Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Интеллектуальные игры на уроках литературы
Интеллектуальные игры
на уроках литературы

Елисеева И.В., Брозголь Т.А., г.Алматы гимна-зия №132

На сегодняшний день одной из актуальных про-блем является научить ребенка читать внимательно, понимая происходящее в литературном произведе-нии; привить умение анализировать прочитанное; научить ребенка мыслить; высказывать свое мнение.
Цель преподавателя заинтересовать ребенка произведением так, чтобы он читал и старался за-помнить даже мелочи. Для реализации своей цели мы стали использовать интеллектуальные игры при изучении основных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала.
Интеллектуальные игры имеют контролирую-щий, творческий и обучающий характер. Они позво-ляют развивать логическое мышление у учащихся, способствуют обнаружению пробелов в знаниях, за-интересовать учащихся новым материалом, побуж-дают учащихся искать дополнительные источники по определенным темам. Использование интеллекту-альных игр на уроках способствует развитию твор-ческих способностей у учащихся.
Интеллектуальные игры имеют различные фор-мы проведения.
1.Тесты – это способ понимания текста художе-ственного произведения, они способствуют привле-чению внимания к таким мелочам, которые усколь-зают от внимания при чтении и изучении. Этот спо-соб проверки знаний широко используется при по-ступлении в ВУЗы. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы подготовить учащихся к такой форме проверки знаний.
Тесты очень часто используются нами на уроках литературы. Навыки работы с тестами формируются у учащихся постепенно. Учащиеся знают, что им на-до сосредоточиться и быть внимательными во время тестирования.
Новая программа по литературе предусматрива-ет работу на уроках в специальных рабочих тетра-дях, что делает урок интереснее и занимательнее. Здесь даны не только тесты, но и литературные вик-торины, которые тоже входят в интеллектуальные игры.
2.Литературные викторины не требуют специ-альной подготовки, однако и беглого чтения недос-таточно. Викторины включают вопросы, требующие хорошего знания текста, что способствует внима-тельному чтению учащимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на связи ли-тературы с другими видами искусства.
Например: почему Афродиту (Венеру) называли еще и Кипрой? Что означает имя Александр? Кто из богов помогал грекам, а кто – троянцам в Троянской войне? (6класс). Используя из на уроке, добиваешь-ся от учащихся внимательного прочтения текста и его полный анализ.
3. На уроках литературы можно использовать такие виды опроса, как шуточные вопросы. Напри-мер: назовите основной род занятий купца Калашни-кова. Из какого металла сделан конь «медного всад-ника»? Глее происходит действие поэмы «Полтава»? Кто по профессии станционный смотритель? Какое место при дворе занимал опричник Кирибеевич?
Такие вопросы позволяют проверить эрудиции учащихся, знание текстов, способность к логическо-му рассуждению и ассоциативному мышлению. Раз-вивают внимательность, быстроту реакции и, конеч-но же, чувство юмора.
4. Кроме нетрадиционных приемов – персони-фикации и драматизации – существуют и другие ме-тоды игр, основанные на прямой речи и так назы-ваемом «эффекте присутствия». Близок к этому при-ем интервью или письма от имени героя литератур-ного произведения. Воображаемые экскурсии, или заочные путешествия – прием, в котором ученики становятся участниками или очевидцами событий, знакомятся с людьми, животными в ту или иную эпоху.
5. Ролевая игра, которая является составной ча-стью литературных конкурсов, требующих не только знания произведения, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. Здесь идет деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективизма. Здесь даются вопросы и задания, развивающие у учащихся способности актера, режиссера или автора сценария. Различаются ретроспективные игры
(роль героя литературного персонажа), деловые игры – разыгрываются роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное произведе-ние. Здесь могут разыгрываться игры, типа «Угадай литературного героя», «Литературный театр».

Для старшеклассников можно проводить обу-чающие игры, типа: урок-композиция, урок-суд, урок-концерт, ученый совет, игровой практикум.
Учащиеся сами смогут моделировать новые си-туации, владея описанием, повествованием, характе-ристикой, связной речью. Они включают элементы творческой деятельности.
Интеллектуальные игры дают возможность ис-пользования их не только на уроках, но и на класс-ных часах. Учащиеся ставят сценки на разные темы, выступая актерами и режиссерами.
6. Самой традиционной формой интеллектуаль-ных игр является олимпиада. Она способствует про-верки знаний и эрудиции учащихся.
Интеллектуальные игры могут быть использо-ваны как элемент дискуссии в ходе изучения темы, для закрепления и лучшего понимания. Они могут быть использованы для оперативного опроса пози-ции учащихся по какой либо проблеме и даже для контроля знаний не только на уроках литературы, но и истории, географии, математики, физике и т.д.
Ведь главная цель – это заставить учащегося осознать проблему, пропустить ее через себя и сформулировать собственный взгляд.
Вопросы формулирует преподаватель, лучше будет, если учащиеся займут активную позицию и будут принимать непосредственное участие в обсу-ждении. Вопросы и ответы должны быть краткими. Ведь необязательно растягивать данный вид работы на весь урок, достаточно выделить на него 5 – 10 минут или взять интересные моменты и вставить в урок.
Приучая учащихся к таким видам работ, мы увидим, что дети спокойно в них включаются и на-чинают хорошо ориентироваться в поставленной пе-ред ними задаче.
Такая форма работы помогает контролировать знания учащихся, учить их новому и обобщать пройденный материал.
Применяя интеллектуальные игры у себя на уроке, вы увидите, что стало интересно и вам и уче-никам. Вся ваша огромна работа окупится, надо только иметь желание и терпение.

Список используемой литературы

1.Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. – Интеллекту-альные игры для школьников. Литература. – Яро-славль, «Академия развития», 1998 год.
2. М.В.Короткова, М.Т. Студенкин – Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – Москва, «Владос», 1999 год.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Андрей (2009-12-26) | Автор: Брозголь Т.А., Елисеева И. В. E
Просмотров: 5424 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 8:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru