Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Прямая речь
Тема: Прямая речь.
Цель: Знать правила правописания прямой речи.
Задачи:
Обеспечить усвоение учащимися понятия «Прямая речь» и правил письменного оформления прямой речи.
Развить познавательные интересы, умения анализировать, доказывать.
Воспитать нравственные качества, интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урок: урок-исследование
Оборудование: карточки, фломастеры, карточки-схемы
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.
Методы работы: наглядный, словесный, самостоятельная работа, частично-поисковый.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня у нас урок-исследование, на котором мы познакомимся с правилами правописания прямой речи. Мы исследуем особенности оформления предложений с прямой речью. Научимся составлять схемы к таким предложениям.
Урок состоит из нескольких этапов:
1.Этап - «Актуализация знаний»
2.Этап - «Минутка чистописания»
З.Этап - «Интеллектуальный капитал»
4.Этап - «Диалог с учебником»
5.Этап - «Катапульта вопросов»
6.Этап - «Составление кластера»

Эмоциональный настрой:
«Настроение - важный момент В нашей жизни. Улыбнитесь друг другу. Подарите друг другу положительные эмоции».
Для того чтобы настроить себя на успех, мы произнесем волшебные слова,
которые, надеюсь, помогут вам:
«Я люблю солнце, - оно любит меня!
Я люблю землю, - она любит меня!
Я люблю людей, - они любят меня!»
11. Основная часть урока:
1.этап. Актуализация знаний.
(Повторение изученного материала на прошлом уроке)
-Ну, что настроились на успешную работу? Итак, приступаем к первому этапу. Я зачитаю отрывок В. Бирюкова из произведения «Какого цвета снег», а вы внимательно послушайте и скажите, кто прав волк или медведь?

Поспорили медведь с волком, какого цвета снег в лесу?
-Белый он, - сказал волк.
-Нет, серый, - твердил медведь.
-Белый. Что я, снега не видел? - злился волк.
Но медведь на своем:
-Серый. Я всегда такой ВИЖУ. Даже серо-черный. А весной совсем черный.
- Так кто же из них прав? Почему?
-Что это, монолог или диалог? Докажите.
(Диалог - это разговор двух или нескольких лиц)
-Как оформляются на письме слова каждого лица в диалоге? (В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. На письме каждая реплика заключается в кавычки. Перед каждой репликой ставится тире.)
Работа в парах.
Перед вами схема диалога. Составьте по данной схеме диалог двух лиц, употребив обращение и волшебные слова.
Но прежде, давайте вспомним, как на письме оформляются предложения с обращениями
Мы составили диалог, употребив слово пожалуйста.
-А что вы знаете об этом слове? (На письме выделяется запятой. Правописание этого слова надо запомнить)
2.Работа в тетради.
Минутка чистописания.
Словарная работа.
Мы подошли к этапу «Минутка чистописания». Откройте тетради, запишите дату, классная работа. п*жалу*ст*
-Какие буквы в слове пропущены?
-Дайте характеристику звуку Й. (согласный, звонкий, непарный, мягкий)
-Какой буквой обозначается звук й? (И краткая)
-Запишите букву, соблюдая закономерность й йй ййй йййй
-Сколько в слове слогов?(4)
-Сколько букв, звуков? (10 букв, 9 звуков)
-Почему?
-Что обозначает это слово? (Выражение вежливого обращения, просьбы, согласия, ответа на благодарность)
-Запишите слово. Подчеркните буквы, которые нужно запомнить. Когда вы употребляете СЛОВО, пожалуйста, в своей речи?
-Составьте предложение с этим словом.
Теперь я уверена, что это слово вы всегда будете употреблять в своей речи.

3.Новая тема.
Следующий этап - «Интеллектуальный капитал». Прочитайте предложения, записанные на доске.
(На доске слова М. Горького.
Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».)
-Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
-Сравните предложения. Найдите сходство и различие.
-Кому принадлежат выделенные слова?
-В каком предложении они переданы точно от имени писателя?
-На сколько частей можно разделить это предложение?
-Какая часть является словами автора?
-Как можно назвать другую часть предложения?
-Итак, тема нашего урока, гак и называется «Прямая речь».
Запишите тему урока и предложение в тетрадь.
-Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?
Вывод: Прямая речь-это слова какого либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь. Прямая речь заключается в кавычки.
5.3накомство с правилами оформления прямой речи и составление схем:
-А сейчас мы проследим за правилами оформления предложений с прямой речью и запомним, как такие предложения оформляются на письме.
На доске предложения:
И сказала скалка: « Мне Федору жалко». А: «П».
И заплакали блюдца: « Не лучше ль вернуться?» А: «П?»
И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» А: «П!»
«Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка. «П!»-а.
«Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» - говорит ей
Муравей. «П?»-а.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей. «П»,-а.

-Из каких произведений взяты предложения и кто их автор? ( Корней Чуковский «Федорино горе». Иван Крылов, басни: «Квартет», «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки».)
(Каждое предложение разобрать. Выделить слова автора, прямую речь, определить место нахождения прямой речи и найти соответствующую схему)

Физминутка:
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ ТАК. (хлопок над головой)
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ОЧЕНЬ ЛЮБИТ КЛАНЯТЬСЯ.
(наклоны вперед, руки на пояс)
А ТОЧКА, ЭТО ТОЧКА -
ПРОСТО МАЛЕНЬКИЙ ЗНАЧОК.
(присесть)

6. Закрепление:
Приступаем к следующему этапу «ДИАЛОГ С УЧЕБНИКОМ»
В учебнике на стр.212 найдите упр. 729.
Работающий у доски, покажет как он научился оформлять предложения с прямой речью.
7. Проверка усвоения знаний.
Итак, приготовьтесь к «Катапульте вопросов», которая поможет выяснить, как вы поняли тему урока:
-Что такое прямая речь?
-Из скольких частей состоят предложения с прямой речью?
-Как оформляется прямая речь на письме?
-Если слова автора стоят в начале предложения, что ставят после слов автора?
-Если слова автора стоят после прямой речи, что ставят перед словами автора?
-Как пишутся слова автора, если стоят после прямой речи?
-Сохраняются ли ! и ? знаки в предложениях с прямой речью?
-Где они стоят? (перед закрывающимися кавычками)
-Каким знаком заменяется точка, если слова автора стоят после прямой речи? 8.Творческая работа.
Последний этап нашего урока «Составление кластера»
Работа в парах.
Составить «Кластер». Дописать предложения. Изменить
предложения, поставив прямую речь вначале предложения. Составить схемы к предложениям с прямой речью.
1 ряд - предложения, содержащие вопрос
2 ряд - предложения, в котором передаются эмоции
З ряд - повествовательные предложения.
Итог урока:
Проверка кластеров.
Что нового вы узнали на уроке?
Оценки за урок.
Домашнее задание: правило стр.212-213, упражнение №731.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ruday (2015-01-26) | Автор: Каличенко Татьяна Николаевна
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru