Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Три урока по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Материал признан лучшим по итогам 1 четверти 2010 года
«ТАРАС БУЛЬБА» Н.В. ГОГОЛЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭПОС.
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ
(2 часа)

Цель: - дать общую характеристику повести Гоголя, обратить внимание учащихся на соотнесённость в ней исторического и эпического начал;
- провести анализ содержания по главам, развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;
- формировать нравственные качества личности.

ХОД УРОКА.

1) Вводная беседа.
Устный фронтальный опрос.
- Сложен ли язык повести, легко ли было читать?
- Где происходит действие повести?
- Что представляет собой Запорожская Сечь?
- Почему Гоголь называет описываемое время «жестокий, свирепый век»?
- Реальны ли герои повести?
- Кто является главным героем повести Гоголя?
- Каким показан образ Тараса Бульбы?
- Как звали сыновей Тараса Бульбы?
- Каковы характеры каждого из сыновей?
- Расскажите, как сложились судьбы сыновей Тараса.
- Ваше впечатление от повести.

3) Анализ по главам.

1 глава

- С чего начинается повесть?

- Как отец встречает сыновей?

- Какую оценку он даёт в первые минуты встречи Остапу? Андрию? (текст). Как наставляет обоих? (текст).

- Найдите в тексте описание внутреннего убранства в доме Тараса Бульбы. Как описание светлицы характеризует хозяина дома?
(Интерьер и предметно-бытовая деталь выступают средством раскрытия образа героя. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. На первом плане – оружие – это главное для хозяина. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки).

- Что говорит автор о Тарасе Бульбе в 1 главе? (текст).

- Какую свою давнюю мечту решает осуществить Тарас в 1 главе?

- Как раскрывается образ матери в 1 главе повести в сцене встречи и прощания с сыновьями?

- Чем заканчивается 1 глава?
(Сбылась мечта Тараса: рано утром они отправляются в столицу вольного козачества – Запорожскую Сечь).

2 глава

- Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей?

- Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?

- Найдите в тексте описание степи. Какие чувства вызывает степь у героев повести, автора, у вас?

- Что представляет собой Запорожская Сечь? (текст, выборочно).

3 глава

- Что представляет собой Запорожская Сечь? Каковы здесь нравы и законы? (текст).
(Вольные козаки, вынужденные постоянно воевать, привыкли к бранному быту. Они стали пренебрежительно относиться к хозяйственным заботам, обменивали добытые в бою трофеи на необходимые вещи и еду. Целые дни они проводят в пирах и разгуле, если врага нет близко. Такова обратная сторона их долгой войны во имя воли. Основной закон Сечи – закон товарищества).

- Как показали себя Остап и Андрий?

4 глава

- Каково основное событие 4 главы?
(Плохая новость, начало наступления).

5 глава

- Чему радовался Тарас, глядя на своих сыновей? Чем отличались их воинские качества? (текст).

- Какое впечатление произвела на Андрия встреча со служанкой польской панночки?

- Как воспринимает Андрий происходящее в осаждённом городе?
(Андрий ,видя страшные картины последствий войны, переживает настоящее потрясение).

6 глава

- Как вы считает, мог ли Андрий и дальше участвовать в войне, после того, что увидел?
(Он уже вряд ли сможет вернуться к своему отцу, брату. Перед нами уже не прежний запорожец, живущий только одним чувством к врагу – ненавистью).

- Можно ли понять и оправдать поступок Андрия?
(Душа Андрия открыта всему миру: он сострадает человеку, даже если этот человек – враг. Сострадание, красота, любовь – это ценности мирной жизни. Андрий их выбирает, потому что не может жить только войною).

- Что заставляет Андрия принять окончательное решение не возвращаться к запорожцам?
(Слёзы панночки, её слова о невозможности им быть вместе. Он выносит себе приговор).

- Найдите в тексте, какой ответ даёт панночке Андрий.

7 глава

- Какие действия предприняли козаки, узнав о происшедшем ночью?

- Как закончился бой? Кем стал Остап?

8 глава

- Что произошло в Сечи во время боя?

- Что предложили кошевой, Тарас Бульба?

- Как поступили козаки?

9 глава

- Прочитайте речь Тараса о товариществе. В чём, по мнению Тараса, сила товарищества и братства людей?

- Как проходил второй бой под Дубно? Что говорили козаки, умирая?

- Какими словами подбадривал товарищей Тарас?

- Найти в тексте, как погиб Андрий. Как относится автор к гибели героя?

- Мог ли Тарас Бульба поступить по-другому?
(Нет уз святее товарищества – эти слова объясняют страшный поступок героя. Проведя всю жизнь в военных походах, он не только отвык от дома, хозяйства и труда, но изменилось и его сознание. Узы товарищества стали для него дороже кровных уз. Это ситуация безысходная, обрекающая человека на гибель. Это личная и общественная катастрофа времени).

- Чем заканчивается глава?

10 глава

- Что произошло с Тарасом Бульбой?
(Ранение в бою и отсутствие новостей об Остапе. Чтение, стр.83)

- На какой поступок решается старый вояка?

11 глава

- Почему Остап в свой последний час вспоминает отца и обращается к нему?

12 глава

- Что изменилось в характере поведении Тараса Бульбы после битвы под Дубно и казни Остапа?

- Как погиб Тарас?

- Какие мысли и чувства Гоголя выражены в следующих словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

- При каких обстоятельствах Тарас произносит следующие слова, ставшие крылатыми выражениями:
«Терпи, казак, атаманом будешь»; «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»; «Есть ещё порох в пороховницах?»

3) Домашнее задание.
Дома заполнить таблицу своими заключениями и короткими примерами из текста.

Остап Андрий

Портрет
Учёба в бурсе
Отношение к родителям
Поведение в бою
Сцена гибели

4) Подведение итогов урока.

Литература:
1) Учебник «Родная литература», 7 класс, 1989г., стр.25-93.
2) Турьянская, «Литература в 7 классе», метод. пособие, 2002г., стр.113-135.
3) Ивченков, «Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка, 4-8 кл», 1983г., стр. 106-110.


ТАРАС БУЛЬБА И ЕГО СЫНОВЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ ГОГОЛЯ

Цель: - ознакомить с понятием характеристики героев и средствами её раскрытия; развивать понятие о литературном герое;
- раскрыть исторические причины трагедии Тараса Бульбы, познакомить с понятием конфликт;
- формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя.

ХОД УРОКА.

1) Проверка домашнего задания.
Устное чтение составленной дома сопоставительной характеристики на героев повести.
Анализ характеристик.

2) Запись выводов.

Тарас Бульба.
Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки.

Нет уз святее товарищества – эти слова объясняют страшный поступок героя. Проведя всю жизнь в военных походах, он не только отвык от дома, хозяйства и труда, но изменилось и его сознание. Узы товарищества стали для него дороже кровных уз. Это ситуация безысходная, обрекающая человека на гибель. Это личная и общественная катастрофа времени).

Остап.
Остап – человек массы, толпы, он целиком вписывается в свою среду, не имеет с ней никаких противоречий. Остап полностью повторил в своём развитии отца и в целом сознание запорожского козачества.

Андрий.
Андрий, увидев страшные картины последствий войны, переживает настоящее потрясение. Он уже вряд ли сможет вернуться к своему отцу, брату. Перед нами уже не прежний запорожец, живущий только одним чувством к врагу – ненавистью.

Душа Андрия открыта всему миру: он сострадает человеку, даже если этот человек – враг. Сострадание, красота, любовь – это ценности мирной жизни. Андрий их выбирает, потому что не может жить только войною.

3) Подготовка к сочинению.

Образ литературного героя.

Образ литературного героя раскрывается в поступках, в поведении, во взаимоотношениях с другими действующими лицами, в оценке различных жизненных явлений, в его отношении к миру.

Так, горячая любовь Тараса Бульбы к родине и его мужество проявляются и тогда, когда он сражается с врагами, и тогда, когда произносит свою речь о товариществе, и тогда, когда медленно погибает на костре. Он верный товарищ и храбрый воин. Его любят и ценят козаки, недаром они выбирают его свои наказным атаманом и беспрекословно подчиняются его распоряжениям в бою.

Не меньшее значение в раскрытии образа имеют описания внешнего облика героя, его манеры говорить, его жестов, речи, окружающей обстановки. Описание светлицы в доме Бульбы, например, не только знакомит с бытом козачьей семьи XVI века, но характеризует и его владельца. Перед нами жилище воина, большая часть жизни которого прошла в Запорожской Сечи и в военных походах, много повидавшего на своём веку. Суровая жизнь того времени, когда мужчины не расставались с оружием, редкие встречи с семьёй сказались и на характере Тараса; он суров, иногда жесток, решителен в поступках, убеждён, что место козака – в Запорожской Сечи или в бою с врагами родной земли. Своим сыновьям он говорит: «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь; вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!»

Переживания героя, его думы, чувства описываются автором, либо раскрываются с помощью речи самого героя, обращённой к себе (внутренний монолог): «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстрелянным. И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» Перед ним сверкало и расстилалось синее море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою.

И не выдержал наконец Тарас. «Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его? Разведаю во что бы то ни стало!»

Не меньшее значение в понимании образа героя имеют авторские оценки и авторские характеристики героев. Стремительность и отвага Остапа, точность его ударов по врагу сравниваются с ударом ястреба, который, высмотрев с высоты добычу, бьёт оттуда стрелой. Рыцарские качества Остапа, его сила и благородство сравниваются с могучими качествами льва.

Таким образом, поступки героя, его речь, окружающая его обстановка, взаимоотношения с другими действующими лицами, внутренний монолог и авторская характеристика помогают нам не только представить себе того или иного героя, но и понять его сущность, характер.

Чтобы охарактеризовать литературного героя, необходимо:
1) Внимательно прочитать художественное произведение.
2) Выбрать из произведения эпизоды, наиболее полно раскрывающие образ героя.
3) Перечитывая выделенные эпизоды, обратить внимание
- на внешний облик героя, его жесты, речь, его интонацию, манеру говорить;
- на его поведение, взаимоотношения с другими персонажами произведения;
- на окружающую героя обстановку, время и место действия;
- на то, какими средствами выражается авторское отношение к нему.
4) Определить своё отношение к герою: его поступкам, поведению, взглядам, его моральным качествам и жизненной позиции.
5) Продумать план собственного высказывания.

3) Домашнее задание.
Написать сочинение по одному из планов.

Тарас Бульба – герой повести Н.В.Гоголя.
План.

1. В чём видит Тарас бульба смысл своей жизни?
2. Почему стремится он в Запорожскую Сечь?
3. Как относится он к своим сыновьям? Чем гордится и с чем не примиряется?
4. Как выражает Тарас заботу о козаках, являясь их наказным атаманом? О чём думает он в последние минуты своей жизни?
5. Что говорит Тарас о товариществе и братстве русских людей, к чему призывает Козаков?
6. Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
7. Что привлекает нас в характере и в поступках Тараса Бульбы?

План.

I. Каким событиям посвящается повесть Н.В.Гоголя и кто её главный герой?
II. Образ главного героя повести.
1. Что узнали мы из первой главы о Тарасе Бульбе?
2. К чему стремится Тарас и В чём видит смысл своей жизни?
3. Как проявляет себя Тарас Бульба:
а) в отношении к сыновьям;
б) в его речи о товариществе;
в) при подготовке к бою и в битве под Дубно;
г) в момент гибели.
4. Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
III. Что привлекает нас в характере и поступках Тараса Бульбы?

Две судьбы сыновей Тараса Бульбы.
План.

1. Внешний облик братьев.
2. Учёба в бурсе.
3. Отношение к отцу и матери.
4. Жизнь в Запорожской Сечи.
5. Поведение в бою и в момент гибели.
6. Подвиг Остапа и предательства Андрия.
7. Отношение автора к Остапу и Андрию и средства выражения этого отношения.
8. Собственная оценка героев повести, их поступков в различных жизненных ситуациях.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Карагандинка (2010-01-25) | Автор: Стерликова Наталья Александровна E
Просмотров: 65003 | Комментарии: 2 | Теги: образ литературного героя, тарас бульба | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 7:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru