат взаимодействия всех компонентов самоотношения.
В настоящее время в психологической литературе принято рассматривать отдельно материнское и отцовское воспитание, считается, что они имеют значительные различия.
Поэтому в данном исследовании мы попытались выявить специфику влияния матери и отца на формирование отношения к себе и к ним у ребенка.
Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса со стороны матери (LT=47), враждебность отца (LT=46,8) и крайняя его непоследовательность (LT=49).
Отсутствие позитивного интереса со стороны матери, воспринимаемое подростками как отсутствие эмоционального принятия и опеки, непредсказуемость реакций отца создают ситуацию неопределенности для подростка, поскольку они в результате не уверены в своей значимости для матери и находятся в постоянном ожидании недовольства или сурового наказания со стороны отца.
Вернувшись к тому, как оценивают вклад каждого из стилей взаимоотношений в семье в процесс социально-психологической адаптации подростка автор методики «Подростки о родителях», мы видим, что полученные результаты опроса позволяют предположить. Что картина этой адаптации и вообще картина внутреннего психологического комфорта подростков примерно такова:
1. Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что, вероятно, является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.
2. Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следующих за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.
3. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует, как нам кажется, наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.
Эти результаты позволяют сделать вывод об актуальности психологической работы с родителями подростков, причем основными направлениями этой работы могут быть следующие:
- особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;
- необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом давая им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию;
- целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.
Столь же актуально и психологическая работа с подростами по проблеме их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями или по крайне мере, хотя бы одни из аспектов этих отношений.

ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана: Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана // Казахстанская правда. - 2010. - 30 января.
2.Мороз О.М. Анализ содержания образа «Я» у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в системе общественных отношений. – М., 1983. – 402 с.

Источник: http://.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана: Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казах
Категория: Школа, как она есть | Добавил: nazmu1956 (2018-12-31) | Автор: Назмутдинов Р. А., Монько А. E
Просмотров: 507 | Комментарии: 4 | Теги: самотождественность, «Я-концепция», самоактуализация, самопринятие, самопредъявление | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 6:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru