Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Склонение имён прилагательных в единственном числе.
Тема: Склонение имён прилагательных в единственном числе.
Цель: Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект: имя прилагательное.
Задачи:
Обучающая: формировать представление об изменениях имён прилагательных по падежам; закрепить и помочь осознать особенности склонения этой части речи; обобщить знания об имени прилагательном как части речи, систематизировать знания и умения учащихся по распознаванию словосочетаний прилагательное + существительное; научить определять грамматические признаки имени прилагательного на основе способа связи в таких словосочетаниях; формировать умения самостоятельной работы, взаимопроверки, работы в группах; обогащать словарный запас слов учащихся.
Развивающая: развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте; повышать языковую грамотность учащихся, развивая их устную и письменную речь; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать логическое, абстрактное и творческое мышление учащихся.
Воспитывающая: воспитывать культуру учебного труда, положительную мотивацию к учению, активную личность.
Оборудование. Интерактивные таблицы: презентация «Имя прилагательное», учебник, карточки, тексты.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. (слайд)
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

2. Психологическая разминка «Улыбнитесь!»
- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать это дома, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо. Теперь вы готовы к работе.

3. Откройте тетради, запишите дату.

4. Пальчиковая гимнастика «Свои пять пальцев».
Каждый палец здоровается с большим и говорит ему «здравствуй». Сначала медленно, потом быстрее (3-5 раз). Соединив подушечки пальцев обеих рук, делаем «крышу». Напрягаем пальцы изо всех сил, а потом, дунув, расслабляем их. Пальцы умные, ласковые: гладим их большим пальцем той же руки – от мизинца до указательного, затем делаем щелчок, как кастаньетами.

5. Минутка чистописания. Пп (слайд).
Дайте характеристику букве и звукам. Выпишите из словаря три существительных на эту букву. Составьте словосочетания с данными существительными, в которых способ связи согласование.
- Что значит согласование?
- В чём согласуется зависимое слово главным?

6. Актуализация знаний. (слайд)
- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

7. План – рассуждение. (слайд)
- Используя план, расскажите об имени прилагательном.

8. Метод ассоциаций.
- Какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово снежинка, какая она? (слайд)

9. Дыхательная гимнастика «Снегопад».
Посмотрите, что-то падает с неба. Вытяните левую руку, откройте ладошку. Вытяните правую руку, откройте ладошку. Поймайте ладошками пушистые снежинки. Потянитесь вверх. Глубоко вдохните. Опустите руки вниз, стряхните снежинки с ладошек. Выдохните. Повторим ещё раз.

10. Тест. (слайд)
- Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая группа получает один тест)
- Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь. С к л о н е н и е. (слайд)
- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением).
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили всё, от имени прилагательном).
Я рада за вас!

11. Работа с рефлексивной картой.
- Какова цель урока.

12. Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными.
1 группа просклоняет прилагательное – зимний лес.
2 группа – зимнее утро.
3 группа – зимняя погода.
- Какого рода и числа данные прилагательные?
- Какие словосочетания вы склоняли?
- Какой способ связи в данных словосочетаниях?
- Почему согласование?
- А какое главное слово?
(Проверка на слайде).
- Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного.
Каждая группа делает свои выводы. Спикеры выступают от каждой группа.

13. – Итак, давайте составим памятку определения падежа у имён прилагательных.
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2 шаг – определить падеж у имени существительного.
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного.
(каждый шаг открывается на слайде).

14. Физминутка для глаз. (слайд)
- Немного отдохнули. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним задание.

15. Работа с карточками. (слайд)
Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.
На … поле открытое
У … окна хоккейное
Около …. ёлки пушистая

- Нужно к каждому существительному подобрать подходящие по смыслу прилагательное, поставив в нужном падеже.
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание? (научились определять падеж имён прилагательных).

16. Работа по учебнику. (стр. 74, упр.222)
Прочитайте текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных.
Во втором предложении сделать синтактический разбор.

17. Работа с рефлексивной картой.

18. Итог урока.
- Как определить падеж имён прилагательных?

19. Оценивание. (спикеры выставляют оценки).

20. Домашнее задание. (карточки. Стр.75, упр.224).

21. – А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на партах лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочёты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получилось. Прикрепите ваши сердечки на большое сердце, и мы увидим, как удачно мы поработали.

22. Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ad76 (2015-01-14) | Автор: Калина Жанар Бекбулатовна E W
Просмотров: 611 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 1:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru