Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

К РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Назмутдинов Р.А., Ильина Д.

К РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Молодежь выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов - знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию ин-формации, полученных в процессе образования, самообразования, практической деятельности. В лице современной молодежи в казах¬станском обществе сформировался абсолютно новый культурный тип, существенно отличаю¬щийся от прежних поколений: сформировался слой молодежи с новыми ориентирами, цен-ностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире». При раскрытии природы и причин социальных отклонений поведения, мы исходили прежде всего из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в различных социумах [1]. Мы исходили из того, что девиантное или отклоняющееся поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонения от принятых в данном социуме норм и правил поведения, совершаемых в рамках психического здоровья. Другими словами, эти нарушения поведения не обусловлены нервно-психическими заболеваниями.
Таким образом, девиация - это то, что создается и поддерживается как реакция общества на поведение, отличающееся от общепризнанного. Следовательно, девиантность заключается не в самом поведении, а в том, что оно приходит в столкновение с установившимися нормами и правилами поведения.
Определяющей посылкой нашего понимания ценностно-потребностной сферы личности может быть позиция ученых В.А. Сластенина и В.П. Каширина: "Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей" [2].
Изучение психологической литературы (Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, В.С. Магун), подводит нас к пониманию значения потребности как важнейшей побудительной силы человеческой активности.
Под потребностью мы понимаем объективное состояние субъекта, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Рассматривая многосторонние связи потребности и деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что потребности являются не только мотивом, источником деятельности, но и ее результатом [3].
В научной литературе (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) превалирует мнение о том, что поведение человека (и социально-одобряемое, и асоциальное) мотивируется как потребностями, нуждами, так и целями, идеалами, ценностями. При этом девиация определяется как нарушение баланса в сфере ценностно-потребностной регуляции, смещение в сторону собственных потребностей, с неразвитостью для субъекта сферы личностных ценностей. Предполагается, что такое смещение проявляется в фиксации субъекта на собственных, относительно быстро насыщаемых потребностях.
Анализу влияния ценностно-потребностной сферы личности на ее осложненные формы поведения и посвящено наше эмпирическое исследование. Экспериментальную группу (далее мы будем обозначать буквой D) составили юноши и девушки, допустившие правонарушения и состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Контрольную группу (далее мы будем обозначать ее буквой N) составили юноши и девушки в возрасте также от 13,5 до 15 лет. Для того, чтобы получить представление об особенностях ценностно-потребностной сферы личности испытуемых, мы использовали различные методические пути.
Наиболее интересными и впечатляющими оказались результаты экспериментальной и контрольной групп с использованием методики исследования самоотношения.
Анализ полученных данных показывает, что испытуемым-девиантам в большей степени, чем испытуемым контрольной группы свойственно закрытое отношение к собственной личности, достаточно неглубокая оценка собственных качеств. Высокий средний балл по шкалам внутренней конфликтности и самообвинения свидетельствует о тенденции к самоуничижению, переживанию малой ценности и значимости своей собственной личности. Общий негативный фон отношения к себе, недовольство собой – все это также в большей степени присуще испытуемым из экспериментальной группы. При этом девианты в значительно меньшей степени, чем испытуемые групп, переживают свою самоценность, испытывают меньший интерес к своему внутреннему миру, а также ниже оценивают свою способность вызывать у других людей понимание, одобрение, уважение и симпатию. Можно сделать предварительный вывод: подростки-девианты в меньшей степени, чем их сверстники из контрольной группы, приписывают свои успехи, удачи себе и своим личным достоинствам. Испытуемые из группы D в меньшей степени, чем их сверстники из контрольной группы, считают себя способными к самостоятельному формированию своего круга общения, а также склонны приписывать инициативу развития межличностных отношений своим партнерам по общению.
Показательными являются результаты экспериментальной и контрольной групп по тесту смысложизненных ориентации. Испытуемые из группы D получили более низкие баллы как по всем субшкалам, так и по общему показателю осмысленности жизни. Таким образом, мы можем утверждать, что испытуемые-девианты по сравнению с испытуемыми контрольной группы:
а) в большей степени ориентированы на сегодняшний день и имеют меньше целей в жизни; больше склонны к фатализму, принимают события такими, каковы они есть; наблюдается отказ от попыток что-либо планировать и менять самостоятельно;
б) меньше верят в способность и возможность контролировать события своей жизни, в собственные силы; при этом не удовлетворены прожитой жизнью, хотели бы, чтобы она прошла иначе; однако при этом не считают, что в их силах было сделать иной свою прошлую жизнь.
По результатам работы с методом мотивационной индукции было получено два набора данных. Первый набор ("МИМ-мотивы") дает представление о мотивации поведения, сфере интересов, устремлений испытуемых экспериментальной и контрольной группы. По отдельным видам мотивации получены заметные различия между испытуемыми-девиантами и их сверстниками из контрольной группы. У испытуемых из группы D превалирует восприятие себя как пассивного и зависимого от других людей, обстоя¬тельств, мало влияющего на ход событий окружающего мира и потому не могу¬щего нести ответственность за происходящее вокруг. Эти данные согласуются с полученными данными об особенностях локуса контроля у испытуемых – девиантов, а также с показателями двух последних шкал теста смысложизненных ориентаций – ("Я – хозяин жизни"; "Управляемость жизни"). Это может подтверждать мысль о восприятии испытуемыми как "внешнего" того, что в большей или меньшей степени определяет его поведение, а именно нормы, правила поведения и ценности многих социумов (семьи, референтной группы, государства) и отсутствии или несформированности "внутреннего", а именно, личностных ценностей, которое могло бы определять его самостоятельный выбор и позицию.
Субъекты с девиантным поведением обнаружили целый ряд личностных свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-потребностной сфер личности, как тревожность, низкий самоконтроль, потребительская ориентация, отсутствие ориентации на общечеловеческие ценности. Можно предположить, что девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от системы личностных свойств. Именно эти свойства порождают девиации, как отклонения в социально-значимом поведении. Вместе с тем, рассмотрение личности и отклонения ее поведения необходимо изучать в социально обусловленной, развивающейся личности к окружающей её социальной действительности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном
мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алматы: Казак, университеті, 2009. - С. 20.
2.Назмутдинов Р.А. Ценностная сфера личности с осложненными формами поведения /Аспирантский сборник НГПУ-2001 /Под ред. А.Ж. Жафярова. – Часть 4. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001, с. 174-181. (0,4 п.л.)
3.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Издательский центр "Академия". 2012. – 480с.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.т. – М.: Педагогика, 1988. Т. II. – 249 с.

Источник: http://1. Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алм
Категория: Школа, как она есть | Добавил: nazmu1956 (2019-01-17) | Автор: Назмутдинов Ризабек Агзамович, Ильи E
Просмотров: 383 | Теги: Субъект, ценности, потребности, Подросток, девиация, активность | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 10:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru