Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Сплести воедино истоки корней»
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«СПЛЕСТИ ВОЕДИНО ИСТОКИ КОРНЕЙ»

(А.ПУШКИН И А. КУНАНБАЕВ)

Эпиграф: «Абай и Пушкин – два светила,
Два светлых гения земли.
Поэзией сердца будили,
Гуманности учили вы.
Пройдут года, пройдут столетья,
Но помнить будут вас всегда,
Ваш слог нетленен… Это вечно…
Ведь истина всегда права».

Оформление: выставка книг А. Пушкина и А. Кунанбаева; портреты писателей; музыкальное сопровождение.
Надписи под портретом А. Пушкина:»
«Легко догорает огарок свечи,
Но в песенном камне не меркнут лучи.
Сиянию камня не будет конца –
Так Пушкина песнь освещает сердца.
Ты- солнце поэзии, ты- самоцвет,
Ты с нами навеки, великий поэт!»
(Жамбыл Жабаев)
Надпись под портретом Абая Кунанбаева:
«Я много разных слов сказал.
Обдумав, рифмой их связал.
Дорогу к совести и чести
И к исправленью указал.
Храни, народ мой, слова суть,
Вперёд определяя путь.
Встречай со всеми праздник жизни
Достойно, а не как- нибудь»
(Абай)

ЦЕЛИ: развитие интереса к чтению; к художественной книге через вдумчивое отношение к слову; через сопоставление стихотворений при его сравнительном анализе; развитие критического мышления и творческих умений через стратегию «Диаграмма Венна»; формирование навыков выразительного чтения; воспитание бережного отношения к природе; разбудить раздумье над вопросами морали и поведения, как бескорыстие в любви, благодарность человека за честь и добро.

Ход урока:

1.Побуждение.Викторина «Узнай героя»
1. «Острижен по последней моде
Как денди лондонский одет»
(Онегин)

2. «Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива»
(Татьяна)

3. «Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела»
(Ольга)

4. «В книгах не видал вреда;
Он не читал их никогда,
Их почитал пустой забавой»
(Ларин)
5. «Кругла, красна лицом она,
Как эта круглая луна
На этом глупом небосклоне»
(Ольга)

6. «Красавец в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.»
(Ленский)

7. «Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.»
(Дядя Онегина)

2. Мотивация. С детских лет мы слышим имя Пушкина. В счастливые и тяжёлые минуты человек всегда найдёт созвучие своим чувствам в его поэзии. Пушкинская поэзия удивительно верно изображает русскую действительность, русскую природу или русские характеры. На этом основании общий голос нарёк его народным поэтом.
В истории каждой национальной литературы есть писатели, творчество которых представляет собой высшее достижение национального словесного искусства. В русской литературе – это А.Пушкин, в казахской – Абай Кунанбаев. Многие мотивы лирики сближают этих двух поэтов.
Цикл стихотворений о природе подтверждение этому. Пушкинские картины созвучны музыкальным пьесам П. И. Чайковского. Поэт полностью отдаёт себя во власть воображения и творчества.
Абай также мастер пейзажной лирики. Высокое мастерство поэта проявилось в его стихотворениях о временах года. В них нашли отражение картины народной жизни: бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Абая увлекают не только картины природы. В этой степи его народ. Вот почему стихотворения о природе- это в то же время произведения о народной жизни.
Ученики читают стихотворение «Осень» А.Пушкина и Абая
Работа в группах .Составление «Диаграммы Венна». (Приложение)
По стихотворениям «Осень» А. Пушкина и Абая и по стихотворениям
«Весна» А. Пушкина и Абая
ВЕСНА
(А.Кунанбаев)
Как весенней порою шумят тополя,
Ходит ветер, цветочною пылью пыля.
Всё живое обласкано солнцем степным,
Пестроцветным ковром зацветает земля.

И смеётся, и песни поёт молодёжь,
Да и старых по юртам ищи – не найдёшь.
И со смертного ложа могли б их поднять
Песни, солнце, и ветер, и птичий галдёж.

На весеннем кочевье аулы сошлись,
В общей радости родственники обнялись.
А знакомые просто шутя и смеясь,
Обо всём по душам толковать принялись.

Верблюжонка верблюдица громко зовёт.
Блеют овцы, в кустах птичий гомон встаёт,
Мотыльки – над травой и в ветвях тополей,
Заглядевшихся в светлое озеро вод.

И все девушки лучший надели убор,
И долины в тюльпанах, как пёстрый ковёр.
В приозёрных низинах гремят соловьи,
Им кукушки зарёй отзываются с гор.

ВЕСНА
(А. Пушкин)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

ОСЕНЬ (отрывок)
(А. Кунанбаев)

Тучи мрачно окутали весь небосвод-
Это осень в дождях и туманах ползёт,
И застывшую землю, от тужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребёт.

Нет уж больше травы на просторах степей.
Смеха больше не слышно и гама детей,
А деревья, иссохшие, как старики,
Тянут к небу безлистые руки ветвей.

Уж дымится с овечьими шкурами чан-
Износилась одежда. Весь в дырах чапан,
Чинят женщины юрту, заплаты кладут,
И старухи свой ткацкий наладили стан.

Журавли в тёплый край вереницей летят,
Голодают верблюды и грустно глядят,
Приуныли аулы – куда не пойдёшь,
Не услышишь весёлого смеха ребят.

ОСЕНЬ (отрывок)
(А.Пушкин)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.



По технологии КМ составляется ассоциативная карта по стихотворениям «Весна» и «Зима» (А. Кунанбаев, А.Пушкин). Работают 2 группы. (Приложение)
Затем карты вывешиваются на доске и учащиеся защищают их.
ЗИМА
(А. Кунанбаев)
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой.
Враг всему, что живёт. С омрачённым челом,
Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой.

Старый сват, белый дед, натворил много бед,
От дыханья его – стужа. Снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, крехтя, разукрашен, румян.

Брови грозно нависли – нахмуренный вид:
Головою тряхнёт – скучный снег повалит.
Злится он, словно бешенный старый верблюд,
И тогда шестискладная юрта дрожит.

Если дети играть выбегают во двор,
Щиплет нос он и щёки им злою рукой.
В армяке, в полушубке дублёном пастух
Повернулся к холодному ветру спиной.

Конь разбить безуспешно пытается лёд,
И голодный табун еле-еле бредёт.
Скалит жадную пасть волк – союзник зимы.
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!



ЗИМА
(А. Пушкин)
Зима!... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляя путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь.
Бразды пушистые взрывая.
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик
В салазки Жучу посадив,
Себя в коня преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик-
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

3. Ученик1. Любовь для А.Пушкина предмет высокой поэзии. Она выведена за пределы быта и обычной жизни. Произведение тогда талантливо и совершенно, когда оно задевает сокровенные струны
Ученик2. Абай был первым из казахов, кто навсегда породнил поэзию Пушкина с казахским народом. Он перевёл на казахский язык отрывки из «Евгения Онегина», положил их на музыку. Это было большое событие.
Ученик 3. Прекрасная Татьяна , страдающая от неразделённой любви , затронула степняков своей естественной скромностью и степь запела о Татьяне, потому что русская девушка Татьяна грустила одной грустью с дочерьми казахов. Такие далёкие по языку и обычаям, они оказались близки друг другу и мыслями, и судьбой, и пламенными чувствами.

Учащиеся инсценируют письмо Татьяны к Онегину на русском и казахском языках, и письмо Онегина к Татьяне так же на двух языках.(Пушкинская Татьяна, прочитав половину стихотворения, берёт лист бумаги и перо, подходит к абаевской Татьяне, одетой в национальную одежду и передаёт ей письмо. Та продолжает письмо на казахском языке. Так же инсценируется письмо Онегина к Татьяне).

4. Рефлексия.
Что вы сегодня уносите с урока?
Что понравилось на уроке?
Какой момент урока был самым интересным?
Учитель.Сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству поэтических гениев – А Пушкина и Абая. Закончить наш урок мне хочется словами Абая Кунанбаева: «Если хочешь жить достойно, живи трезво, опираясь на свою силу, трудись- и земля принесёт тебе свои плоды и не оставит тебя в ничтожестве».
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: Русский язык и литература | Добавил: mila2350 (2015-01-24) | Автор: Абрамова Л.М. E W
Просмотров: 245 | Теги: Абай и Пушкин, урок по литературе | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru