Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы в 6 классе на тему: «…Никого в жизни нет и не будет родней…» (по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)
1.Урок литературы в 6 классе на тему: «…Никого в жизни нет и не будет родней…» (по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Тема: «…Никого в жизни нет и не будет родней…»
Цели урока:
• определить идею произведения;
• проследить авторскую позицию;
• раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского;
• Воспитывать любовь к матери, к близким людям.

Ход урока.
Эпиграф: И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Валентин Берестов.(слайд№4)

I. Орг. момент. Сообщение темы, целей урока.
На слайде тема, цели урока. (слайды №1.2),стихотворение (слайд№3)
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук.
За то, что ты – сын.
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Вступительное слово учителя.
Вы знаете, ребята, рассказ этот – один из тех, который оставляет «зарубки на сердце» (зарубки на дереве), т.е. оставляет неизгладимый, болезненный след в душе. Невозможно его читать равнодушно.
К.Паустовский поднимает важную проблему взаимоотношений родителей и детей, ответственности людей за свои поступки.(слайд№5)

II. Основная часть.

1. Как же проявляется авторская позиция? (слайд№6)
ПОСТИЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ
 Автор-повествователь находится в позиции наблюдателя, но его незримое присутствие – в каждом слове.
Паустовский использует пейзаж для передачи состояния героев  «Октябрь был на редкость холодный…
Из них назойливо сыпался дождь».

 начало рассказа,
 эпизод, описывающий ночь и старый клён,
 сцена похорон,
 последняя ночь Насти в доме.

-Автор занимает позицию стороннего наблюдателя, присутствие его чувствуется(начало текста зачитать).
-Автор использует один из традиционных приемов в литературе- пейзажные зарисовки, подчеркивающие душевное состояние героев.(осень в начале рассказа, эпизод со старым кленом. Сцена похорон, последняя ночь Насти в доме)
2.Какова роль художественных средств? (слайд№7)
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
 Эпитеты

 Художественная деталь

 «Катерина Петровна молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая…»
 «…закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, запутывалась в седых волосах одна-единственная слезинка.»
 «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме.»
 Жестяная пустота почтового ящика, старый клён, предметы в доме.

ВЫВОДЫ:
 За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
 С помощью художественных средств автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев.
Автор использует все возможные средства, чтобы показать одиночество Катерины Петровны и равнодушие Насти. Уехав в город, дочь потеряла связь с матерью – самым дорогим для всех человеком, порвалась та незримая ниточка, которая связывает мать и ребенка. Ведь родители любят нас такими, какие мы есть. И, даже состарившись, именно к ней – маме.
- Что вас больше всего поражает в Насте? (помогает Тимофееву, а у матери не была 3 года)
- А кто помогает Катерине Петровне? (сторож Тихон, соседская дочь Манюшка)
Получается, что для них она гораздо роднее. Простые деревенские люди, привыкшие жить сообща, не могут пройти мимо этой одинокой, женщины.
Совсем потеряв надежду увидеть дочь, мать пишет письмо.(слайд№12)
(зачитывается письмо)

3.Тема одиночества в живописи .
Тема одиночества покинутых детьми матерей звучит и в изобразительном искусстве.
Рассматриваются картины : 1.«Сени».Худ. В.Е.Попков.1973.
2. «Старость». Худ. В.Е.Попков.1969.
3. «Мать» Худ. В.Шилов.
4. «Ожидание» Худ .В.Шилов.
(слайды №9,10,11)

Эта тема нашла отражение и в стихотворении И.Кашпурова.(учитель зачитывает стихотворение)

И. Кашпуров. «Одинокая».

Ни земли, ни Господнего неба.
Только ночь, только жуть да пурга.
Средь степи одиноко и немо
Стынет хутор, увязший в снегах.
Там старуха до зорьки студеной
Свет вздувает в хатенке глухой
и, вздохнув перед темной иконой,
Скоро крестится темной рукой…
Ей глаза обессилело горе,
Время отняло силы давно.
А пурга заметает подворье,
И тяжелый сугроб по окно.
Ну, а годы уходят, уходят.
Не догнать уж – гонись, не гонись…
Ах, как долго светает сегодня,
Ах, как медленно тянется жизнь

На слайде № 14 картина «Возвращение блудного сына»

Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
(«Чти отца своего и мать твою, да благо ти буде. И долголетен будешь на земле.»)

III. Заключение.
Название темы – слова Насти. Которые она произносит. Сидя на скамейке около Адмиралтейства»… Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.»
Хочется думать, что её сердце не замерзло окончательно, что Настя обретет опору в жизни. Только жаль, что вернуть мать уже нельзя. А завершить хотелось бы словами:

Да. Мы сделались жестче, скупее и злей.
Мы утратили веру. Бредем как в тумане.
И не можем понять своих близких людей.
А с неблизкими - вовсе почти марсиане!
Так давайте же истину эту поймем,
За свое равнодушье попросим прощенье.
Так давайте мы очередь дружно займем
За таким дорогим дефицитом – общенье.
Александр Николаенко.
Д/З ответьте письменно на вопрос: «Как вы лично относитесь к поступку Насти?»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: imaykeeva (2015-01-14) | Автор: Майкеева Маншук Самидуллаевна E W
Просмотров: 219 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru