Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Методические рекомендации в работе над полифонией.
Методические рекомендации в работе над полифонией. Глинка. Фуга До мажор.
В предыдущих семестровых заданиях вы познакомились с полифоническими прелюдиями И.С. Баха. Теперь перед вами страничка русской полифонии – двухголосная фуга Глинки.
Фуга – полифоническое произведение, основанное на изложении и имитационной разработке темы. Музыкальное развитие в фуге осуществляется за счет неоднократного проведения темы в разных голосах и полифонического сочетания этих проведений с партиями других голосов.
Фуга обычно состоит из двух разделов – экспозиции и свободной части. В экспозиции фуги тема излагается во всех голосах. В данной фуге экспозиция занимает первые восемь тактов, на протяжении которых тема проходит в обоих голосах.
Первое изложение темы (вождь) идет в основной тональности – в До мажоре, второе ее проведение (ответ, спутник) – в тональности доминанты: соль мажоре. Тот музыкальный материал, который сопровождает проведение тумы, называется противоположением (например такты 5-8 в левой руке).
Экспозиция и свободная часть связаны интермедией (9-11 такты), которая представляет собою имитацию одного из мотивов той же темы. Интермедия переводит музыку в другую тональность – в Ля минор.
В свободной части (такты 12-33) тема проводится в разных тональностях. Здесь появляется так называемая стретта (от ит. Stretta – сжатие), то есть имитирующий голос вступает раньше чем закончилось проведение темы в другом голосе:
Стретта, сближая и сгущая тематический материал, вносит в развитие большую интенсивность.
Фугу заключает кода (начиная с 5-го такта от конца), утверждающая тему в основной тональности.
Работа над фугой начинается с работы над темой. Энергичная, определенная, решительная тема в фуге Глинки , развиваясь на протяжении всей фуги, в конце приобретает мощное торжественное звучание, подчеркнутое синкопами в партии левой руки. Довольно быстрый темп создает впечатление еще большей устремленности, целенаправленности.
Интонационный строй темы ясен и прост. Сначала – энергичное устремление к вершине, по достижении которой эмоциональное напряжение музыки не спадает.
В теме все ноты, не объединенные лигой, играются нон легато; все ноты под лигой – легато.
Обратите внимание на то, что в начале темы ноты отмечены черточками. Эти звуки надо играть нон легато, но более подчеркнуто (marcato), чем остальные. Рука сверху свободно опускается на клавишу, плотно погружаясь в клавиатуру, как бы ощутив ее дно; вес всей руки концентрируется на пальце; затем рука мягко, но быстро поднимается. Следите при этом за кистью, которая не должна быть неподвижной. Кисть выполняет функцию рессоры – смягчает удар.
Рекомендуется в медленном темпе поучить каждый голос в отдельности, следя за правильным соблюдением штрихов (чередованием легато и нон легато).
При игре обеими руками вместе возникает трудность, заключающаяся в несовпадении штрихов в партии каждой руки, когда нон легато в правой наслаивается на легато в левой или наоборот. Например, такты 8-10:Как учить подобные места? Для упражнения возьмем 8-9 такты в правой и левой руках.
Сначала сыграйте 8-9 такты правой рукой затем сразу же, вслед за этим, левой рукой. И так несколько раз подряд. Когда у вас выработается некоторая автоматичность в движениях, попробуйте в медленном темпе соединить оба голоса.
Возможно и такое упражнение. Поиграйте лигу сначала правой, потом левой рукой несколько раз подряд. Затем с разбегу правой рукой сразу после лиги сыграйте два звука нон легато, левая же в это время должна играть свою лигу:
Следите чтобы два звука под лигой не слиговывались чисто формально, то есть первый звук был бы просто громче другого. Здесь должно быть ощущение «приседания»: более глубокое погружение пальца в клавишу на первой под лигой ноте и легкое, мягкое снятие руки с последней ноты под лигой. Это «приседание» прозвучит, если следя за правильной координацией рук, вы не забудете о кистевой «рессоре»
Поработайте отдельно над тактами 20-23. Перед самым началом лиг слегка приподнимите руку над клавишами, отмечая этим начало мотивов.
Не «садитесь» на начала лиг. Почувствуйте устремленность каждого мотива к верхнему звуку, а всего построения – к верхней ноте ре (в правой руке)
Проведения темы почти всегда должны звучать рельефнее, чем остальные голоса. Это не значит, что каждое проведение надо форсировать по звучанию. Тема играется более плотным звуком, другие же голоса отступают на второй план. Все проведения темы должны быть сыграны одинаково по штрихам. Это тоже поможет выявлению темы в полифонической ткани.
Проследите все проведения темы и поиграйте их поочередно в каждом голосе отдельно. Обратите внимание на тембровую характеристику каждого проведения темы. Ведь тема все время перемещается не только в тональном, но и в регистровом отношении. Представьте себе, что первое ее проведение поручено фаготу, второе – гобою и т.д. Полифоническое письмо должно предстать перед вами как «красочная партитура»
Появление темы надо подчеркнуть, оттенить. Для этого надо завершить музыкальную фразу перед темой, «вздохнуть» перед исполнением темы. Например, такты 11-12. Здесь кончается интермедия. Первый звук свободной части (в левой руке) наслаивается на конечный звук интермедии (в правой руке). В правой руке надо показать конец музыкальной фразы: верхнее ми берется мягко, рука плавно поднимается вверх. До – начало темы (в левой руке) – надо сыграть более глубоким звуком, поставив на него руку сверху. И так везде: услышать и показать конец фразы, услышать и показать начало темы.
Педаль в этой фуге употребляется прямая и пользоваться ею нужно довольно скупо. Педалью следует подчеркивать появление темы: педализируется первая четверть, на второй четверти педаль четко снимается. В такте 25 педаль следует брать на первой и третьей четвертях и снимать на второй и четвертой.
В коде педаль становится синкопированной, она следует за каждым звуком в левой руке: берется на второй и четвертой четвертях и снимается на первой и третьей. Внимательно следите за обозначениями педали в нотном тексте.
Сложность исполнения полифонических произведений всегда связывают с вопросом полифонического – мышления. Мыслить полифонический – значит слышать одновременно несколько голосов, следить за выразительным исполнением каждого голоса. Но мыслить полифонический означает также слышать все сочетания, образующиеся в результате наслоения одного голоса на другой, слышать все голоса в одновременном звучании.
В полифоническом произведении нередко наблюдается разноречие: не совпадают кульминационные моменты в партиях отдельных голосов начала и концы фраз. Все это сильно затрудняет исполнителя.
При проигрывании фуги ставьте себе такие задачи: послушать и последить за развитием только первого голоса, при другом проигрывании – за развитием второго голоса. Затем, играя фугу, попробуйте переключать внимание с одного голоса на другой. Конечная задача – услышать, как две самостоятельные мелодические линии сочетаются в одно целое.
Интересно высказывание известного советского педагога С. Савшинского: «В наше время нельзя не вспомнить воплощения полифонии пианистом Гленом Гульдом. Каждый голос у него живет своей особой жизнью, имеет свое дыхание, свою поступь, свой характер. Изумляет его искусство слышать и управлять «поведением» одновременно всех голосов. Моментами трудно поверить, что играет двурукий пианист. Возникает образ мифического шестирукого бога Шивы»
Вовсе не обязательно быть шестируким Шивой, поскольку фуга наша двухголосна. Но при исполнении этой фуги покажите что у вас чуткие уши, ясная голова и две «умных» руки…
Слесарчук Е.П. – преподаватель фортепиано
гимназия № 132
г. Алматы
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Андрей (2010-03-05) | Автор: Слесарчук Елена Павловна E
Просмотров: 1036 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 1:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru